Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Всеобщие методы в системе юридического знания

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные выражает внутренний механизм, форму и порядок процесса развития, способ появления нового. Суть закона раскрывается через диалектические категории качества, количества и меры. Любое явление, вещь или предмет имеет не только качественную, но и количественную сторону. Диалектическая категория «количество» отражает общее и единое… Читать ещё >

Всеобщие методы в системе юридического знания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Как уже отмечалось выше, методология юридической науки не может быть сведена к какому-то одному методу, тем более «единственно научному». Методология зависит и от уровня познания, и от особенностей предмета конкретного исследования, и от ряда других факторов. Каждый метод, как правило, применяется не изолированно, а в сочетании, во взаимодействии с другими.

Всеобщей основой, «ядром» системы методологии научного познания, в том числе и юридического, являются универсальные философские или всеобщие методы —диалектика и метафизика. Безусловно, базовые знания о данных методах изложены в курсе философии. Остановимся на особенностях использования всеобщих методов в юридических исследованиях, касаясь кратко общих вопросов их появления и развития.

Итак, одним из универсальных методов в системе методологии юридической науки выступает диалектический метод.

Диалектика, как известно, представляет собой учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанных на этом учении методах мышления. Другими словами, диалектика есть философская теория, метод, концепция развития и методология научного познания вообще.

Диалектическая теория, как известно из курса философии, представляет собой сложный комплекс принципов, категорий, законов, понятий и т. д., основанный на представлении о мировой взаимосвязи в процессах и явлениях материального мира. Связь носит абсолютный характер, так как проявляется во всех явлениях природы, общества и мышления. Одновременно, связь относительна, так как зависит от ряда условий, а также времени и места. В зависимости от характера отношений материальных объектов и явлений различают внутренние и внешние, необходимые и случайные, непосредственные и опосредованные связи. Таким образом, каждое явление в мире, в том числе и государственно-правовая действительность, представляет собой сложную систему отношений, существенной стороной которой выступает связь и взаимодействие причин и следствий.

Сфера применения диалектического метода в юридических исследованиях обусловлена его сфокусированностью на динамической, процессуальной составляющей бытия. Государственно-правовые явления изучаются в динамике, раскрывается их генезис, причинно-следственные связи как в отдельных элементах правовых систем, например, причины правонарушений, так и взаимодействие государства и права с другими явлениями общественной жизни — политикой, культурой, религией, моралью.

В юридических исследованиях метод материалистической диалектики подходит к государству и праву как явлениям с определенными чертами. Во-первых, выявляются взаимосвязи государства и права с другими социальными явлениями и различными условиями жизни общества — социально-экономическими, политическими, духовными. В этих взаимоотношениях проявляются характерные признаки государства и права, определяется их роль и место в обществе. При этом государство соиоставляется с политикой, общественными образованиями и политической системой общества в целом, а право, соответственно, с моралью, обычаями, общественным сознанием и другими социальными регуляторами общественных отношений, а также с экономикой.

Во-вторых, ключевым аспектом диалектического метода является развитие, а государство и право постоянно развиваются параллельно поступательному движению общества. При этом каждый этап в развитии общества сопровождается новым типом права и государства. Исследования поступательного развития государства и права выразились в разработках типологизации различных авторов (например, формационный и цивилизационный подходы к типологии государства).

Рассмотрим базовые, основополагающие законы и категории диалектики в их воплощении для целей познания государственно-правовой действительности.

В методологическом аспекте наиболее важными компонентами диалектики выступают законы. С общенаучной точки зрения диалектический закон — это объективная, необходимая, устойчивая и повторяющаяся связь между объектами. Знание законов позволяет правильно построить какую-либо деятельность. Объективные законы нельзя обойти или отменить, можно только действовать в соответствии с ними. Законы диалектики являются универсальными, они действуют как в природе, в обществе, так и в мыслительной, познавательной деятельности.

Всеобщие диалектические законы перечислены на рис. 7.4.

Рис. 7.4.

Рис. 7.4.

Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные выражает внутренний механизм, форму и порядок процесса развития, способ появления нового. Суть закона раскрывается через диалектические категории качества, количества и меры. Любое явление, вещь или предмет имеет не только качественную, но и количественную сторону. Диалектическая категория «количество» отражает общее и единое в вещах и явлениях, характеризуя их с точки зрения относительного безразличия конкретному содержанию и качественной природе. Сложные явления, тем более в общественной жизни, трудно подвергнуть изучению с помощью количественных методов. Как измерить, к примеру, уровень нравственности в обществе или демократии в государстве? Возможно ли подсчитать величину правосознания? Познание количественной стороны системы есть ступень к углублению знаний этой системы. Для того чтобы правильно понять суть какого-либо объекта, нужно обязательно учесть количественную и качественную стороны в их единстве, связи. Границы или пределы, в которых количественные изменения не вызывают качественных изменений называются мерой. При нарушении меры или выходе за ее пределы количественные изменения ведут к качественным. Так, например, выход за границы меры приводит к переходу от шалости к правонарушению, а от административного правонарушения к преступлению.

Закон перехода количественных изменений в качественные позволяет проследить как постепенные количественные изменения в структуре государства, его функциях, правовой системе приводят к качественным преобразованиям и смене типа, подтверждая тем самым один из законов диалектики. Сохраняя прежние свойства и черты, а также накапливая новые, государство и право изменяют сущность, становятся качественно новыми по социальному предназначению, форме, функциям, структуре и содержанию правовых норм и отношений.

Согласно диалектическому учению важной составляющей в работе закона перехода количественных изменений в качественные является то, что переход от старого качества к новому связан со скачком, перерывом постепенности в развитии. Так, принятие новой Конституции — скачок в развитии нашего государства, определение дальнейшего пути и перспектив развития.

Кроме перехода количественных изменений в качественные, и другие законы диалектики проявляют себя в юридических процессах и явлениях. Так, например, закон единства и борьбы противоположностей отражается в каждой юридической норме и регулируемой ею правовых отношениях, призванных объединить противоположные интересы участников, имеющих в то же время совпадающие цели (в гражданско-правовых отношениях участники имеют цель заключить сделку, но преследуя каждый свою выгоду, свой интерес вынуждены договариваться о цене, сроках и условиях поставки и т. д.). Без противоречия нет движения, они являются источником развития общества. Устранение противоречий за счет практики их решения ведет к развитию законодательства, совершенствованию государственно-властной деятельности.

Закон оуприцания отрицания по сути выражает направление развития того или иного явления, отвечает на вопрос о результате определенного цикла развития. В юридической действительности этот закон можно проиллюстрировать систематическими изменениями законодательства. Изменения в социальной жизни требуют внесения изменений в правовые нормы, которые, в свою очередь, вызывают возникновение новых отношений. Вновь возникшие общественные отношения меняют прежние, а новая юридическая норма отрицает прежние правовые предписания. Вообще, согласно закону отрицания отрицания развитие идет циклами, а каждый цикл состоит из трех стадий:

  • 1) исходный момент развития;
  • 2) превращение явления в свою противоположность, т. е. отрицание ее;
  • 3) превращение новой противоположности в свою противоположность, т. е. отрицание отрицания.

Отрицание не влечет полное уничтожение старого, это двуединый процесс, который заключается в устранении всего изжившего и сохранении ценного опыта, достигнутого в прежнем развитии.

Методологическое и практическое значение закона отрицания отрицания состоит в понимании общей тенденции развития и складывающейся в ходе него преемственности между прошлым и настоящим, прогнозирование будущего.

Помимо законов диалектический метод, как отмечено выше, оперирует категориями, которые представляют собой основные понятия науки, отражающие наиболее общие существенные свойства, отношения и явления. Философские категории по своему логическому объему являются предельно общими. Это бытие, сознание, противоречие, причина, форма и т. д. Даже само понятие закона есть категория. В частных науках категории конкретизируют, раскрывают и дополняют законы диалектики.

Юридическая наука также имеет свой категориальный аппарат, составляющий основы науки. Для того чтобы дать определение понятию необходимо подыскать к нему более общее широкое понятие. Например, норма права — э го правило поведения. По мере развития категории наполняются новым смыслом и содержанием. Применение категорий диалектики в изучении государственно-правовых явлений позволяет выделить определенные сущностные черты в каждом конкретном явлении. И вот уже норма права определяется как общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством и направленное на урегулирование конкретного вида общественных отношений[1].

Применение диалектического метода исследования законов и категорий диалектики в изучении государственно-правовой действительности позволяет установить верные критерии определения общих черт, классифицировать, систематизировать явления и процессы. Парные диалектические категории, такие как содержание и форма, причина и следствие, единичное и общее и т. д., наполняются в юридических исследованиях особым смыслом, отражающим специфику предмета познания юриспруденции. Например, норма права и источник права представляют собой парную категорию содержание — форма.

Категории причины и следствия очень широко задействованы в исследованиях правоприменительного процесса. Во-первых, само применение норм права выступает как следствие, причиной которого является юридический факт — событие или действие. Более подробно причинно-следственная связь между деянием и возникшими вредными последствиями изучена наукой уголовного права, где ей отведено место обязательного признака объективной стороны преступления, подлежащего доказыванию в обязательном порядке.

Диалектика сущности и явления проявляется в большинстве базовых юридических понятий. Например, сущностью государства как явления выступает его социальное предназначение в обществе. Причем сущность государства понимается по-разному у разных авторов, что отразилось в плюрализме подходов к понятию государства: классовый, юридический, институциональный, кибернетический и т. д.

Единичное, особенное и всеобщее представляет соотношение индивидуального и универсального. Особенное — это специфика, отличающая одну группу объектов от другой, оно является промежуточным звеном между единичным и всеобщим. В юридической науке примером использования данной диалектической категории выступает, к примеру, учение об объекте уголовного посягательства, в котором выделяют общий объект — правопорядок в целом, родовой и видовой — однородные общественные отношения и непосредственный объект — конкретное благо, охраняемое законом, которому преступлением причинен вред. Указанные объекты соотносятся между собой как общее, особенное и единичное.

Содержание и форма — еще одна парная категория, широко используемая в научных юридических исследованиях. Так, мы говорим о форме государства, включающей конкретное содержание государственной власти, способы государственного устройства и методы властвования. Нормы права содержатся в санкционированных государством источниках — формах права и т. д., а связь между формой и содержанием неоднозначна. Одно и то же содержание может выражаться в разных формах. А в одной форме может воплощаться различное содержание. Содержание более активно и подвижно и развивается быстрее формы. Форма консервативна и пассивна. Определенное время форма в той или иной степени соответствует содержанию. При развитии в определенный момент она перестает соответствовать содержанию, не может его удерживать, и тогда она отбрасывается. Так происходит, к примеру, смена формы правления или политического режима в государстве, или разросшийся массив правовых норм нуждается в систематизации и принятии, может быть, крупного кодифицированного акта. Форма объективно неотрывна от содержания. Однако субъективно этот отрыв может быть осуществлен как сознательно, так и ненамеренно. Сознательное разделение формы и содержания приводит к появлению морфологии — науки о форме, например, формальная логика, формальноюридический метод правовых наук. Ненамеренный отрыв формы и содержания, как правило, влечет негативные последствия. Так, например, формализм в работе государственного аппарата приводит к бюрократизации, обесценивает принцип правового, демократического государства.

Завершая рассмотрение диалектических категорий, отметим, что перечень их не исчерпывается представленными. Существуют и другие парные категории, например, возможность и действительность, необходимость и случайность, которые также используются в методологии юридической науки. Категории любой науки, в том числе и юридической, не остаются неизменными; с развитием деятельности человека, преобразованием окружающего мира во всех его проявлениях обогащается число и содержание категорий. Законы и категории диалектики открывают сущность процесса познания, причинно-следственные связи, обнаруживают общее и особенное в событиях и процессах, раскрывают сущность вещей. Все это позволяет успешно решать научные и практические задачи, развивать имеющиеся и вырабатывать новые методы и приемы научного исследования.

Фронтальное применение метода материалистической диалектики было характерно для советской юриспруденции.

В диалектическом методе помимо материалистического выделяется другое направление — идеализм. Приверженцы идеалистического подхода в диалектике связывают существование государства и права с объективным разумом (объективные идеалисты) или с сознанием человека, его переживаниями (субъективные идеалисты). Этот подход позволяет выявить значение духовных, а не социальных факторов в развитии государства и права, определить влияние индивидуума. В XX в. широкое распространение в западно-европейской юридической методологии получили такие объективнои субъективно-идеалистические подходы к объяснению государства и права, как прагматизм, интуитивизм и аксиологический подход[2].

Вместе с тем следует учитывать, что диалектика, будучи специфическим философским методом, не может непосредственно применяться в юридической науке, как и в любой другой специальной отрасли научных знаний. В. П. Малахов по этому поводу пишет: «Диалектика является методом выражения и самоосуществления универсальных характеристик бытия в целом. Как только предмет размышления начинает выступать в своей особенности, философский анализ становится не только благим пожеланием, но и неадекватной, ошибочной установкой»[3]. Решение проблемы, возникающей при попытке использования философских методов в юридическом научном поиске, В. П. Малахов видит в философии права, которая в данном случае выступает в ее методологическом аспекте. Философия права в данном контексте выполняет две задачи. Первая заключается в поиске, описании и подготовке методологии, позволяющей раскрыть бытие права. Вторая задача состоит в обеспечении связи философской методологии с методологией юридической науки. При этом следует постараться сохранить каждый из подходов к исследованию феномена права, ибо, как отмечалось выше, все они по-своему ценны и ни один не может исчерпывающе ответить на вопросы, стоящие перед исследователем государственно-правовой действительности. В рамках философии права изучаются закономерности возникновения и функционирования права, его сущность, связи с другими социальными явлениями. Рассмотрение права и государства как парных категорий позволяет поднять вопрос о такой отрасли знаний, как философия государства, дополняющей философию права. В. К. Бабаев отмечает, что задачей философии государства должно стать осмысление сущности, природы и назначения таких фундаментальных категорий, как власть, государство, гражданское общество[4]. Пока философия государства в качестве самостоятельной науки нс выделяется.

Наряду с диалектическим методом в юридической науке используется и другой всеобщий философский метод — метафизический. Метафизика — это наука о сверхчувственных принципах и началах бытия. Как философский метод, противоположный диалектике, отрицает качественное саморазвитие бытия через противоречия, тяготеет к построению однозначной, статичной и умозрительной картины мира. В метафизической теории развитие хотя и не отрицается, однако понимается как чисто количественные или только качественные изменения. Количественные изменения — эволюционные изменения, не ведущие к изменениям качественным. Качественные изменения понимаются как скачкообразные, катастрофические. Эволюционный процесс представляется в виде кругового движения с возвратом к исходной точке.

Античная метафизика, зародившись в древнем периоде, явилась образцом метафизики вообще, а на протяжении истории западноевропейской философии существенно менялась. Средневековая философия признает метафизику высшей формой рационального познания бытия, подчиненной сверхразумному знанию, данному в Откровении. Схоластика считала, что метафизике доступно богопознание. Средневековая метафизика существенно обогатила понятийный и терминологический багаж философии.

Метафизика в период Возрождения испытала на себе влияние естественных наук, достигших в это время несомненного успеха, особенно в механике и математике. Метафизика сосредоточивается на вопросах гносеологии, все более приобретая свойства и черты метода познания, а нс философии бытия. Это справедливо и для метафизики рационализма, тесно связанной с традиционной онтологией, и для метафизики эмпиризма, получившей классическое выражение в системах Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. В. Лейбница.

В классической немецкой философии XVIII—XIX вв. происходит пересмотр старых представлений метафизики как умозрительной картины мира. Определяющую роль в этом процессе сыграла критическая философия И. Канта. На основе кантовских идей И. Г. Фихте и ранний Ф. В. Шеллинг построили новый вариант метафизики, специфической чертой которой было понимание абсолюта не как неизменной сверхреальности, а как сверхэмпирической истории, в которой совпадают процесс и результат. В качестве метода познания метафизику переосмыслил Г. В. Ф. Гегель, противопоставив ее диалектическому методу.

Обретение юриспруденцией самостоятельного дисциплинарного статуса обычно связывают с деятельностью представителей юридического позитивизма. Действительно, в рамках позитивизма получает обоснование принцип полагания в качестве предмета юридических исследований реально существующего права.

Позитивная философия, в видении О. Конта, это здоровая философия, которая изгоняет все неразрешимые метафизические вопросы и концентрирует внимание на проблемах методологии науки. Философия, таким образом, превращается в логику отдельных наук, призванную выполнять функцию систематизации, упорядочивания, кодификации научных выводов. Значение понятия «позитивный» для О. Конта многогранно; позитивное знание — это знание реальное, полезное, точное, положительное (созидательное), оно противостоит вненаучному химерическому, негодному, сомнительному, отрицательному (разрушительному) знанию.

Постпозитивисты отказываются от радикальной антиметафизичности. Метафизические конструкции рассматриваются как фундамент научного познания. Кредо постпозитивизма: «Философия науки без истории науки пуста; история науки без философии науки слепа».

Можно констатировать, что в целом XX в. было свойственно нарастающее тяготение к метафизике, тенденция эта сохраняется и в XXI в. Однако разброс позиций, подходов, концепций и парадигм, сформировавшихся на основе метафизической методологии познания, настолько широк, что не позволяет дать четкую характеристику[5].

В отличие от диалектики, которая, как было рассмотрено выше, базируется на постулатах взаимосвязи, взаимообусловленности явлений и процессов, метафизика исходит из того, что явления и процессы в окружающем мире независимы, изолированы или связаны слабо. При этом связи преимущественно поверхностны. Источником и движущей силой развития выступают внешний толчок, внешние силы. Количественные изменения накапливаются, но не приводят к качественным скачкообразным переходам. В метафизическом методе исследования преобладают анализ и описание внешних признаков и характеристик. Для исследования в целом свойственны односторонность и умозрительность.

Метафизический метод вполне употребим и довольно широко используется в познании правовой реальности. В исследовании государства и права метафизический метод незаменим, когда возникает необходимость выделить то или иное явление государственно-правовой действительности и рассмотреть изолированно для более детального анализа. Поэтому наиболее эффективно его применение для исследования государственноправовых явлений в статике, зафиксировав в определенной точке пространства или времени. Такая потребность возникает при классификации, систематизации правовых событий, когда необходимо отвлечься от некоторых связей, использовав только количественные или только качественные характеристики[6]. При этом важно учитывать, что излишняя абсолютизация каких-либо положений способна негативно сказаться на результатах исследования, привести к односторонности.

На основе метафизической теории и методологии постепенно сформировался целый ряд методологических подходов как в общенаучных исследованиях, так и в сфере юриспруденции: эпистемология, феноменология, синергетика и др. Так, феноменологический метод позволяет рассматривать правовую действительность, учитывая внутреннее состояние, чувства человека. Аксиологический метод дает возможность обнаружить значимое для человека в конкретной ситуации и вне ее рамок, выявить ценности повседневной реальности и системного мира, отличить ценности от псевдоценностей. С помощью системного метода правовую реальность изучают как систему, состоящую из взаимодействующих элементов, компонентов и подсистем. Особое значение в познании правовой реальности имеет герменевтический метод, который помогает уяснить истинный смысл и содержание правовых предписаний. Все эти и другие методологические подходы к познанию государства и права, базирующиеся на метафизической теории, будут рассмотрены в гл. 8.

Таким образом, в познавательном процессе юридической науки необходимо применять не только специальные узконаправленные методы юридической науки, но и всеобщие методы познания — диалектический и метафизический. Необходимо обратить внимание на сферу применения метафизического метода. Всеобщие или философские методы, как было сказано, являются универсальными. Они определяют общее направление и стратегию исследования, проникают во все уровни методологии, преломляясь и воплощаясь в конкретной форме в каждом из них. Однако в научном исследовании нельзя ограничиваться только философскими принципами, необходимо грамотно сочетать всю совокупность методов, выработанных юридической наукой, ибо нет и не может быть единственно верного, универсального метода. История познания и практика подтвердили этот вывод. Об общенаучных и специальных методах юридической науки речь пойдет в следующей главе учебника.

  • [1] Селютипа Е. Н., Холодов В. А. Указ. соч. С. 100.
  • [2] Пиголкин А. С., Головистикова А. II., Дмитриев 10. А. Указ. соч. С. 43.
  • [3] Философия социальных и гуманитарных наук. С. 265.
  • [4] Теория государства и права: учебник для бакалавров / под ред. В. К. Бабаева. С. 30.
  • [5] Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Республика, 2001. С. 329.
  • [6] Иконникова Г. И., Ляшенко В. П. Указ. соч. С. 302.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой