Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Массовая коммуникация. 
Основы теории коммуникации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализируя приведенную выше формулу Маклюэна, другой теоретик современной культуры, Ж. Бодрийяр, указывал: «Настоящее послание, которое отправляют телевидение и радио, то, которое раскодировано и потреблено бессознательно и глубоко, не является явным содержанием звуков и образов, а представляет собой принудительную схему, связанную с самой технической сущностью этих средств информации… Читать ещё >

Массовая коммуникация. Основы теории коммуникации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Среди особенностей массовой коммуникации, отличающих ее от других форматов, могут быть выделены следующие:

  • • отсутствие конкретного адресата — сообщение отправляется не определенному лицу или группе лиц, а некоторому множеству получателей; при этом массовая коммуникация формирует и стандартизирует свою аудиторию, во многом задавая ее потребности и нормы;
  • • дистантность коммуникации, обусловливающая отсутствие мгновенной реакции на сообщение, отсутствие непосредственной обратной связи, проявляющейся «здесь и сейчас» (правда, новые технологии, прежде всего Интернет, интерактивные телевидение и радио предоставляют все больше возможностей для подобной связи);
  • • обязательное наличие технических средств передачи сообщения, оказывающих самое серьезное влияние как на само сообщение, так и на его восприятие и интерпретацию адресатом;
  • • социальная значимость сообщения — содержащаяся в нем информация представляется отправителем как важная для самой широкой аудитории.

Таким образом, под массовой коммуникацией понимают процесс создания и распространения сообщений с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение, Интернет) среди численно неограниченной «рассеянной» аудитории.

Функции массовой коммуникации и ее социальная роль активно обсуждаются в современной коммуникативистике. Традиционно главной функцией массовой коммуникации считалась информационная, заключающаяся в распространении сведений об окружающем мире, значимых событиях, в нем происходящих. Но многие ученые и практики СМИ склонны выделять в качестве ведущей социальную функцию — регулирующую, ответственную за создание общего коммуникативного пространства, социализацию индивида[1] и обеспечение взаимосвязи между различными социальными субъектами. Некоторые исследователи выделяют еще и культурную функцию СМИ: она заключается в сохранении и трансляции от поколения к поколению норм и ценностей культуры. Разумеется, все эти функции взаимосвязаны. Более того, задачи информирования, интеграции, идентификации, трансляции культуры и т. д. характерны не только для массовой коммуникации, просто именно ею по преимуществу они осуществляются в современном обществе. Отсюда повышенное внимание к индустрии СМИ современных обществоведов.

В середине — второй половине XX в. широкое влияние приобрели идеи философов и социологов так называемой Франкфуртской школы — Г. Маркузе (1898—1979), М. Хоркхаймера (1895—1973) и др. Они первыми сосредоточились на рекреативной (досуговой, развлекательной) функции СМИ, настаивая на том, что именно она в современном мире ответственна за формирование массовидных представлений о реальности. С помощью своеобразного гипноза СМИ и массовая культура внедряют в сознание людей ложную картину мира, навязывают ложные потребности и культ потребления. В том же русле размышлял французский философ, писатель и режиссер Г. Дебор (1931 — 1994), предложивший именовать современное общество «обществом спектакля», где в картинки, мелькающие в экране и бездумно потребляемые зрителем, превращается все — природные катастрофы и политическая борьба, достижения науки и личная жизнь публичных личностей: «Наиболее интенсивно сейчас развивается сфера услуг и развлечений Это касается и того, как мы подписываемся на культурное потребление и покупаем общение как таковое, посредством разнообразных „ток-шоу“ и „встреч со звездами“. Однако не очевидно ли, что подобный зрелищный товар, которым нас потчует спектакль, имеет столь большой спрос лишь потому, что дефицитом стала сама соответствующая реальность?!»[2]

Вопрос о степени и характере влияния массовой коммуникации на общество по сей день остается спорным. Давая свой вариант ответа на него, Г. М. Маклюэн сформулировал знаменитый афоризм: «Средство коммуникации само является сообщением» {The medium is the message). В собственном его толковании, «это всего лишь означает, что личностные и социальные последствия любого средства коммуникации, то есть любого нашего расширения вовне, вытекают из нового масштаба, привносимого каждым таким расширением, или новой технологией, в наши дела»[3].

Массовая коммуникация. Основы теории коммуникации.

Герберт Маршалл Маклюэн (1911 — 1980) — канадский философ, филолог, теоретик коммуникации. Наиболее известные работы:

«Галактика Гутенберга: Становление человека печатающего» (1962),.

«Понимание медиа: Внешнее расширение человека» (1964).

«В эпоху электричества у когда наша центральная нервная системау технологически расширившись вовне, вовлекает нас в жизнь всего человечества и вживляет в нас весь человеческий роду мы вынуждены глубоко участвовать в последствиях каждого своего действия».

Массовая коммуникация, по Маклюэну, формируется с появлением ежедневной прессы и развитием фотографии, с внедрением в жизнь электричества и иных средств, создающих основу для формирования глобального общества («глобальной деревни»). В итоге человек начинает иначе воспринимать мир и иначе взаимодействовать с ним. Даже самое банальное и обыденное событие, показанное по телевизору, оказывается значимым и заслуживающим внимания. Мозаичность разрозненных сообщений формирует «шарообразный космос мгновенно возникающих взаимосвязей»[4]. Телевидение активно конструирует окружающий человека мир, наделяя его свойствами, которые ему самому присущи.

Анализируя приведенную выше формулу Маклюэна, другой теоретик современной культуры, Ж. Бодрийяр, указывал: «Настоящее послание, которое отправляют телевидение и радио, то, которое раскодировано и потреблено бессознательно и глубоко, не является явным содержанием звуков и образов, а представляет собой принудительную схему, связанную с самой технической сущностью этих средств информации, с дезартикуляцией реального в последовательные и эквивалентные знаки: это нормальный, запрограммированный, чудотворный переход от Вьетнама к мюзикхоллу на основе полного абстрагирования от того и другого»[5].

В знаменитой статье, а позже книге «Войны в Заливе не было» на примере телеосвещения военной операции США под кодовым названием «Буря в пустыне» Бодрийяр подробно рассмотрел, как масс-медиа конструируют политическое событие: картинка на экране замещает его и, по сути, делает излишним. По мнению Бодрийяра, массовая коммуникация способствует отчуждению человека от окружающего мира, действительность превращается в декорацию, нечто иллюзорное и ирреальное.

Массовая коммуникация. Основы теории коммуникации.

Жан Бодрийяр (1929—2009) — французский философ, социолог, культуролог, один из крупнейших представителей постмодернистской мысли, хотя сам себя постмодернистом не считал. Наиболее известные работы: «Общество потребления» (1970), «Символический обмен и смерть» (1976), «Симулякры и симуляция» (1981).

«Мы живем под покровом знаков в отрыве от действительности».

Массовая коммуникация. Основы теории коммуникации.

Никлас Луман (1927—1998) — немецкий социолог, один из крупнейших исследователей средств массовой коммуникации. Наиболее известные работы: «Социальные системы. Очерк общей теории» (1984), «Реальность масс-медиа» (1995).

«Всеf что мы знаем о нашем обществе и даже о мире, в котором живем, мы узнаем через масс-медиа».

На этот же эффект указывает Н. Луман: человеческое сознание не в состоянии различать условия существования объектов и условия их познания. Важнейшей задачей медиа-исследований поэтому является изучение средств и способов конструирования «второй реальности»[6].

Теоретический аспект исследований СМИ неотрывен от их сверхактуальной практической составляющей: прокатившаяся по разным странам мира в 2000;е гг. волна «твиттерных революций» — только одна из многих иллюстраций того, как можно менять мир с помощью средств массовой коммуникации.

  • [1] Под социализацией понимается процесс «вхождения» личности в общество, овладениясоциальными нормами, моделями поведения, системой ценностей и установок. Средствамассовой коммуникации играют в этом процессе роль не меньшую, чем такие социальныеинституты, как семья или школа.
  • [2] Дебор Г. Общество спектакля. М.: Логос, 2000. URL: http://moclernlib.ru/books/debor_gi/obschcstvo_spcktaklya/read/ (дата обращения: 01.11.2015).
  • [3] Маклюэн Г. М. Понимание медиа: внешние расширения человека. URL: http://www.e-reading.club/book.php?book=102 820 (дата обращения: 01.11.2015).
  • [4] Маклюэн Г. М. Понимание медиа: внешние расширения человека.
  • [5] Бодрийяр Ж. Общество потребления. М., 2006. С. 102.
  • [6] Луман II. Реальность масс-медиа. М., 2005. С. 14.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой