Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Как происходит воспитание

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Человек приспосабливается к окружающему миру благодаря знаниям, подражанию и приобретению личного опыта. Если «запуск» подражания и накапливания личного опыта происходит после рождения, то воспитание начинается гораздо раньше — до рождения. Сегодня уже доказано, что колоссальное количество информации человек получает, еще находясь в утробе матери. Многие события в этот период оказывают влияние… Читать ещё >

Как происходит воспитание (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сколько бы и каких примеров мы ни приводили, истины мы не постигнем. Примерами можно что угодно доказать и что угодно опровергнуть. Жизнь дает любые примеры. В главе 1, где мы подробно анализировали сущность педагогических категорий, воспитанием названо приспособление человека к условиям существования. Если человек приспособился к среде, в которой он существует, он воспитался. Если человек выжил и продолжает жить, он воспитан. Сколько бы он ни получил воспитания, его обязательно хватит до конца жизни.

Человек создан для воспитания. Оно происходит всегда и всюду, не спрашивая ни у кого разрешения. Воспитание — свойство и потребность человеческого организма. Тот, кто рожден человеком, создан для воспитания. Остаться просто биологическим существом человек в принципе не может, потому что он обязательно воспитает себя, приспосабливаясь к жизни. Естественно, уровень воспитанности у каждого человека свой, пропорциональный приложенным усилиям.

Воспитание — это прежде всего поведение человека. Если обученность и образование обнаруживают себя в интеллектуальной зрелости, то воспитанность характеризует поведение человека в создавшихся условиях. Воспитанность — практическое действие. Именно так мы будем подходить к рассмотрению воспитания, анализу его развития (процесса) и определению величины созданного им продукта. Сила навыка, уровень сформированности привычки должны быть приняты во внимание прежде всего.

Воспитываясь, человек приспосабливается к миру. Чтобы ускорить и облегчить этот процесс, цивилизация придумала специально организованное общественное и школьное воспитание. Воспитание готовит подрастающие поколения к жизни в обществе, вооружает необходимыми для этого знаниями, умениями, навыками поведения. В несколько суженном «школьном» понимании его главная задача — «подключение» подрастающих поколений к человеческим ценностям, к отечественной и мировой культуре, введение подрастающих поколений в мир экономики, искусства. Назначение воспитания в превращении существа homo sapiens в человека культурного, нравственного — homo etos.

Когда пятилетнего ребенка спросили, что он делает в детском саду, он ответил «Я воспитываюсь». Что делается с человеком, когда он воспитывается? Происходит это с подключением воли и сознания или же невольно и неосознаваемо? Непростые вопросы, которые мы должны разобрать прежде, чем во всеоружии станем специалистами, понимающими свою ответственность за души, вверенные нам для совершенствования.

Мы уже рассмотрели общие механизмы возникновения знаний. В воспитании ист ничего принципиально нового, за исключением выбора форм поведения, составляющих основу человеческого поведения. Если цель обучения состоит в приобретении важных для человека общих и профессиональных знаний, то цель воспитания заключается в приобретении общих и специальных форм поведения, ведь воспитанность (продукт воспитания) — это, прежде всего, поведение, практическое действие. Если обучением развивается главный человеческий орган — мозг, то воспитанием совершенствуется весь человек, все его системы.

Человек приспосабливается к окружающему миру благодаря знаниям, подражанию и приобретению личного опыта. Если «запуск» подражания и накапливания личного опыта происходит после рождения, то воспитание начинается гораздо раньше — до рождения. Сегодня уже доказано, что колоссальное количество информации человек получает, еще находясь в утробе матери. Многие события в этот период оказывают влияние на всю дальнейшую жизнь, играют значительную роль в формировании характера и поведения.

Информация к ребенку попадает от матери. Живое существо, находящееся внутри, постоянно улавливает ощущения, мысли и чувства, которые вызывает у матери окружающий мир. Об этом знали давно. Более тысячи лет назад в Китае знатные женщины весь период беременности проводили в специальных клиниках, окруженные красотой и покоем. Новорожденные несли в себе материнское отношение к окружающему миру.

То, что ребенок воспринимает информацию до рождения, доказано многими исследованиями. Так, после рождения, ребенок узнает ту музыку, которую любила слушать его мама во время беременности. Узнаются запахи, настроения, речь окружающих женщину родственников. Говорят, что в утробе матери ребенок знакомится по голосу со своим отцом. Будущему отцу просто необходимо постоянно с ним разговаривать. Вкусовые предпочтения тоже будут зависеть от того, что ела во время беременности мать. Исследователям удалось получить изображение плода с недовольной гримасой, когда матерью была съедена «невкусная» пища.

Установлено, что между матерью и плодом существует сильная эмоциональная связь. Если не думать о новорожденном с любовью, возможно появление у него невротических расстройств, нарушение пищеварительной системы. Дети, чье появление на свет сопровождалось равнодушием, имеют меньший вес, больше плачут. В дальнейшем у них возникают проблемы с общением, возможны трудности социализации.

Что происходит дальше? В наследственных программах есть все, что может понадобиться человеку. Первичные инстинкты запустили программу саморазвития, воспитания. Дальше все зависит от среды, в которой оказался ребенок, условий и возможностей, собственной активности. Отталкивается воспитание от полученных в утробе матери впечатлений, которые развиваясь, становятся чертами характера, а через них и поведения.

Роль врожденных идей мы уже рассмотрели и пришли к выводу, что в очень свернутом виде природа сохраняет в будущих поколениях опыт жизни предков. Врожденные идеи — генетически оформленный опыт предков, а опыт, овладение им, использование для приспособления к новым условиям жизни, — это, как известно, основная сущность и генеральная цель воспитания и обучения.

Самый таинственный момент — как соединяются врожденные идеи с новыми обстоятельствами жизни, как зарождается сознание и управляемое им поведение — пока до конца не понят. Развитие интеллектуальной сферы происходит путем образования все новых и более совершенных связей. Ими заполняются специально предназначенные для последующего дообучения области наследственных генетических программ. Образование связей — основа обучения и, вне всякого сомнения, поведения.

Рассмотрение воспитания через возникновение новых ассоциативных связей существует давно. Лишь благодаря ассоциациям человек может приобретать новые умения. Ассоциативное объяснение духовных процессов находим у Платона (427−347 до н.э.) и Аристотеля (384−322 до н.э.). Древним философам были хорошо известны законы ассоциации, лежащие в основе подражания — наиболее простого пути к возникновению определенного поведения.

На скорость и глубину образования новых ассоциативных связей большое влияние оказывают эмоции. Под влиянием положительных эмоций процесс воспитания развивается быстро и качественно, отрицательные эмоции, наоборот, ухудшают формирование новых связей. Этот закон отражается в принципе эмоциональности воспитания (обучения).

На какие другие факторы воспитания вы могли бы указать?

Проанализируйте изречения выдающихся людей о воспитании. Сможете ли вы понять, о чем они хотели нам сказать?

" Воспитание есть выведение на поверхность нашего существа бесконечных истоков внутренней мудрости" (Р. Тагор).

" Обучение наукам способствует развитию добродетели в людях с хорошими духовными задатками; в людях, не имеющих таких задатков, оно ведет лишь к тому, что они становятся еще более глупыми и дурными" (Дж. Локк).

" Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни" (А. Дистервег).

" Не надо искать того, что не дано от природы" (Эзоп).

" Если бы когда-нибудь за наше воспитание взялось существо высшего порядка, тогда действительно увидели бы, что может выйти из человека" (И. Кант).

" Воспитание и только воспитание — цель школы" (И. Песталоцци).

" Воспитание есть искусство, применение которого должно совершенствоваться многими поколениями" (И. Кант).

" Воспитание, несомненно, есть не что иное, как привычка" (Ж.-Ж. Руссо).

" Если образование дает нам человека с эрудицией, то воспитание создает интеллигентную и деятельную личность" (В. М. Бехтерев).

" Человек — это колбаса: чем его начинят — с тем он и ходит…" (Козьма Прутков).

" Цивилизованный дикарь есть самое отвратительное зрелище" (Н. Рерих).

" Лучше всего принимать современного человека таким, как он есть, и стараться ограничить его возможности творить зло" (Д. Голсуорси).

" Привычка всего прочнее, когда берет начало в юные годы; это и называется воспитанием, которое есть, в сущности, не что иное, как рано сложившиеся привычки" (Ф. Бэкон).

" Не оттого ли люди истязают детей, а иногда и больших, что их так трудно воспитывать, а сечь так легко? Не мстим ли мы наказанием за нашу неспособность?" (А. И. Герцен).

" Только правильно понятое и правильно выполненное воспитание дает возможность не только прививать лучшие общественные идеалы, но и воплотить их в жизнь" (В. М. Бехтерев).

" Принцип искусства воспитания… гласит: дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно лучшего состояния рода человеческого…" (И. Кант).

" Никакие рецепты не помогут, если в самой личности воспитателя есть большие недостатки… Ваше собственное поведение — самая решающая вещь… Наш путь единственный — упражнение в поведении" (А. С. Макаренко).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой