Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

ЭНГЕЛЬС Фридрих (1820-1895)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Это легитимно узаконенная властная сила общества. Как субъект политического руководства и управленческого администрирования государство формирует особые институты, структуры, органы и учреждения президентской, парламентской, исполнительной, судебной и прокурорско-надзорной власти, профессионально занимающиеся законодательной, властно-управленческой, контрольно-надзорной, судебной… Читать ещё >

ЭНГЕЛЬС Фридрих (1820-1895) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Немецкий философ, политик и экономист, один из основоположников научного коммунизма. Был экспертом, но военным, международным, экономическим, научным и национальным вопросам. Сыграл большую роль в создании Союза коммунистов. Автор большого творческого наследия: «Положение рабочего класса в Англии» (1845), «Анти-Дюринг» (1876—1878), «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884), «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1886), «Диалектика природы» (1873—1883). Ф. Энгельс исследовал законы стачечной борьбы, место профсоюзов в рабочем движении, доказывал необходимость соединения классовой борьбы с социалистическим сознанием, анализировал такие социальные институты, как частная собственность, власть, государство, взаимодействие базиса и надстройки. Обосновал историческую освободительную миссию пролетариата.

В «Анти-Дюринге» Ф. Энгельс изложил основы диалектического и исторического материализма, обосновал законы диалектики, попытался доказать естественность и необходимость насилия в революциях, нарисовал картину будущего коммунистического общества, когда государство отомрет само по себе, общество станет самоуправляемым, будет уничтожена противоположность между умственным и физическим трудом, городом и деревней. Ф. Энгельс выступал последовательным сторонником революционного пролетарского переустройства общества.

Проблематикой государства сегодня, как и всегда в истории научной мысли, занимается множество ученых. Тем не менее до сих пор не сложилось единого мнения по поводу происхождения, сущности, статуса и функций государства как материального носителя власти и главного субъекта социального управления. По-прежнему популярна трактовка государства как внешней властной силы, стоящей над обществом, как машины управления и принуждения, механизма удержания в повиновении одним классом прочих подчиненных классов. Государственная власть в этом случае представляется единственной главенствующей и всеобщей публичной силой, призванной создавать необходимые условия для того, чтобы общество могло существовать как единый социально-политический организм.

Не играет сколько-нибудь значимой роли и теория глобального надгосударственного управления, идеологи которой смотрят на государство значительно шире, чем сторонники классической вестфальской системы, для которых главный признак государства — суверенитет и баланс сил в международных делах. Приоритет все чаще отдается перераспределению суверенитета, межправительственным организациям, различным «клубным форматам сотрудничества», «миротворческим силам», «секторальным санкциям», а то и прямым военным агрессиям. Для многих стран национальная гордость стала забытым понятием, а суверенитет — слишком большой роскошью[1].

Сущность государства можно представить в различных системах методологических координат.

Сторонники цивилизационного (общечеловеческого) подхода рассматривают государство сквозь призму интегрированных в единое целое культурных, научно-познавательных, религиозных, национальных, психолого-ментальных признаков, представляют его в качестве ведущего средства решения общих задач общества. Этот подход позволяет трактовать государство как политическую организацию, которая является не столько фактором господства и подчинения, сколько механизмом регулирования общественных отношений и объединения общества в единое целое, средством обеспечения определенного баланса интересов людей, поиска социальных компромиссов и согласия, обеспечения мирного и благополучного проживания людей на определенной территории.

Такое государство отдает приоритет демократическим средствам управления, создает благоприятные условия для развития гражданского общества высокой правовой, политической и нравственной культуры. Главный формат отношений — не «властвующая элита и подвластные бесправные массы», а «управляющие и управляемые», не «господство и подчинение», а «консенсус и социальное единство», не противостояние непримиримых интересов власти и оппозиции, а объединение людей в их естественном стремлении к лучшему. Государство в этом случае выступает в качестве арбитра, главная задача которого — упорядочивающая, хозяйственно-распорядительная и правоохранительная деятельность, разрешение противоречий в режиме диалога и поиска консенсуса. Политика, властвование и административно-управленческая деятельность в этом случае как бы сливаются в единый непрерывный процесс.

Формационный (классовый) подход трактует государство как механизм выражения и защиты интересов экономически и политически господствующих классов — рабовладельцев, феодалов, буржуазии, пролетариата. Государство в этом случае представляется как система властвования и угнетения, как своего рода комитет по защите определенных классовых интересов. Естественно, оно также выполняет функции обороны и защиты страны от внешних угроз, обеспечения общественного порядка, правового регулирования рыночных и иных отношений, экологической защиты, социального обеспечения. Но сущность государства от этого не меняется. В любом случае — это диктатура правящей элиты, которая реализуется всей мощью государственного аппарата, силовых структур, контрольнонадзорных и судебных органов.

Для реальной жизни миллионов и эффективной управленческой практики более приемлема трактовка сущности государства с правовых позиций. Правовой подход позволяет рассматривать государство как источник права и законов, как совокупность официально принятых норм, регулирующих поведение граждан, действия юридических лиц, интересы социальных слоев, групп и институтов. Ученые все больше склоняются к пониманию государства как самостоятельной социальной организации, создаваемой и действующей во исполнение закона, защиты права, морали и духовных устоев общества. Государство в таком понимании предстает как особая «естественно возникающая организация», обладающая суверенной властью и специализированным аппаратом регулирующего воздействия, «предназначенная для охраны определенного правопорядка»[2].

В широком смысле государство можно определить как единство публичной суверенной власти, населения и территории, как политическую, территориальную, структурную организацию власти и общественной жизни на основе права, закона и морали.

В узком понимании — это особая политическая организация, располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, выражающая волю и интересы общества, способная придавать своим решениям общеобязательный характер. В условиях такого государства царят свободомыслие и пафос свержения авторитетов, все зависит не от личности правителя, а от законов (Вольтер). Эго государство, где законов немного, но они хорошо исполняются (Дж. Локк), где закон имеет одинаковый смысл для всех и каждого (Ш. Монтескье).

Представленное многообразие позиций и точек зрения не случайно. Этот факт лишний раз подтверждает справедливость того, что государство представляет собой сложное многомерное многоуровневое амбивалентное явление, которое в сознании, поведении и действиях людей отражается разными гранями и сторонами. Государство может быть монархическим и республиканским, унитарным и федеративным, тоталитарным и демократическим, религиозным, националистическим и даже расистским.

Нельзя забывать и о дифференциации госз’дарств с точки зрения полноты их независимости, территориальной целостности и суверенитета.

Есть страны, которые: а) строго ориентированы на принципы вестфальской системы с ее жесткой защитой государственного суверенитета и равноправия в международных делах (государства модерна); б) осознанно идут на значительное перераспределение своего суверенитета, превращаясь в государство-корпорацию (государства постмодерна); в) игнорируют базовые международные постулаты, непредсказуемы, авторитарны с сильной идеологической и религиозной ориентацией; г) остаются непризнанными или частично признанными мировым сообществом; д) исповедуют ценности традиционной культуры, вплоть до родоплеменных ценностей[3]. Многие из них еще недавно были колониями и, по сути, до сих пор остаются несостоявшимися государственными образованиями. Именно здесь чаще всего базируются отряды террористов, процветает пиратство, организуется массовое производство наркотиков и, как результат, — бедность, преступность, непрекращающийся поток беженцев.

Государство характеризуется множеством сущностных признаков:

  • 1) это особая политическая форма существования и жизнедеятельности общества, механизм упорядочения общественных отношений, обеспечения территориальной целостности, суверенитета и безопасности страны. Государство формирует, регулирует, нормативно упорядочивает и направляет общественные отношения, контролирует и, если надо, направляет поведение и деятельность людей в определенное русло. Да и формы его управляющих действий самые разные: выборы и референдумы, правовое регулирование, государственно-частное партнерство, фискальная деятельность, пиар-общение, открытое и электронное правительство, политические партии и народные фронты;
  • 2) это легитимно узаконенная властная сила общества. Как субъект политического руководства и управленческого администрирования государство формирует особые институты, структуры, органы и учреждения президентской, парламентской, исполнительной, судебной и прокурорско-надзорной власти, профессионально занимающиеся законодательной, властно-управленческой, контрольно-надзорной, судебной, пропагандистской и другой публично-государственной деятельностью. Они не занимаются производством материальных и духовно-культурных потребительских ценностей. Их главная задача — профессиональная реализация властно-управленческих функций, защита общенациональных интересов и частных потребностей людей, проведение в жизнь принятых законов и управленческих решений. Посредством органов публичной власти государство устанавливает общеобязательные нормы для всех граждан, общественных и политических организаций, социальных групп и классов, направляет их жизнь в определенное русло, использует соответствующие инструменты управления и принуждения по отношению к тем, кто не подчиняется закону;
  • 3) территориальная организация власти и населения. Этот признак имеет принципиальное значение. Ведь только с появлением государства преодолевается приоритет родоплеменных («кровных») взаимосвязей, которые заменяются сугубо территориально-общественными, нейтральными к национальным, религиозным и биологическим признакам отношениями. Управление приобретает политический характер. Формируются такие правовые институты, как гражданство, президентство, парламентаризм, судебная система, государственная служба, налоги, государственное страхование, публичные услуги. Параллельно действуют политические партии, политические движения, народные фронты, оппозиционные силы и другие общественные объединения большой социально-политической значимости.

Разделение населения и рассредоточение государственной власти по территориальному принципу с точки зрения управления включает два аспекта. Во-первых, власть государства (по соответствующей иерархической системе государственных и муниципальных органов) распространяется на все территориальные единицы и всех граждан, независимо от места их проживания, социально-статусных, экономических, духовно-культурных и родственных отношений. Во-вторых, территориальный принцип позволяет создать систему централизованного государственного управления в масштабах всей страны с соответствующей системой иерархически взаимосвязанных между собой органов, наделенных строго определенными полномочиями управления и принуждения. В царской России территория страны делилась на губернии и волости, в современной России — на республики, края, области, округа, города и муниципальные образования. В каждом из них функционируют соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления. В последнее время появились также федеральные округа. Соответствующим образом структурируется и власть: государство может быть как унитарным, так и федеративным;

  • 4) гражданство. Государство устанавливает гражданство или подданство, определяет статус беженца, предоставляет политическое убежище и т. д. Государство объединяет людей (граждан данной страны, лиц с двойным гражданством, граждан других государств, лиц без гражданства), проживающих на его территории, и тем самым способствует реализации общих для всех потребностей и интересов. Проблема состоит лишь в том, чтобы найти ту «золотую середину», которая, с одной стороны, гарантирует права и свободы человека, предоставляет широкий простор для творческой активности и плодотворного труда, а с другой — привносит в общество нужное организующее начало, упорядочивает повседневную деятельность индивидуумов, коллективов, социальных групп, классов и т. д.;
  • 5) государство — единственный социальный институт, который обладает монополией на законодательную деятельность и государственноуправленческое нормотворчество. Это особая форма выражения всеобщей воли народа и придания управленческим решениям общеобязательного характера. Государетво издает законы, указы, постановления и иные нормативные правовые акты, а также обладает легитимным правом принуждения к исполнению принятых решений. Никакие другие, даже самые уважаемые и влиятельные социальные структуры, таким правом не обладают. Они могут утверждать нормы, но не государственно-правового, а сугубо корпоративного характера. Такие нормы обязательны только для членов данной конкретной организации;
  • 6) легитимное право на применение насилия, в том числе и в управленческой деятельности. Оно выражается в принуждении к должному поведению, наложении уголовного наказания, административных, имущественных и других санкций. Насилием можно считать командно-мобилизационные методы управления, которые широко используются тоталитарными режимами. В экстраординарных случаях воздействие принимает специфические формы: чрезвычайное положение; запрет митингов и демонстраций; приостановка деятельности политических партий и объединений; использование спецсредств по отношению к членам деструктивной оппозиции и участникам массовых беспорядков; аресты банковских счетов, на которых концентрируются средства для поддержки экстремистски настроенных формирований и т. п.;
  • 7) суверенитет. Государство конституционно обладает неограниченной самостоятельностью в принятии и проведении в жизнь государственных решений внутри страны и независимостью в международных делах. В этом выражается не только потребность и готовность, но и реальная способность государства принимать окончательные, часто не самые популярные политические и управленческие решения, вырабатывать и проводить в жизнь собственную независимую внутреннюю и внешнюю политику. Любые действия политических, общественных, религиозных и других организаций должны осуществляться в строгом соответствии с предписаниями легитимно сформированной государственной власти, в противном случае они теряют юридическую силу, их деятельность становится противоправной[4];
  • 8) наличие собственной бюджетно-налоговой системы. Государство устанавливает и взимает налоги с физических и юридических лиц, причем делает это принудительно и безвозмездно. Налоги и займы — основа государственного бюджета, средства которого необходимы для того, чтобы власть могла успешно исполнять свои властно-управленческие, политические, экономические, социальные, правоохранительные, военно-оборонительные и иные функции. Налоги взимаются в целях содержания государственного аппарата и армии, организации образования и здравоохранения, пенсионного обеспечения, инвестиций в промышленность, строительство, агропромышленный комплекс, другие отрасли народного хозяйства, развитие науки и культуры. Для покрытия бюджетного дефицита проводятся внутренние и внешние заимствования, выпускаются ценные бумаги, осуществляется платная приватизация государственной собственности, проводятся крупномасштабные лотерейные мероприятия;
  • 9) суверенные государства имеют собственную национальную валюту, которая используется как средство платежа при совершении различного рода имущественных сделок внутри страны, а также для расчетов по договорам и сделкам с другими странами и международными финансовыми структурами. Государство формирует денежно-банковскую систему, поддерживает и охраняет ее.
  • [1] См.: Путин В. В. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РоссийскойФедерации 4 декабря 2014 г.
  • [2] Гумпловт Л. Общее учение о государстве. СПб., 1910. С. 36.
  • [3] См. подробнее: Лебедева М. М. Акторы современной мировой политики: локальныедействия — глобальные последствия // Пространство и время в мировой политике и международных отношениях: материалы 4-го Конвента РАМИ: в 10 т. Т. 1: Акторы в пространствеи времени мировой политики. М.: МГИМО-Университет, 2007. С. 43—54; Харкевнч М. В. Специфика государства как актора современной мировой политики. М, 2010.
  • [4] Атаманчук Г. В. Теория государственного управления: курс лекций. С. 67—68; Эбзеев Б. С. Человек, парод, государство в конституционном строе Российской Федерации: монография.М.: Юрид. лит., 2005. С. 395−400.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой