Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Правовое положение государств-членов, не входящих в зону евро

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На случай возникновения серьезных трудностей в платежном балансе государств-членов, подпадающих под изъятие, для них предусмотрен специальный механизм финансовой помощи со стороны ЕС, в рамках которого Европейская комиссия производит займы на финансовых рынках и предоставляет полученные средства в виде кредитов нуждающимся государствам. Правовой основой подобного механизма выступает Регламент… Читать ещё >

Правовое положение государств-членов, не входящих в зону евро (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

А. Условия перехода государств-членов на евро. Одной из главных особенностей правового регулирования экономического и валютного союза является то, что действующие в этой сфере нормы права ЕС в полной мере распространяют силу не на все государства-члены. Эта особенность, главным образом, затрагивает валютную составляющую ЭВС (валютный союз). Несмотря на то что евро de jure провозглашен единой денежной единицей ЕС в целом, а в средствах массовой информации часто характеризуется как единая «европейская» валюта, de facto, он выполняет подобные функции в пределах большинства, но отнюдь не всех государств — членов ЕС.

Главной причиной такого положения вещей служит общее стремление государств — членов ЕС обеспечить как можно большую внутреннюю однородность и стабильность зоны евро. Как следствие, для перехода на единую валюту государству недостаточно вступить в ЕС. Необходимо также выполнение ряда дополнительных условий. До того момента, пока эти условия не выполнены, государство официально признается «государством-членом, подпадающим под изъятие», и сохраняет свою национальную денежную единицу.

В соответствии с учредительными документами ЕС условия перехода на евро включают в себя две группы требований (ст. 140 ДФЕС). Первая группа — юридические требования к законодательству о национальном центральном банке государствачлена. Это законодательство должно быть в полной мере приведено в соответствие с прилагаемым к учредительным документам ЕС Протоколом об Уставе Европейской системы центральных банков и Европейского центрального банка, а центральный банк государства-члена должен стать полностью независимым государственным институтом[1].

Более сложными для выполнения являются экономические требования, призванные обеспечить приближение основных показателей экономики государства-члена к показателям ЕС в целом и одновременно улучшить эти показатели. Экономические требования, выполнение которых на практике и служит основным препятствием для перехода новых государств-членов на евро, названы поэтому в учредительных документах «критерии сближения» (в дословном переводе: «критерии конвергенции»)[2].

Критерии сближения указаны в § 1 ст. 140 ДФЕС, а их количественные характеристики устанавливает специальный протокол, прилагаемый к учредительным документам, — Протокол о критериях сближения. В соответствии с этими положениями критериев сближения всего четыре, причем каждый из них имеет свое специальное название.

Первый критерий назван критерий стабилъиосупи цеп

  • (ст. 1 Протокола о критериях сближения). Он требует сокращения инфляции в государстве-члене, готовящемся к переходу на евро. Данный критерий считается выполненным, если государство-член имеет устойчивый уровень стабильности цен, и его средние темпы инфляции в течение последнего года перед проверкой превышают не более чем на 1,5% средний показатель трех государств — членов ЕС, имеющих наилучшие результаты в области стабильности цен.
  • 3

Второй критерий — критерий состояния публичных финансов (ст. 2 Протокола о критериях сближения)1 — требует отсутствия в государстве-члене чрезмерного бюджетного дефицита, т. е. дефицита, превышающего 3% ВВП, или совокупного государственного долга свыше 60% ВВП (подробнее о понятии «чрезмерный дефицит» в праве ЕС см. 10.3). В отличие от государств-членов, уже перешедших на единую валюту, в данном случае указанное требование является абсолютно жестким: если на момент проверки в заинтересованном государстве превышена хотя бы одна контрольная величина, то оно не может перейти на евро.

Третий критерий — критерий участия в механизме валютных курсов (ст. 3 Протокола о критериях сближения) — предусматривает необходимость предварительно привязать курс национальной валюты к евро (колебания курса допускаются, но не должны превышать установленных пределов). При этом на протяжении, как минимум, двух лет перед проверкой государство-член нс должно проводить одностороннюю девальвацию центрального курса своей денежной единицы по отношению к евро.

В отношении третьего критерия необходимо напомнить, что механизм валютных курсов (МВК) был учрежден в 1979 г. с целью стабилизировать курсы государств-членов за счет привязки их к стоимости общей корзины валют — ЭКЮ. Механизм валютных курсов вместе с ЭКЮ стали двумя компонентами Европейской валютной системы, заменившей собой ранее созданную валютную змею, в рамках которой курсы валют государств-членов, в конечном счете, привязывались к доллару США (см. 10.1). Именно на основе курсов по отношению к ЭКЮ проводилась проверка выполнения рассматриваемого критерия при определении первой группы государств-членов, перешедших на евро 1 января 1999 г.

С 1 января 1999 г. старый механизм прекратил свое существование. На его месте был создай новый аналогичный механизм, основанный на привязке валютных курсов уже не к ЭКЮ, а к евро — Механизм валютных курсов II (МВКII). Именно данный механизм применяется сегодня для оценки выполнения третьего критерия сближения. Принципы функционирования МВК II были определены в Резолюции Европейского совета от 16 июня 1997 г. об учреждении Механизма валютных курсов в ходе третьего этапа экономического и валютного союза[3].

Детальные правила для МВК II зафиксировало специальное соглашение, заключенное 1 сентября 1998 г. между ЕЦБ и центральными банками государств-членов, не вошедшими в зону евро. В 2006 г. это соглашение было заменено новым документом с аналогичным предметом: Соглашение от 16 марта 2006 г., устанавливающее между Европейским центральным банком и национальными центральными банками государств-членов, не входящими в зону евро, порядок функционирования механизма валютных курсов в ходе третьего этапа экономического и валютного союза[4].

В соответствии с указанными источниками привязка валют государств-членов, не входящих в зону евро, к единой валюте ЕС базируется в рамках МВК II на установлении их «центрального курса» по отношению к евро (англ, central rate франц. corns pivot). Центральные курсы устанавливаются и пересматриваются, но взаимному согласию министров государств-членов, входящих в зону евро, и ЕЦБ, с одной стороны, министров и управляющих центральными банками участвующих в МВК II государств-членов, которые не входят в зону евро, с другой стороны[5].

По общему правилу отклонение реального валютного курса денежной единицы государства-члена по отношению к евро в рамках МВК II не должно выходить за пределы («маржу») плюсминус 15% от центрального курса. Если возникает угроза выхода реального валютного курса за эти пределы, то ЕЦБ и национальные центральные банки проводят валютные интервенции с целью удержать курс в пределах «маржи» (в этом и состоит привязка валют к евро). По инициативе заинтересованного государствачлена могут быть установлены более узкие пределы колебаний[6].

Участие в МВК II для государств — членов ЕС, не входящих в зону евро, является добровольным[7]. Остальные государствачлены могут сделать это в любой момент позже (Соглашение 2006 г., регулирующее МВК II, подписали все без исключения центральные банки государств-членов). Этот шаг необходимо будет предпринять любому государству-члену, которое планирует перейти на единую валюту.

Итак, третий критерий сближения предусматривает необходимость поддержания стабильного курса национальной валюты любого государства-члена, желающего перейти на евро, для чего оно должно предварительно стать участником современного Механизма валютных курсов (МВК II). Подобная стабильность должна поддерживаться, как минимум, в течение двух лет до проверки. Отсюда следует, что любое государство, которое в будущем вступит в ЕС, может перейти на евро не ранее, чем через два года со дня вступления. До этого оно будет состоять в ЕС на правах «государства-члена, подпадающего под изъятие».

Четвертый и последний критерий сближения для перехода на евро именуется критерий сближения процентных ставок. Он требует сближения средней долгосрочной процентной ставки в заинтересованном государстве-члене с аналогичной средней ставкой всего ЕС. Как и в случае критерия стабильности цен, данный критерий определяется путем сравнения со средней ставкой в государствах — членах ЕС, имеющих наименьший уровень инфляции.

Необходимо, чтобы «в течение одного года перед проверкой государство-член имело среднюю номинальную долгосрочную процентную ставку, которая не превышает более чем на 2% аналогичной ставки максимум трех государств-членов, демонстрирующих наилучшие результаты в области стабильности цен. Процентные ставки определяются на основе долгосрочных государственных облигаций или сопоставимых с ними ценных бумаг, с учетом различий в национальных определениях» (ст. 4 Протокола о критериях сближения).

В соответствии со ст. 140 ДФЕС проверка выполнения условий перехода на евро проводится Европейской комиссией и ЕЦБ каждые два года. Проверка может быть проведена и досрочно по запросу любого государства-члена, считающего, что оно выполнило необходимые требования. Только в том случае если государством-членом, не входящим в зону евро, были выполнены все рассмотренные выше условия, в том числе все без исключения критерии сближения, Европейская комиссия представляет Совету ЕС официальное предложение об отмене изъятия данного государства и включении его в зону евро.

На этой основе Совет ЕС после консультации с Европейским парламентом и обсуждения в рамках Европейского совета принимает решение о прекращении изъятия государства-члена, выполнившего условия для перехода на евро. В принятии решения участвуют только представители (министры) государств-членов, которые уже входят в зону евро, и государств-членов, изъятие которых прекращается. Необходимо единогласное одобрение всех указанных представителей (§ 2 ст. 140 ДФЕС).

После этого Совет ЕС в аналогичном порядке окончательно фиксирует курс, по которому будет производиться обмен евро на бывшую национальную денежную единицу, выводимую из обращения (путем внесения поправок в Регламент (ЕС) № 2866/98 Совета от 31 декабря 1998 г. об обменных курсах между евро и денежными единицами государств-членов, принимающих евро, — см. 10.2). Совет также «принимает другие меры, необходимые для введения евро в соответствующем государстве-члене» (§ 3 ст. 140 ДФЕС).

В настоящее время решения о включении в зону евро новых государств-членов обычно принимаются за полгода до установленной даты перехода на единую валюту[8]. Если на момент принятия таких решений требуется выполнение заинтересованным государством-членом критериев сближения, то в дальнейшем, после перехода государства-члена на единую валюту ЕС несоблюдение критериев сближения не является основанием для исключения его из зоны евро. Поддержание этих критериев осуществляется посредством механизмов координации экономической политики государств-членов, которые, как было показано выше, оказались недостаточно эффективными и в настоящее время подвергаются реформированию (см. 10.3).

Б. Зона евро: понятие и состав. Поскольку евро в настоящее время является единой денежной единицей не для всех государств — членов ЕС, в праве ЕС было введено специальное понятие, обозначающее в совокупности государства-члены, перешедшие на евро, — «зона евро»[9].

С юридической точки зрения главным признаком зоны евро является то, что только на территории входящих в нее государств-членов в полном объеме действуют источники и нормы права ЕС, принятые по вопросам экономического и валютного союза. Именно данные государства-члены передали на уровень ЕС суверенные права, связанные с разработкой денежной политики (валютный союз)[10].

В свою очередь, в области координации экономической политики (экономический союз) для государств зоны евро действуют дополнительные правила и правовые механизмы, такие как Еврогруппа (совещания министров экономики и (или) финансов государств-членов зоны евро) или будущий Европейский механизм стабильности (специальный фонд помощи государствам зоны евро, испытывающим финансовые трудности) (см. 10.3).

При принятии решений по соответствующим вопросам в межправительственных институтах ЕС (Европейский совет и Совет ЕС) правом голоса обладают только представители государств-членов, входящих в зону евро, например, при назначении Европейским советом Председателя и других членов Дирекции ЕЦБ или при утверждении Советом ЕС ориентиров экономической политики, относящихся только к государствам зоны евро.

Хотя в ЕСЦБ наряду с ЕЦБ входят центральные банки всех государств — членов ЕС, только центральные банки государств зоны евро подчиняются правилам единой денежной политики ЕС, выработанным ЕЦБ. Вместе с ЕЦБ они образуют «Евросистему» как главную подсистему ЕСЦБ. В свою очередь, руководители национальных центральных банков государств зоны евро вместе с Председателем, Вице-председателем и другими членами Дирекции ЕЦБ входят в состав высшего руководящего органа ЕЦБ, который принимает решения об эмиссии евро и другие важнейшие меры денежной политики в пределах зоны евро, — Совета управляющих ЕЦБ[11].

Состав зоны евро постепенно расширяется по мере приема в ЕС новых государств-членов. Однако в силу рассмотренных выше дополнительных условий перехода на единую валюту (прежде всего, критериев сближения), темпы этого расширения отстают от расширения ЕС в целом.

Первоначальными участниками зоны евро с 1 января 1999 г. (странами, перешедшими на третий, заключительный этан строительства экономического и валютного союза) стали 11 из 15 входивших в то время в ЕС государств-членов: Австрия, Бельгия, Германия, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция.

С 2001 г. в зону евро была принята Греция, которая первоначально не выполнила критерии сближения.

Восточно-европейские и средиземноморские государствачлены, вступившие в ЕС в 2004—2007 гг., вступают в зону евро постепенно, по мере выполнения ими необходимых условий для перехода на единую валюту. По состоянию на 2011 г. эти условия были выполнены следующими странами, которые и стали новыми участницами зоны евро: Словения (с 1 января 2007 г.), Кипр и Мальта (с 1 января 2008 г.), Словакия (с 1 января 2009 г.), Эстония (с 1 января 2011 г.)[12].

Остальные государства-члены, которые пока не отвечают условиям для перехода на евро, выступают в качестве «государств-членов, подпадающих под изъятие». Значение этого понятия и правовое положение подпадающих под него стран ЕС рассматривается ниже.

В. Понятие «государства-члены, подпадающие иод изъятие», в отношении перехода на евро. «Государства-члены, подпадающие под изъятие» (англ. Member States with a derogation;

франц. Etats membres faisant Vobjet cl’une derogation), — официальное понятие права ЕС. Оно было введено с целью обозначить государства-члены, которые не в полной мере подчиняются правилам ЭВС и не входят в зону евро.

Рассматриваемое понятие определяется в учредительных документах ЕС следующим образом: «Государства-члены, в отношении которых Совет не решил, что они отвечают необходимым условиям для принятия евро, далее именуются „государствачлены, подпадающие под изъятие“» (§ 1 ст. 139 ДФЕС).

Изъятие, о котором идет речь, касается в первую очередь сохранения национальной валюты иу как следствие, проведения самостоятельной денежной политики. На государства-члены, подпадающие под изъятие, не распространяют силу рассмотренные выше (см. 10.2) источники права ЕС, устанавливающие правовой режим евро[13]. Соответственно, их представители в межправительственных институтах ЕС не имеют права голоса при издании правовых актов ЕС по этим вопросам.

Несмотря на сохранение собственной денежной единицы, учредительные документы ЕС вменяют в обязанность государствам-членам, подпадающим под изъятие, рассматривать «свою политику валютных курсов как проблему, имеющую общий интерес» (ст. 142 ДФЕС). Чтобы обеспечить согласование политики валютных курсов и, в целом, денежной политики государств-членов, подпадающих под изъятие, с денежной политикой зоны евро, а также с целью подготовить эти государства к переходу на евро в будущем, их центральные банки включены в состав ЕСЦБ с совещательным статусом.

Согласование единой денежной политики зоны евро и денежной политики государств-членов, подпадающих под изъятие, производится через специальный орган ЕЦБ — Общий совет, членами которого являются Председатель, Вице-председатель ЕЦБ и руководители центральных банков всех государств — членов ЕС[11].

Кроме неперехода на евро, государства-члены, подпадающие под изъятие, не в полной мере подчиняются правовым механизмам координации экономической политики в рамках ЕС, рассмотренным в 10.3. В частности, хотя подобные государства и связаны обязанностью избегать чрезмерных бюджетных дефицитов и макроэкономических дисбалансов, к ним не могут применяться санкции за ее нарушение.

На случай возникновения серьезных трудностей в платежном балансе государств-членов, подпадающих под изъятие, для них предусмотрен специальный механизм финансовой помощи со стороны ЕС, в рамках которого Европейская комиссия производит займы на финансовых рынках и предоставляет полученные средства в виде кредитов нуждающимся государствам. Правовой основой подобного механизма выступает Регламент (ЕС) № 332/2002 Совета от 18 февраля 2002 г. об учреждении механизма финансовой поддержки платежных балансов государств-членов в среднесрочной перспективед. Напротив, государства-члены, подпадающие иод изъятие, не являются участниками Европейского механизма стабильности, учрежденного специальным договором 2011 г. между государствами зоны евро.

В связи с тем, что согласно учредительным документам ЕС переход государств-членов на евро и, соответственно, прекращение их изъятия происходят только после выполнения сложных условий, прежде всего, критериев сближения, к рассматриваемой группе стран принадлежат, главным образом, недавно вступившие в ЕС государства.

В 2011 г. государствами-членами, подпадающими под изъятие, выступали Болгария, Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Чехия (вступившие в этот же период в ЕС Кипр, Мальта, Словакия, Словения и Эстония к 2011 г., как уже отмечалось, выполнили условия перехода на евро, и их изъятие было официально прекращено решением Совета ЕС).

Кроме того, к государствам-членам, подпадающим под изъятие, относятся некоторые «старые» члены ЕС, которые могли бы при желании перейти на евро, но пока воздерживаются от такого шага. Это Дания и Швеция. Сходными причинами обусловлено неучастие в зоне евро Великобритании, которая de jure не относится к государствам-членам, подпадающим под изъятие, но приравнивается к ним в большинстве прав и обязанностей.

Особенности правового положения трех государств-членов, добровольно отказавшихся от вхождения в зону евро, рассматриваются в следующем пункте 10.4.

Г. Особенности правового положения Великобритании, Дании и Швеции. Великобритания, Дания, Швеция — государства — члены ЕС, общей чертой которых является сознательный[15]

отказ от перехода па единую валюту. В то же время их позиция обусловлена различными причинами. Не вполне одинаков и их правовой статус в отношении экономического и валютного союза в целом.

Швеция (государство-член с 1995 г.) еще в ходе переговоров о вступлении в ЕС заявляла о своем нежелании сразу же полноценно включиться в процесс формирования экономического и валютного союза с отказом от своей национальной денежной единицы — шведской кроны. В связи с этим Швеция воздержалась от включения кроны в Механизм валютных курсов. Она не участвует и в новом Механизме валютных курсов (МВК II), приступившем к функционированию в 1999 г. (напомним, что участие в Механизме валютных курсов, предполагающее привязку национальной денежной единицы к ЭКЮ, а затем к евро, — это право, а не обязанность государств-членов. Но при этом неучастие в подобном механизме означает невыполнение одного из критериев сближения и, следовательно, несоответствие условиям перехода па евро).

Чтобы определить мнение своих граждан в отношении перехода на евро, шведское правительство 14 сентября 2003 г. провело референдум, на котором 56% проголосовавших выступили против такого шага[16].

Если de facto неучастие Швеции в зоне евро обусловлено ее собственным нежеланием, то de jure Швеция продолжает считаться государством, не отвечающим условиям для перехода на единую валюту, прежде всего, третьему критерию сближения (критерию участия в механизме валютных курсов) [17]. Таким образом, по своему правовому статусу Швеция относится к «государствам-членам, подпадающим под изъятие».

Дания (государство-член с 1973 г.) участвовала в разработке правовых основ экономического и валютного союза в 1992 г. Однако эта страна также заявила о своей неготовности немедленно переходить на единую валюту. На состоявшемся 2 июня 2002 г. референдуме против перехода на евро проголосовали около 51% датских граждан[18].

В отличие от Швеции, официальной причиной неперехода которой на евро считается несоответствие требуемым условиям, право Дании не переходить па единую валюту было закреплено специальным протоколом, приложенным в 1992 г. к учредительным документам ЕС (Протокол о некоторых положениях в отношении Дании).

Согласно Протоколу проверка Дании на соответствие условиям перехода на евро в дальнейшем может быть произведена только по специальной просьбе ее правительства. Такая просьба, очевидно, будет подана не ранее того момента, когда по итогам нового референдума большинство датских избирателей выскажутся «за» переход на евро.

В отличие от Швеции Дания является участницей Механизма валютных курсов, причем курс ее национальной валюты — датской кроны — более жестко привязан к евро, чем курс других участвующих в этом механизме государств-членов, подпадающих под изъятие (см. выше). Это означает, что фактически Дания не имеет самостоятельной денежной политики, следует денежной политике зоны евро, разрабатываемой ЕЦБ.

В остальном правовое положение Дании идентично Швеции и другим странам ЕС, не отвечающим условиям перехода на евро. В соответствии с упомянутым Протоколом Дания считается государством-членом, подпадающим под изъятие, со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями.

Великобритания (государство-член с 1973 г.) аналогично Дании при подготовке ДЕС добилась принятия специального протокола, дающего ей право не переходить на евро (Протокол о некоторых положениях в отношении Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии). Согласно § 1 этого Протокола: «Соединенное Королевство не обязано принимать евро, если только оно не уведомит Совет о своем намерении сделать это».

В 1990;е гг. британское правительство неоднократно заявляло о том, что Великобритания не будет переходить на единую валюту. Хотя референдум по вопросу о переходе на евро в Великобритании не проводился, данная позиция согласно опросам общественного мнения поддерживается большинством ее граждан[19].

В отличие от Дании и Швеции, Великобритания de jure не отнесена к категории государств-членов, подпадающих под изъятие. В то же время она пользуется всеми исключениями из общих правилу которые установлены для подобных государств. Помимо этого вышеупомянутый Протокол закрепляет для Великобритании ряд дополнительных исключений. Например, она не связана предусмотренной в ст. 130 ДФЕС обязанностью обеспечить независимость своего центрального банка (Банка Англии), хотя на практике и сделала это посредством внутреннего законодательства.

Добровольный отказ Великобритании, Дании и Швеции от вхождения в зону евро не рассматривается правом ЕС как окончательный. Учредительные документы ЕС сохраняют возможность для этих государств-членов в любое время пересмотреть свою позицию и принять единую валюту. Если эго произойдет, то переход Великобритании, Дании и Швеции на евро будет производиться на общих основаниях, т. е. после выполнения рассмотренных выше юридических и экономических условий, которые действуют для всех государств — членов ЕС, переходящих на евро.

Контрольные вопросы

  • 1. Почему ЭВС признан высшей формой экономической интеграции современных государств?
  • 2. Как закрепляется юридическое содержание ЭВС в действующих учредительных документах ЕС?
  • 3. В каком порядке осуществлялось формирование ЭВС в рамках ЕС?
  • 4. На каких правилах базируется правовой режим единой валюты ЕС евро?
  • 5. Кто и в каком порядке уполномочен осуществлять эмиссию евро?
  • 6. Какие правовые механизмы созданы или планируется создать в целях координации экономической политики государств — членов ЕС и поддержки государств-членов, испытывающих финансовые трудности?
  • 7. Каковы особенности правового положения государств — членов ЕС, не относящихся к зоне евро?
  • 8. Допускается ли выход или исключение государств-членов из зоны евро?
  • [1] О содержании Протокола об Уставе Европейской системы центральныхбанков и Европейского центрального банка и принципе независимости центральных банков в праве ЕС см. общую часть (т. 1) настоящего учебника (4.7).
  • [2] Англ, convergence criteria; франц. criteres dc convergence.
  • [3] JO. 1997. С 236.
  • [4] JO. 2006. С 73.
  • [5] Например, для Дании, которая стала участницей М В К 11 с момента его учреждения, центральный курс был установлен 1 января 1999 г. в размере 7,46 038 кроныза 1 евро. Для Латвии и Литвы, ставших государствами — членами ЕС с 1 мая2004 г. и присоединившихся к МВК II с 28 июня 2004 г., центральные курсы былиустановлены в размере 0,702 804 латов и 3,45 280 литов за 1 евро.
  • [6] Более узкая «маржа» была введена для датской кроны (плюс-минус 2,5%по отношению к центральному курсу кроны к евро).
  • [7] Так, в 2011 г. из 10 государств — членов ЕС, не входящих в зону евро, в МВК II участвовали только Дания, Латвия и Литва. Еще шесть государств-членов, ранее входившие в МВК II (Греция, Кипр, Мальта, Словакия, Словения, Эстония), к этому моменту выполнили критерии сближения и были принятыв зону евро (см. ниже).
  • [8] Например, в отношении Эстонии, вошедшей в зону евро в 2011 г.: Решение 2010/416/ЕС Совета от 13 июля 2010 г. в соответствии с параграфом 2 статьи 140 Договора о принятии единой денежной единицы Эстонией 1 января2011 г.//JO. 2008. L 195.
  • [9] Англ, euro-zone/euro area; франц. zone euro. В отечественных средствахмассовой информации и научной литературе в качестве синонима «зоны евро"используется перевод „еврозона“. Однако такой перевод является менее удачным, поскольку может привести к ошибочному отождествлению зоны действияевро с территорией Европейского Союза в целом.
  • [10] Государства-члены, входящие в зону евро, в ряде правовых актах ЕСназваны „участвующие государства-члены“. Данный термин, однако, используется и в других контекстах, не связанных с функционированием экономическогои валютного союза (например, для обозначения государств-членов, участвующихв продвинутом сотрудничестве).
  • [11] Подробнее см. общую часть (т. 1) настоящего учебника (4.7).
  • [12] Как отмечалось выше (см. 10.1), на основании специальных международных договоров с ЕС (денежных соглашений) ассоциированными участникамизоны евро также стали некоторые малые страны Западной Европы, однако безправа участия в выработке денежной политики ЕС (Ватикан, Монако, Сан-Марино). В силу небольшого размера территории и экономики этих странсерьезного влияния на ЕС их ассоциированное участие в зоне евро не оказывает. Страны и территории, которые используют евро в качестве своей национальнойвалюты, но без официальных соглашений с ЕС, частью зоны евро не признаются (Андорра, Черногория, Косово).
  • [13] За исключением некоторых правовых актов ЕС по вопросам борьбыс фальшивомонетничеством и по вопросам создания и функционирования „Единого пространства платежей в евро“, которые приняты в рамках других сферкомпетенции Европейского Союза (внутренний рынок, пространство свободы, безопасности и правосудия).
  • [14] Подробнее см. общую часть (т. 1) настоящего учебника (4.7).
  • [15] JO. 2002. L 53.
  • [16] 2 В качестве причин отрицательного голосования большинства шведскихграждан назывались такие факторы, как нежелание расставаться с привычнымидля них купюрами и монетами, географическая отдаленность Швеции от большинства государств — членов ЕС, опасения по поводу того, что переход на еврои полное подчинение правилам экономического и валютного союза может подорвать особую „шведскую модель“ государственного регулирования экономики, страх по поводу нестабильности валютного курса новой денежной единицы.
  • [17] В 2002 г. Европейская комиссия и ЕЦБ также констатировали, что законодательство Швеции о национальном центральном банке (Риксбанке) не в полной мере соответствует Протоколу об Уставе Европейской системы центральныхбанков и Европейского центрального банка, т. е. юридическому условию переходана евро. См.: De Rome a Lisbonnc. Commentairc article par article dcs traites UEet CE. 2C edition sous la direction de I. Pingel. Bale — Paris — Bruxelles: HerlbingLichtenhahn, Dalloz, Bruylant, 2010. P. 967. О развитии правового положенияцентрального банка Швеции см.: Чегринец Е. Л. Изменение конституционноправового положения некоторых центральных банков государств — членов ЕС, не перешедших на евро // Сборник трудов аспирантов МГЮА. М., 2001.
  • [18] Главной причиной негативного отношения к переходу на евро большинства граждан Дании стали опасения за национальную индивидуальность своейнебольшой страны, которая, по их мнению, не должна полностью растворитьсяв ходе европейских интеграционных процессов. Одним из символов подобнойиндивидуальности, с их точки зрения, является национальная валюта — датскаякрона.
  • [19] В качестве причин, лежащих в основе такой позиции, можно указать психологический фактор (нежелание отказываться от привычных денежных знаков), который для Великобритании усиливается тем, что британский фунт стерлинговв прошлом был главной мировой валютой. Среди других причин можно указать"евроскептические» настроения, разделяемые многими британскими гражданами, а также нежелание снижать процентные ставки ради выполнения четвертого критерия сближения.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой