Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Практикум. 
Современный русский язык. 
Фонетика. 
Орфография. 
Лексикология. 
Словообразование

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Мы подошли, узнали, что это — учитель литературы, ребят он подхватил где-то недалеко, книга же была совсем не из школы, а ни мало, ни много как Книга Отзывов. Стала ночь с полною луной. Башня памятника и церковь-крепость выставились чёрными заслонами против неё. При луне уже не видны были границы близких посевов. Эта земля, трава, эта луна и глушь были все те самые, что и в 1380 году. Ребенок… Читать ещё >

Практикум. Современный русский язык. Фонетика. Орфография. Лексикология. Словообразование (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Вопросы для повторения.

  • 1. Что является предметом изучения морфемики? Почему морфему определяют как минимальную значимую единицу языка?
  • 2. В чем различие морфемы и морфа?
  • 3. Чем различаются алломорфы и варианты морфем?
  • 4. Кем были впервые употреблены термины морфема, морф, алломорф?
  • 5. Являются ли корневые морфы в словах потухнуть и погаснуть представителями одной морфемы?
  • 6. Какие аффиксы можно назвать стилистически маркированными? Приведите примеры.
  • 7. Каковы причины появления связанных корней?
  • 8. Какое определение основы слова дастся в школе? Соответствует ли данное определение вузовской практике?
  • 9. Какие факторы затрудняют членимость основы?
  • 10. В чем заключается принцип системности морфемного анализа?

Задания для самостоятельной работы

  • 1. Выделите омонимичные корни. Распределите слова на группы в зависимости от семантики корня.
  • 1. Губить, гибель, губной, пагубный, пригубить, губастый, губошлеп, погибель, гибельный. 2. Пуск, отпуск, пустошь, пустыня, запущенный, пустой, запустение, отпустить, запустить. 3. Морской, мор, моряк, замер.
  • 2. Распределите слова по группам в соответствии со значением суффикса: 1)'лицо по действию'; 2) 'предмет, производящий действие'.

Учитель, выключатель, двигатель, глушитель, воспитатель, спасатель, искатель, преподаватель.

3. Распределите слова по группам в соответствии со значением суффикса: 1) 'похожий на что-то'; 2)'обладающий чем-то в большом количестве'; 3)'имеющий склонность к какомунибудь действию'.

Душистый, бархатистый, порывистый, задиристый, голосистый, ветвистый, серебристый, лучистый, глинистый, костистый.

  • 4. Определите статус омонимичных звукокомплексов в приведенных словах.
  • 1. Старшина, старина, царапина, грузин, ширина, льдина, смородина, оленина, дядин, домина. 2. Синий, широкий, солярий. 3. Юбилей, ней, сыновей, лошадей.
  • 5. Определите различия в морфемном членении омоформ.
  • 1. Лицо его было внимательно. — Он внимательно посмотрел в зал.
  • 2. Мы его не слушали. — Его выступление не состоялось.
  • 3. Тёплым осенним вечером мы вернулись домой. — Вечером было холодно.
  • 6. Определите часть речи, к которой могут относиться приведенные ниже слова и формы слов. Выделите в них морфы в зависимости от частеречной принадлежности.

Печь, течь, покрывало, красиво, соли, стекла, дали.

7. Выделите в словах префиксальные морфы. Укажите, имеют ли они алломорфы или являются единственными представителями морфемы.

Выбежать, избрать, дисквалифицировать, утрамбовать, ссылать, обойти, демаскировать, построить, войти, разбирать, изменять.

8. Выделите в словах корень. Приведите возможные алломорфы, которыми могут быть представлены данные корневые морфемы.

Читать, сушить, город, дружеский, стол, короткий, морозить, открыть, опаздывать, жечь, краска, белка, вода, ходить, суд, смеяться, пришла, ожог.

  • 9. Принадлежат ли выделенные в словах морфы к одной морфеме? Обоснуйте свой ответ.
  • 1. Студентка, перегородка, записка, ямка. 2. Приоткрыть, прибрежный, привстать, прибить, прислать. 3. Петербуржец, новгородец, подлец, умелец, китаец.
  • 10. Определите, какие из выделенных морфов являются алломорфами, а какие — вариантами морфем.

Размотать — разобрать, волной — волною, берег — брег, дверями — дверьми, рос — выращивать, брать — беру, чая — чаю, краснёхонький — краснёшенький, обусловливать — обуславливать, кое-какой — кой-какой, люблю любимый, ноль — нуль, разработать — разрабатывать.

  • 11. Выделите в словах суффиксальные морфемы.
  • 1. Половинка, ложбинка, льдинка, снежинка, крупинка, калинка, пылинка, росинка, вечеринка, дубинка, половинка. 2. Корочка, белочка, мордочка, стрелочка, бочка, кочка, вазочка, Ирочка, звёздочка. 3. Набок, паренёк, перстенёк, человек, чаёк, пирожок, василёк, кренделёк, мешок.
  • 12. Распределите слова по группам: 1) с материально выраженным окончанием; 2) с нулевым окончанием; 3) без окончания.

Вуз, авокадо, МП ГУ, медвежий, свежий, стол, ручка, море, улица, осень, лист, красивее, красивый, внимательно, слушая, слушавший, степь, ночь, сумок, школ, окон, аллей (род. п. ми. ч.)у выслушав, читай, смотри, квартира, очень, радио, метро, какаду, интереснее, интересный.

13. Найдите в тексте слова с нулевым окончанием. Определите, какие грамматические значения выражают эти нулевые флексии.

В эту минуту хозяин вошел с кипящим самоваром; я предложил вожатому нашему чашку чаю; мужик слез с полатей. Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали.

  • (А. Пушкин, Капитанская дочка)
  • 14. Выделите в словах формообразующие аффиксы.

Спускаясь, пристроился, интереснее, вечерний, позвони, красивейший, открывшийся, забыть, принёс, открыл, столик, царский, скрипеть, скрипучий, дай, зелень.

  • 15. Вычлените все морфы в словах. Охарактеризуйте их по функции.
  • 1. Танцевать, танцующий, танец, танцор, танцую. 2. Сядь, садиться, сажусь, посадка. 3. Смех, смеяться, смеющийся, смеешься, смеялся. 4. Плотник, плотничать, плот! шцкий, плот! I и чаю.
  • 16. Найдите в тексте словоформы с нулевой флексией. Назовите формообразующие аффиксы в выделенных словах.

Иван Петрович подскакал к нему, осведомляясь, нс ушибся ли он. Между тем стремянный привел виновную лошадь, держа се под уздцы. Он помог Муромскому взобраться на седло, а Берестов пригласил его к себе. Муромский нс мог отказаться, ибо чувствовал себя обязанным, и таким образом Берестов возвратился домой со славою, затравив зайца и ведя своего противника раненым и почти военнопленным.

  • (А. Пушкин, Барышня-крестьянка)
  • 17. Укажите словообразующие аффиксы в выделенных словах.
  • 1. За полчаса до благовеста выглядит приоградье патриаршей церкви Преображения Господня как топталовка при танцплощадке далекого лихого рабочего поселка (А. Солженицын). 2. Надзиратели в надзирательской докуривают последнюю цыгарку перед обыском. А заключенные, уже одетые во всю свою рвань, перепоясанные всеми веревочками, обмотавшись от подбородка до глаз тряпками от мороза, — лежат на нарах поверх одеял в валенках и, глаза закрыв, обмирают (А. Солженицын). 3. Расчёт его был ясен: по уговору машинист платил ему за перевоз горницы, а не за рейсы (А. Солженицын).
  • 18. Найдите в тексте слова с нулевыми морфемами, охарактеризуйте нулевые морфемы по функции.

Мы подошли, узнали, что это — учитель литературы, ребят он подхватил где-то недалеко, книга же была совсем не из школы, а ни мало, ни много как Книга Отзывов. Стала ночь с полною луной. Башня памятника и церковь-крепость выставились чёрными заслонами против неё. При луне уже не видны были границы близких посевов. Эта земля, трава, эта луна и глушь были все те самые, что и в 1380 году.

  • (А. Солженицын, Захар-Калита)
  • 19. Выделите в словоформах корни. Укажите среди корневых морфем свободные и связанные.

Маляр, столяр, рыбак, читал, лесной, разуть, подвергнуть, буженина, тишь, готовить, любить, жжение, письмо, косьба, борьба, зелёный, домашний, чайка, малина, мышиный.

20. Прочитайте текст. Распределите слова из текста по графам: 1) имеют свободный корень; 2) имеют связанный корень.

Лампадка мигает. Зеленое пятно и тени приходят в движение, лезут в полуоткрытые, неподвижные глаза Варьки и в ее наполовину уснувшем мозгу складываются в туманные грезы. Она видит темные облака, которые гоняются друг за другом по небу и кричат, как ребенок. По вот подул ветер, пропали облака, и Варька видит широкое шоссе, покрытое жидкою грязью; по шоссе тянутся обозы, плетутся люди с котомками на спинах, носятся взад и вперед какие-то тени; по обе стороны сквозь холодный, суровый туман видны леса.

  • (А. Чехов, Спать хочется)
  • 21. Выделите в приведенных словах аффиксы, определите их регулярность.

Маскарад, патронташ, павлин, мелюзга, почтальон, жених, козел, маринад, свинтус, светоч, цитата, скупердяй, попадья, клейстер, детвора.

22. Выделите основу в словах, определите ее тип.

Начиная, медвежий, зелёный, кто-нибудь, шестьдесят, ужаснее, рассвет, пальто, музей-квартира, дозвонился, дозвониться, какой-либо, светло-зелёный, оленеводческий, революция, Англия, блестящий, здравоохранение, чудеса, открытый, слева, набело.

23. В приведенных словах выделите основу слова и основу словоформы. Отметьте случаи, когда эти основы совпадают.

Волчий, далёкий, работавший, ночевала, интеллигентнее, сыновья, любите, галерея, ест, племена, квитанции, преподаёт, пюре, рассмеявшись, рассмотрев, деревья, табу, удивительнее, посмотрите, (ранним) утром, уговорили, устало, утверждение, снизившийся, белейший.

24. Распределите слова по двум графам: 1) членятся на основу и флексию; 2) представляют собой чистую основу.

Набело, макси, радио, школ, крыльцо, бледнея, дома, быстро, зелень, сушь, акций, пешком.

25. Найдите в тексте слова с прерывистыми основами.

Перед образом горит зеленая лампадка; через всю комнату от угла до угла тянется веревка, на которой висят пеленки и большие черные панталоны. От лампадки ложится на потолок большое зеленое пятно, а пеленки и панталоны бросают длинные тени на печку, колыбель, на Варьку… Когда лампадка начинает мигать, пятно и тени оживают и приходят в движение, как от ветра. Душно. Пахнет щами и сапожным товаром.

Ребенок плачет. Он давно уже осип и изнемог от плача, но все еще кричит и неизвестно, когда он уймется. А Варьке хочется спать. Глаза ее слипаются, голову тянет вниз, шея болит. Она не может шевельнуть ни веками, ни губами, и ей кажется, что лицо ее высохло и одеревенело, что голова стала маленькой, как булавочная головка.

  • (А. Чехов, Спать хочется)
  • 26. В приведенных словах выделите асемантические отрезки, определите их тип.

Кабаретист, желатин, певец, чернозём, электростанция, водовоз, лесоруб, кантианство, путешествовать, пешеход, трилогия, орловский, светофор, завтрашний, шоссейный, пэтэушник, американский, арготический.

27. Выделите составляющие слова морфемы, определите степень членимости слов.

Калина, смотритель, стеклярус, агитатор, пловец, диссертация, яблоко, экзаменатор, свергнуть, детвора, козёл, попадья, судья, чайка, закрытие, рассмеяться, горелый, крушина, говядина, жених, маскарад.

  • 28. Подберите слова, имеющие следующую морфемную структуру:
  • 1) префикс, корень, нулевой суффикс, нулевая флексия;
  • 2) префикс, префикс, корень, суффикс, суффикс;
  • 3) префикс, корень, суффикс, флексия;
  • 4) корень, суффикс, суффикс, флексия;
  • 5) префикс, корень, нулевой суффикс, нулевая флексия;
  • 6) корень, интерфикс, корень, нулевой суффикс, флексия.
  • 29. Сделайте графический морфемный разбор слов и укажите случаи наложения морфем.

Приду, рассориться, колонный, одесский, знаменосец, свердловский, трагикомедия, лермонтовед.

  • 30. Определите, к какой части речи относятся выделенные слова. Укажите среди них слова, относящиеся к знаменательным частям речи, и произведите их морфемный анализ.
  • 1. Каждую весну ребята обламывали ветки черёмухи, которая росла напротив дома. Вы работаете на почте, а я живу напротив. 2. В течение суток погода несколько раз менялась. В течении реки много опасных водоворотов. 3. Алексей сдал экзамен, несмотря на болезнь. Он говорил, не смотря мне в глаза.
  • 31. Сделайте полный морфемный анализ слов по приведенной в разд. 6.1.6 схеме.

Светлейший, засмотреться, шестнадцатый, выключатель, приближаясь, лесостепь, паровозный, медленно, заслуженный, выпитый, решение, малинка, турист, бурение, трёхсотый.

32. Произведите морфемный (см. разд. 6.1.6) и этимологический (разд. 6.1.7) анализ слов и определите характер исторических изменений в основе слова.

Варежка, бублик, колесо, кустарник, врачебный, полоумный, малютка, басмачи, хищный, хрусталь, кутюрье, кольцо, хижина.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой