Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие юридической антропологии в России

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Ковалевский подчеркивал, что у горцев различаются два вида права: обычное право (обычай, адат) и законы ислама (шариат). В обычном праве распространена ответственность всех родственников за преступление, совершенное одним из их среды. Месть может быть направлена на любого из членов одного с обидчиком рода. У черкесов род мстил роду, аул — аулу. У чеченцев родственники жертвы могли убить… Читать ещё >

Развитие юридической антропологии в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Юридическая антропология получила развитие в России. Представители русской этнографии уделяли большое внимание исследованию проблем обычного права, роли обычаев в традиционных обществах. Проблемы юридической антропологии нашли отражение в трудах В. Г. Богораза, М. М. Ковалевского, Н. Н. Миклухо-Маклая, А. Н. Максимова и других.

Блестящий образец исследования обычного права представил известный российский социолог и общественный деятель М. М. Ковалевский. В работе «Родовой быт в настоящем, недавнем и отдаленном прошлом», опубликованной в 1905 г., Ковалевский описал быт и нравы народов Северного Кавказа. Исследования и выводы ученого не утратили своей актуальности и в наши дни.

Ковалевский отмечает, что в жизни народов Северного Кавказа важную роль играет родовая организация, объединение людей по родам, которые называются тохумами или тайпами. Членами тохума (тайпа) являются родственники по отцу до 12-го колена. Главой тохума является старейшина. У чеченцев тайны — не то братства, не то роды. Мужчины тайна считаются братьями. Браки запрещены до 12-й степени. Для тайпов характерна тесная солидарность его членов. Тысячи людей связаны представлением о кровном родстве.

Одним из важных обычаев народов Северного Кавказа, по свидетельству Ковалевского, является кровная месть. Кровомщение считается исполнением долга перед убитыми родственниками. Но внутри рода кровной мести нет, здесь применяется другое наказание — отречение, изгнание из рода.

Ковалевский подчеркивал, что у горцев различаются два вида права: обычное право (обычай, адат) и законы ислама (шариат). В обычном праве распространена ответственность всех родственников за преступление, совершенное одним из их среды. Месть может быть направлена на любого из членов одного с обидчиком рода. У черкесов род мстил роду, аул — аулу. У чеченцев родственники жертвы могли убить в отмщение самого убийцу или кого-либо из его рода.

В работе Ковалевского отмечается, что с обычаем кровной мести связан обычай выкупа, также входящий в адат народов Северного Кавказа. Выкуп, сопровождающийся ритуалом, признается как возможность получить прощение у жертвы. Согласно адату родственники убийцы несут ответственность за его действия. В кодексе Рустема, написанном почти за три столетия до нашей эры, подчеркивается: «Если родственники заметят кого-либо в дурных поступках, они вправе убить его, в противном же случае обязаны отвечать за его противозаконные деяния»[1].

В отношении воровства, по мнению Ковалевского, существуют разные нормы, зависящие от того, кто является обиженным. Воровство у чужеродца не считается позорным, это своего рода доблесть, не относящаяся к уголовным преступлениям. В качестве наказания могло быть возвращение имущества хозяину. Воровство в своем роде карается более жестоко; обычная кара — конфискация (в несколько раз больше, чем украдено). Сам обиженный или любой из рода имел право обратиться к насильственному захвату имущества обидчика или любого из членов его рода. Предметами такого захвата являлись обычно стада овец и табуны лошадей. Обычай это допускал и называл такие действия «барантою», или «ишкилсм». В Чечне обычай представлял обиженному право во всякое время украсть у обидчика лошадь или какую-нибудь ценную вещь. Постановление Рустема допускало брать баранту с любого из членов рода, в котором живет ответчик.

В исследовании Ковалевского отмечалось значение шариата для народов Северного Кавказа. Шариат, по мнению ученого, устанавливает начала личной ответственности (по закону, а не по народному обычаю). Под воздействием шариата сокращается район действий кровной мести, он ограничивается ближайшими родственниками преступника и его жертвы.

Таковы некоторые положения исследования Ковалевского о родовом быте народов Северного Кавказа[2]. Работа ученого позволяет лучше понять особенности правовой системы, существовавшей на Северном Кавказе в конце XIX — начале XX в., специфику культуры народов данного региона.

  • [1] Цит. по: Ковалевский М. М. Родовой быт в настоящем, недавнем и отдаленном прошлом (отрывки) //Антология русской классической социологии: тексты. М.: Изд-во МГУ, 1995.С. 96.
  • [2] См.: Ковалевский М. М. Родовой быт в настоящем, недавнем и отдаленном прошлом (отрывки). С. 69—107.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой