Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Действие нормативных правовых актов о труде во времени, в пространстве и по кругу лиц

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Определение действия нормативного правового акта во времени (ст. 12 ТК РФ) имеет большое практическое значение. От правильного решения данного вопроса зависит, какой нормативный акт будет применяться к конкретным отношениям. Действие нормативных актов во времени определяется вступлением их в силу и моментом утраты юридической силы. День вступления в силу может быть указан в самом нормативном… Читать ещё >

Действие нормативных правовых актов о труде во времени, в пространстве и по кругу лиц (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Законы и иные нормативные правовые акты практически всегда ограничены определенными временны? ми и территориальными пределами, а в некоторых случаях их действие распространяется лишь на определенный круг субъектов.

Определение действия нормативного правового акта во времени (ст. 12 ТК РФ) имеет большое практическое значение. От правильного решения данного вопроса зависит, какой нормативный акт будет применяться к конкретным отношениям. Действие нормативных актов во времени определяется вступлением их в силу и моментом утраты юридической силы. День вступления в силу может быть указан в самом нормативном правовом акте (в ст. 420 ТК РФ указана дата введения его в действие — 1 февраля 2002 г.). В случае, когда такое предписание отсутствует, применяются законы, иные нормативные правовые акты, определяющие порядок введения в действие акта данного вида.

Дата принятия законов, порядок их официального опубликования и вступления в силу определены Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», который устанавливает, что все указанные акты вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу. Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста акта в «Российской газете», «Парламентской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации», а также первое размещение текста нормативных актов на «Официальном интернет-портале правовой информации» (pravo.gov.ru).

Порядок вступления в силу нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, а также федеральных органов исполнительной власти определен Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, актов федеральных органов исполнительной власти». Акты Президента РФ (указы и распоряжения нормативного характера) вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после их первого официального опубликования. Акты Правительства РФ (постановления, распоряжения), затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Официальным опубликованием всех указанных актов является публикация их текстов в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации» .

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат обязательной регистрации в Министерстве юстиции РФ и должны быть официально опубликованы в «Российской газете», а также в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти». Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Вступление в силу нормативных правовых актов субъектов РФ и органов местного самоуправления определяется ими самостоятельно. К примеру, в соответствии со ст. 5 Закона Санкт-Петербурга от 28 июня 1995 г. «О порядке вступления в силу законов Санкт-Петербурга» законы этого субъекта РФ вступают в силу через 14 дней после их официального опубликования, если иное не предусмотрено в самом законе.

Действие коллективного договора, соглашения во времени определяется их сторонами в соответствии с ТК РФ (ч. 6 ст. 12). Коллективные договоры и соглашения заключаются на срок не более трех лет и вступают в силу со дня подписания сторонами либо со дня, установленного коллективным договором, соглашением (ст. 43, 48 ТК РФ).

Локальный нормативный акт вступает в силу со дня его принятия работодателем либо со дня, указанного в этом локальном нормативном акте, и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.

По общему правилу законы и иные нормативные правовые акты, включая локальные нормативные акты, применяются к тем отношениям, которые возникли после введения их в действие, т. е. источники трудового права не имеют обратной силы, если в них самих не установлено иное.

Прекращение действия закона или иного нормативного правого акта, содержащего нормы трудового права, либо отдельных их положений согласно ст. 12 ТК РФ возможно в следующих случаях:

  • 1) истечение срока действия, если такой срок определен самим нормативным актом или обусловлен его назначением. Так, график отпусков действует в течение календарного года, соответственно, срок его действия прекращается 31 декабря каждого года;
  • 2) вступление в силу другого акта равной или высшей юридической силы (в данном случае прекращается действие формально не отмененного источника трудового права ввиду принятия нового более позднего нормативного правового акта);
  • 3) отмена (признание утратившим силу) данного акта либо отдельных его положений актом равной или высшей юридической силы. Так, в связи с принятием в 2001 г. ТК РФ были признаны утратившими силу несколько десятков законодательных актов, включая Кодекс законов о труде РСФСР 1971 г. (ст. 422 ТК РФ).

Для локальных нормативных актов (отдельных положений этих актов) дополнительным основанием прекращения их действия может служить вступление в силу закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, если указанные акты устанавливают более высокий уровень гарантий работникам по сравнению с установленным локальным нормативным актом (ч. 8 ст. 12 ТК РФ).

Действие источников трудового права е пространстве — это распространение их на определенной территории, зависящее от уровня правового регулирования — федерального, регионального, территориального, локального (ст. 13 ТК РФ).

Федеральные законы и иные правовые акты, регулирующие трудовые и непосредственно связанные с ними отношения, действуют на всей территории РФ, за исключением случаев, установленных самими актами. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ действуют в пределах территории соответствующего субъекта РФ, а акты органов местного самоуправления — на территории соответствующих муниципальных образований. Локальные нормативные акты действуют в отношении работников данного работодателя независимо от места выполнения ими работы.

Действие нормативных правовых актов о труде по кругу лиц выражается в распространении указанных актов на определенных субъектов трудовых отношений. Они могут распространяться на всех субъектов (общие нормы) либо на определенный круг субъектов в зависимости от тех или иных критериев (специальные нормы). Например, в качестве общей нормы выступает ст. 80 ТК РФ, устанавливающая правило о том, что работник обязан предупредить работодателя о расторжении трудового договора в письменной форме не позднее чем за две недели. Специальная норма (ст. 280 ТК РФ) удлиняет этот срок для руководителя организации до одного месяца.

Соотношение общих и специальных норм именуется единством и дифференциацией трудового права. Единство правового регулирования труда предполагает действие норм трудового законодательства в отношении всех работников, независимо от их статуса, условий труда, месторасположения работодателя и иных факторов. Дифференциация предполагает наличие специальных норм, распространяющих свое действие лишь на определенные категории работников. Раздел XII ТК РФ посвящен особенностям регулирования труда отдельных категорий работников. Особенности регулирования труда — это нормы, частично ограничивающие применение общих правил по тем же вопросам либо предусматривающие для отдельных категорий работников дополнительные правила (ст. 251 ТК РФ). В качестве оснований для дифференциации выступают объективные обстоятельства, обладающие устойчивыми признаками и требующие особого подхода к регулированию труда тех или иных категорий работников: возраст, пол, наличие семейных обязанностей, пониженная трудоспособность, отраслевая специфика трудовой деятельности, условия труда, особый статус субъекта, территориальное расположение места работы, способ организации трудового процесса, характер трудовой связи и др.).

Дифференциация, с одной стороны, обусловлена заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, и в этом смысле с помощью особых правил призвана обеспечить осуществление прав и законных интересов работников, ограниченных в своих возможностях при осуществлении трудовых функций (женщины, работники в возрасте до 18 лет, инвалиды). С другой — дифференциация необходима для реализации потребностей работодателей, и поэтому она допускает установление различий и исключений из общих правил, обусловленных свойственными определенному виду труда требованиями.

Иными словами, дифференциация необходима тогда, когда эффективное правовое регулирование труда, способствующее достижению целей и задач трудового законодательства, закрепленных в ст. 1 ТК РФ, невозможно с помощью общих норм. При этом дифференциация не должна порождать дискриминацию в сфере труда, запрещенную ст. 3 ТК РФ.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой