Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Назначение транспортной инфраструктуры и ее характеристика

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Введено в строй 72,5 млн т новых портовых мощностей. Но при этом развитие российских портов и смежной транспортной инфраструктуры происходит неравномерно, накопились значительные различия по уровням технологичности и капитализации портовых узлов. Это является следствием неравномерности и нестабильности грузовой базы, недостаточного развития смежных (железнодорожной, автомобильной… Читать ещё >

Назначение транспортной инфраструктуры и ее характеристика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Транспортная инфраструктура — основа транспортного комплекса страны. Объекты транспортной инфраструктуры обеспечивают возможность всем участникам движения с помощью транспортных средств осуществлять перевозки пассажиров и грузов. Степень развития транспортной инфраструктуры и ее состояние определяют возможности и эффективность функционирования транспортного комплекса России.

Качество функционирования транспортного комплекса оказывает непосредственное влияние на развитие экономики страны, является важнейшим фактором ее конкурентоспособности на международном рынке, в том числе в реализации ее транзитного потенциала. Развитие производства невозможно без быстрого, безопасного и надежного перемещения грузов. Не меньшее влияние транспорт оказывает и на социальную сферу, качество жизни населения, степень его мобильности, удовлетворение потребности в передвижениях с различными целями.

Географическая и технологическая доступность транспортных услуг, их объем определяют возможности территориального развития экономики и социальной сферы, полноту реализации экономических связей внутри страны и за ее пределами, а также возможность перемещения всех слоев населения для удовлетворения производственных и социальных потребностей.

Стоимостные характеристики перевозок любой продукции (транспортный тариф) отражаются непосредственно на ее конечной цене, прибавляются к затратам на производство, влияют на конкурентоспособность продукции и зону ее сбыта. Стоимость перевозок в пассажирском сообщении определяет доступность транспортных услуг и уровень транспортной подвижности (мобильности) населения. Повышение мобильности имеет не только социальное, но и экономическое значение.

Скорость транспортного сообщения также влияет на эффективность экономических связей и подвижность населения. Рост скорости доставки грузов и пассажиров дает ощутимый экономический и социальный эффект. При перевозке грузов он выражается в высвобождении оборотных средств предприятий, а при перевозке пассажиров — в высвобождении времени людей, которое может быть использовано на другие цели.

Удешевление и ускорение перевозок на магистральных видах транспорта позволяют сблизить удаленные друг от друга регионы страны, повысить качество жизни населения и уровень деловой активности, укрепить территориальное единство страны и создать более благоприятные условия для реализации потенциальных экономических и социальных возможностей каждого российского региона.

Важную роль в социально-экономическом развитии страны играют безопасность и экологичность транспортной системы.

Таким образом, транспорт является одной из крупнейших системообразующих отраслей, имеющих тесные связи со всеми элементами экономики и социальной сферы. По мере дальнейшего развития страны, расширения ее внутренних и внешних транспортно-экономических связей, роста объемов производства и повышения уровня жизни населения значение транспорта и его роль как системообразующего фактора будут только возрастать.

Транспортная инфраструктура включает в себя пути сообщения, технологические объекты, объекты средств управления движением, здания и сооружения обслуживания участников движения всех видов транспорта. Важнейшей составляющей транспортной инфраструктуры являются пути сообщения, так как именно по ним осуществляются перевозки пассажиров и грузов. Протяженность путей сообщения различных видов транспорта в России и динамика ее изменений (1980−2012 гг.) показаны в табл. 1.5[1].

Следует отметить, что транспортная инфраструктура России имеет недостатки как с точки зрения ее развития, так и транспортно-эксплуатационного состояния. Транспортная система в целом и ряд ее ключевых сегментов (инфраструктура железнодорожного транспорта и внутренних водных путей, автомобильные дороги) хронически недоинвестированы и не обладают резервами «долговременной устойчивости»[2].

Таблица 1.5

Динамика изменения протяженности путей сообщения в 1980—2012 гг.

Пути сообщения.

Протяженность путей сообщения (на конец года), тыс. км.

Железнодорожные пути*, всего.

;

В том числе: общего пользования.

пеобщего пользования.

;

Автомобильные дороги, всего.

В том числе: общего пользования**.

необщего пользования.

Из общей протяженности автомобильных дорог — дороги с твердым покрытием, всего.

В том числе общего пользования".

Из них:

федерального значения.

_.

_.

регионального или межмуниципального значения***.

;

;

местного значения.

;

необщего пользования****.

Трамвайные пути*.

2,8.

3.0.

3,0.

3.0.

2,8.

2.6.

2,5.

2,5.

Троллейбусные линии*.

3,5.

4,4.

4.6.

4.8.

4.9.

4,9.

4,8.

4,8.

Пути метрополитена*, км.

Внутренние водные судоходные пути, всего.

В том числе с гарантированными габаритами пути.

* Эксплуатационная длина.

** С 2006 г. — включая дорога местного значения.

*** До 2006 г. — дорога субъектов Российской Федерации.

**** Без субъектов малого предпринимательства.

Недостаточными темпами развивается скоростное и высокоскоростное рельсовое сообщение в рамках крупнейших агломераций и межрегиональных связей.

До настоящего времени не завершено формирование опорной сети федеральных автомобильных дорог, связывающих все регионы России.

В 2011 г. осевая нагрузка в 11,5 т обеспечивалась на участках федеральных дорог общей протяженностью 2613 км (5,2% от общей протяженности сети) при потребности в 22 тыс. км, нагрузка в 10 т — на участках 11,9 тыс. км (23,8% от общей протяженности сети) при потребности в 26 тыс. км.

Сохраняется низкий уровень развития дорожной сети в аграрных районах, а также в районах Крайнего Севера, Республике Саха (Якутия), Магаданской области, Чукотском автономном округе и др.

Из-за отсутствия дорог с твердым покрытием более 10% населения — около 15 млн человек остаются отрезанными от транспортных коммуникаций в весенний и осенний периоды.

Не имеют связи с сетью автомобильных дорог по дорогам с твердым покрытием 46,6 тыс. населенных пунктов, или 31% от общего числа. Из них 260 населенных пунктов имеют население более 1000 человек. Не завершено формирование опорной сети дорог в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока.

На ряде участков федеральные автомобильные дороги исчерпали свою пропускную способность. С превышением нормативной загрузки эксплуатируется почти треть протяженности сети. Местная дорожная сеть развита недостаточно, поэтому значительная часть локальных перевозок производится по федеральным дорогам. Ускорение автомобилизации страны пока не привело к соответствующему росту объемов строительства, реконструкции и ремонта дорожной сети, а ремонт автомобильных дорог в последние годы даже несколько сократился. При увеличении за последние 10 лет протяженности автомобильных дорог общего пользования на 15% автомобильный парк вырос более чем в 1,7 раза В России практически нет скоростных автомобильных дорог.

Российскими авиакомпаниями в 2014 г. перевезено более 93,181 млн пассажиров, что на 10,2% выше уровня 2013 г.[3] При этом мировые темпы прироста авиаперевозок — чуть более 5%. Однако при этом продолжает сокращаться количество действующих российских аэропортов и аэродромов гражданской авиации. По сравнению с 2000 г. количество аэродромов сократилось в 1,6 раза. Во многом в результате этого сложилась конфигурация сети пассажирских авиалиний, в рамках которой наибольший объем пассажирских перевозок (порядка 70%) приходится на авиасвязи г. Москвы.

Большую роль в обслуживании внешнеторгового оборота страны играют морские порты. В 2014 г. перевалка грузов в морских портах составила порядка 620 млн т. По данным Министерства транспорта РФ, ее объем увеличился на 4,9% по сравнению с аналогичным периодом 2013 г.[4]

Введено в строй 72,5 млн т новых портовых мощностей. Но при этом развитие российских портов и смежной транспортной инфраструктуры происходит неравномерно, накопились значительные различия по уровням технологичности и капитализации портовых узлов. Это является следствием неравномерности и нестабильности грузовой базы, недостаточного развития смежных (железнодорожной, автомобильной и трубопроводной) инфраструктур, а также тыловой терминальной и складской инфраструктур.

Имеется дефицит портовых мощностей, ориентированных на перевалку импортных грузов (контейнеры и накатные грузы), а также экспортного угля и химических грузов (минеральных удобрений).

Наличие лимитирующих участков на внутренних водных путях, в том числе на Единой глубоководной системе европейской части России, существенно ограничивает пропускную способность, снижает конкурентоспособность речных перевозок по сравнению с другими вилами транспорта.

Серьезной проблемой является медленный темп повышения уровня безопасности судоходных гидротехнических сооружений из-за ухудшения их технического состояния: почти 80% из них эксплуатируется 50−70 лет и более, только 17,3% сооружений, подлежащих декларированию, имеют нормальный уровень безопасности.

В настоящее время рынок транспортных услуг усложняется, все сегменты транспортного процесса и логистики начали интегрироваться. Это привело к развитию транспортной инфраструктуры нового типа — к транспортно-логистическим п товаротранспортным комплексам, которые образовали объединенную систему взаимодействия. Все большее значение приобретает управление перевозками. Транспортные центры становятся управляющими элементами системы, что позволяет оптимизировать цену перевозки на всем пути следования. Точка прибыльности перешла от процессов физической перевозки в область транспортно-логистических услуг. Понятие транспортных коридоров трансформировалось — из совокупности маршрутов они превратились в систему управляющих центров перевозок и транспортных узлов.

Все большее внимание уделяется экологичности транспорта, минимизации негативного воздействия его функционирования на окружающую среду.

Зарубежный опыт

Сравнительные показатели транспортной инфраструктуры некоторых стран представлены в табл. 1.6 и 1.7[5].

Таблица 1.6

Показатели эксплуатационной длины железнодорожных путей

Страна.

Эксплуатационная длина железнодорожных путей, тыс. км.

США.

226,2.

Китай.

66,3.

Индия.

64,5.

Германия.

41,9.

Франция.

29,3.

Польша.

20,2.

Япония.

20,1.

Италия.

16,7.

Таблица 1.7

Показатели протяженности автомобильных дорог

Страна.

Протяженность автомобильных дорог, тыс. км.

США.

Япония.

Франция.

Испания.

666.8.

Германия.

644,5.

Италия.

487,7.

Великобритания.

423,4.

  • [1] Транспорт России: информ.-стат. бюл. Минтранса РФ.
  • [2] Транспортная стратегия РФ.
  • [3] URL: aex.ru/news/2015/2/9/130 153/
  • [4] URL: vnpinfo. m/component/k2/item/10 848-morskie-porty-vyshli-na-rekord.html
  • [5] Транспорт России: информ.-стат. бюл. Минтранса РФ. Январь — декабрь 2013 г.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой