Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Морское право России

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Россия традиционно относится к числу ведущих морских держав, играющих активную роль в изучении, освоении и эксплуатации Мирового океана. Для экономической и социальной жизни России Мировой океан, и в первую очередь моря, омывающие побережье страны, играет первостепенную роль. Это объективно обусловлено протяженностью российской морской границы, которая составляет 38,8 тыс. км (протяженность… Читать ещё >

Морское право России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В Федеральной целевой программе «Мировой океан», одобренной Указом Президента от 17 января 1997 г. № 11, сказано: «Стратегическая линия России по защите государственных интересов в Мировом океане должна базироваться на законодательстве, обеспечивающем необходимую правовую основу для реализации прав и обязанностей Российской Федерации в своих внутренних водах, территориальном море, исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе и в районах за пределами национальной юрисдикции с учетом международных обязательств» .

Россия традиционно относится к числу ведущих морских держав, играющих активную роль в изучении, освоении и эксплуатации Мирового океана. Для экономической и социальной жизни России Мировой океан, и в первую очередь моря, омывающие побережье страны, играет первостепенную роль. Это объективно обусловлено протяженностью российской морской границы, которая составляет 38,8 тыс. км (протяженность сухопутной границы составляет 14,5 тыс. км), площадью шельфа 4,2 млн км2, из которых 3,9 млн км2 перспективны с точки зрения углеводородных ресурсов (более 80% запасов нефти и газа России сосредоточено на шельфе ее северных морей), и зависимостью жизнедеятельности России, особенно ее прибрежных регионов, от бесперебойной работы морского транспорта, обеспечения грузои пассажироперевозок.

В настоящее время Российская Федерация оказалась в принципиально новом положении в части формирования основ морской политики, а также реализации и защиты своих интересов в Мировом океане. Кризис в экономике серьезно ослабил возможности по сохранению присутствия России в Мировом океане на прежнем уровне. Вынужденное свертывание боевой службы ВМФ в оперативно значимых районах Мирового океана, снижение боеготовности флота по причине невозможности организации оперативной и боевой подготовки с должной интенсивностью усиливает негативные последствия и снижает способность государства к обеспечению своей безопасности с морских направлений.

Ввиду того, что в Мировом океане концентрируются различные формы хозяйственной, научно-технической, гуманитарной, военной, политической активности государств, их союзов, международных организаций, транснациональных корпораций, пересекаются интересы субъектов морской деятельности и, как следствие, обостряются существующие между ними противоречия, Россия должна обладать внятной морской политикой и взвешенным внутренним законодательством, соотнесенным с международными обязательствами государства.

Российское морское законодательство

В результате изучения данной главы обучающийся будет:

  • — знать содержание основных законодательных актов РФ по вопросам морепользования;
  • — уметь соотносить нормы российского и зарубежного законодательства по вопросам морепользования;
  • — владеть способностью квалифицированно оценивать российскую практику рассмотрения споров по обеспечению экологической безопасности морских пространств.

Дошедшие до нас памятники истории свидетельствуют о том, что российское морское законотворчество и правоотношения с иностранными государствами имеют тысячелетнюю историю. Еще в 911 г. киевский князь Олег заключил договор с Византией, регламентировавший защиту от разграбления потерпевших аварию торговых судов и помощь пострадавшим. Новгородцы в XIII в. заключали договоры о границах с норвежцами, в XV столетии — с ганзейскими городами о регулировании отношений при бедствиях судов, о принципах разделения убытков при утрате общего груза, об установлении ответственности за морской разбой.

Боярская дума России 20 октября 1696 г. приняла историческое решение о создании регулярного российского флота, с которого начался новый отсчет развития не только флота, но и российского морского права.

Необходимость ясной правовой регламентации деятельности военного флота стала особенно очевидной, когда во втором Азовском походе Петром I была введена в действие инструкция «О порядке морской службы», 15 статей которой явились прообразом Морского устава России (Устав морской обо всем, что касается доброму управлению в бытности флота на море), впервые изданного в 1720 г.

В том, что касается регламентации торгового мореплавания, Россия долгое время не имела единого закона, и морякам приходилось руководствоваться разрозненными указами, изданными в разное время Петром I и его преемниками по вопросам торгового судостроения, морских промыслов и перевозки грузов. Первый морской устав торгового судоходства появился в России во времена императрицы Екатерины II. Назывался он Уставом купеческого водоходства по рекам, водам и морям, и в нем излагались общие положения о судоходстве, перечислялись права и обязанности членов экипажей судов (водоходцев) от корабельщика (шкипера) и кормщика (штурмана) до простого корабельного служителя (матроса), а также порядок найма и увольнения их хозяевами. Часть вторая устава охватывала вопросы страхования аварии и гибели судов, спасания экипажей и грузов. Дальнейшее совершенствование российского морского законодательства было отражено в Своде законов Российской империи, полное собрание которого было введено в действие с января 1835 г.

С 1902 г. под руководством министра финансов С. Ю. Витте разрабатывалось новое уложение о торговом мореплавании, которое, однако, в связи с революцией так и не увидело свет.

Уже в советское время постановлением ЦИК и СНК СССР от 14 июня 1929 г. был утвержден Кодекс торгового мореплавания Союза ССР, который с изменениями и дополнениями просуществовал почти 40 лет. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 сентября 1968 г. № 3095-VII был утвержден Кодекс торгового мореплавания 1968 г., а с 1 мая 1999 г. был введен в действие новый КТМ РФ.

В настоящее время российское морское законодательство требует систематизации, переоценки источников советского морского права, устранения несогласованности и противоречий правового регулирования отдельных видов деятельности на море, принятия новых правовых норм, восполняющих имеющиеся пробелы. Нижеприведенный анализ не претендует на абсолютный охват всех источников российского морского права, а имеет целью очертить основные области их правового регулирования.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой