Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Подготовка, повышение квалификации и профессиональная переподготовка прокурорских работников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В ходе обучения психологами кадровых подразделений прокуратур осуществляется психологическое обеспечение учебного процесса. Кроме того, занятия по ряду учебных дисциплин («Методика и тактика проведения прокурорских проверок», «Особенности поддержания государственного обвинения по отдельным категориям дел», «Организация работы в органах прокуратуры» и др.) проводят, как правило, преподаватели… Читать ещё >

Подготовка, повышение квалификации и профессиональная переподготовка прокурорских работников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Правовую основу подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников органов прокуратуры наряду с Законом о прокуратуре составляют Федеральные законы «Об образовании в Российской Федерации», «О государственной гражданской службе Российской Федерации», приказы Генпрокурора РФ от 12.08.2010 № 316 «Об организации профессиональной переподготовки прокурорских работников, включенных в резерв для выдвижения на должности прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров», от 04.10.2010 № 373 «О совершенствовании системы подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников органов прокуратуры Российской Федерации» и другие нормативные правовые акты.

В частности, исходя из того что в настоящее время основной формой подготовки специалистов для органов прокуратуры является целевая подготовка кадров, ее нормативной основой послужило постановление Правительства РФ от 08.07.1996 № 787 «О создании институтов прокуратуры Российской Федерации в составе Московской государственной юридической академии, Саратовской государственной академии права и Уральской государственной юридической академии». Во исполнение этого постановления Генпрокуратура РФ заключила с перечисленными академиями договоры, предусматривающие целевую подготовку специалистов юридического профиля и трудоустройство их в органы прокуратуры. Кроме того, кадры для прокуратуры готовятся в Академии Генпрокуратуры РФ, в том числе в ее филиалах, расположенных в Иркутске, Москве и СанктПетербурге, а также на основе заключенных договоров в ряде иных высших образовательных учреждений юридического профиля. Так, с 2006 г. действует соглашение о подготовке кадров, заключенное между юридическим факультетом ФГОУ «СанктПетербургский государственный университет» и Генпрокуратурой РФ, в рамках которого на контрактной основе ежегодно в университет принимаются 25 студентов для обучения. Аналогичное соглашение заключено также с юридическим факультетом МГУ им. М. В. Ломоносова.

Порядок подбора, приема и обучения лиц, поступающих в институты прокуратуры, регламентируется организационнораспорядительными актами Генпрокурора РФ, договорами о целевой подготовке специалистов, заключенными между Генпрокуратурой РФ и соответствующими вузами, а также нормативными правовыми актами Минобрнауки России, уставом и правилами приема конкретного вуза, положениями об институтах прокуратуры.

Согласно постановлению Правительства РФ от 08.07.1996 № 787 бюджетные места в институтах прокуратуры заполняются на основе целевого регионального набора. Их количество определяется решением приемной комиссии вуза согласно разнарядке Генпрокуратуры РФ и объявляется приказом ректора образовательного учреждения. Особенностью обучения в институтах прокуратуры является прокурорская направленность учебной программы, введение специальных дисциплин и курсов по прокурорской тематике, индивидуальный подход к студентам и постоянный контроль их успеваемости.

В связи с этим у прокуроров субъектов РФ, прокуроров городов, районов, приравненных к ним прокуроров возникают дополнительные обязанности, связанные с организацией качественного отбора кандидатов в абитуриенты — лиц, обладающих хорошей теоретической подготовкой и устойчивыми морально-психологическими качествами.

Поиск и отбор кандидатов для направления на обучение в вузы должны проводить в первую очередь прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры, так как молодые специалисты начинают свою трудовую деятельность, как правило, именно в этих прокуратурах. Существенную помощь в этом оказывает институт общественных помощников прокуроров, который активно внедряется и используется в прокурорской практике.

Затем работники кадровых подразделений, осуществляя отбор кандидатов в абитуриенты, проводят ознакомительное собеседование с этими лицами для уточнения мотивов, побудивших их к поступлению в вуз и выбору прокурорской профессии, а также данных о близких родственниках и об опыте возможно негативных взаимоотношений с правоохранительными органами. Кроме того, происходит ознакомление с документами, представленными кандидатом: листком по учету кадров, автобиографией, характеристикой с места работы (учебы или из воинской части), документом об образовании или справкой об успеваемости учащегося, копией трудовой книжки, военным билетом, паспортом, медицинскими справками, справками из психоневрологического и наркологического диспансеров. В результате определяется пригодность кандидатов в абитуриенты к будущей прокурорской деятельности по интеллектуальным и личностным качествам, которые в ходе обучения должны быть приведены в систему знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное прохождение ими службы в органах прокуратуры[1].

Кадровые подразделения при подборе абитуриентов направляют с указанными документами кандидатов для прохождения обязательного психодиагностического обследования (тестирования), в ходе которого выявляются индивидуальные психологические и другие качества кандидата, необходимые в прокурорской деятельности. Данное обследование в определенной мере повторяет методы и методики аналогичного обследования, проводимого при поступлении на службу в органы прокуратуры, однако имеет и определенные отличия[2].

По результатам обследования абитуриентов относят к одной из четырех групп профессиональной пригодности, аналогичных тем, которые применяются при оценке кандидатов на службу (от 1 группы — «полностью пригоден» до 4 — «не пригоден»). Индивидуальные заключения на каждого абитуриента не готовятся, психолог делает общее заключение на всю группу обследованных лиц, в котором указывает, к какой группе профессиональной пригодности относится каждый кандидат.

При успешном прохождении кандидатом психологического тестирования с учетом требований приказа Генпрокурора РФ от 14.04.1997 № 366-к «О проведении психодиагностического обследования» прокурор субъекта РФ выдает ему направление для поступления в соответствующий вуз, в том числе в институты прокуратуры, входящие в состав юридических академий.

Лица, поступающие по целевому направлению прокуроров субъектов РФ, приравненных к ним прокуроров, участвуют в целевом конкурсе по конкретному субъекту РФ. При этом предпочтение отдается лицам, прошедшим военную службу или имеющим стаж работы не менее одного года, отличную или хорошую общеобразовательную подготовку, высокие деловые и нравственные качества, годным по состоянию здоровья к службе в прокуратуре. Таким образом, направления для поступления в институты прокуратуры должны выдаваться только на основании комплексной оценки деловых и личных качеств претендентов.

В соответствии с информационным письмом Генпрокуратуры РФ от 26.05.2014 № 62−10 809−2014 прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним прокуроры специализированных прокуратур заключают договоры о целевом обучении с кандидатами в абитуриенты, направляемыми для поступления в образовательные организации высшего образования на целевые места в соответствии с разнарядкой Генпрокуратуры РФ, а также со студентами, обучающимися на таких целевых местах, но направлениям прокуратур, выданным в 2011—2013 гг.

Подготовка специалистов в Академии Генпрокуратуры РФ, институтах прокуратуры в составе государственных юридических академий осуществляется по специальности «юриспруденция» по очной форме обучения как на бюджетной, так и на договорной основе. Однако в отличие от других вузов в этих образовательных учреждениях прокуратуры подготовка специалистов ведется в соответствии с утвержденными и согласованными с Генпрокуратурой РФ учебными программами и планами, предполагающими, наряду с преподаванием обязательных дисциплин в соответствии с государственным образовательным стандартом, дополнительное и углубленное изучение студентами специальных предметов, дающих методические и практические навыки будущей прокурорской деятельности. В соответствии с Законом о прокуратуре лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего образования с оплатой обучения Генпрокуратурой РФ, обязаны в соответствии с заключенными договорами проработать в органах или организациях прокуратуры не менее пяти лет.

В ходе обучения психологами кадровых подразделений прокуратур осуществляется психологическое обеспечение учебного процесса. Кроме того, занятия по ряду учебных дисциплин («Методика и тактика проведения прокурорских проверок», «Особенности поддержания государственного обвинения по отдельным категориям дел», «Организация работы в органах прокуратуры» и др.) проводят, как правило, преподаватели, имеющие большой опыт работы в органах прокуратуры. Нередко на занятия со студентами приглашаются практические работники прокуратуры, что позволяет добиваться правильной профессиональной ориентации будущих юристов, поддерживать на высоком уровне интерес студентов к дисциплинам прокурорской специализации, формировать активное, заинтересованное, а главное, осознанное их отношение к получению знаний, умений и навыков их предстоящей практической деятельности.

Па протяжении всего процесса обучения с деканатом и кураторами учебных групп для осуществления контроля обучающихся по соответствующим договорам лиц кадровыми подразделениями прокуратур субъектов РФ должен вестись обмен информацией о посещаемости, причинах пропусков, итогах промежуточных аттестаций и результатах сдачи сессий студентами.

Не менее значимым в решении задачи подбора достойных кадров является поддержание прокуратурами субъектов РФ деловых взаимоотношений с имеющими государственную аккредитацию «непрофильными» образовательными учреждениями высшего профессионального образования.

Как свидетельствуют статистические данные, ежегодно на службу в прокуратуру принимается в среднем от 2,5 тыс. до 3,5 тыс. новых работников. Вместе с тем институтами прокуратуры и другими вузами, с которыми прокуратурой заключены договоры о целевой подготовке кадров, осуществляется выпуск в среднем 450−500 специалистов. Таким образом, в настоящее время большая часть кадров прокуратуры подбирается из числа выпускников «непрофильных» образовательных учреждений страны. Такое положение вызывает необходимость поддерживать и развивать всесторонние связи органов прокуратуры и с другими имеющими государственную аккредитацию образовательными учреждениями высшего профессионального образования.

Процесс обучения должен выстраиваться с учетом решения задач, определяемых Законом о прокуратуре, необходимости обеспечения единообразного подхода к решению проблем результативности прокурорской деятельности, учета региональных особенностей функционирования органов прокуратуры, результатов анализа состояния законности, прокурорской практики.

Главное управление кадров Генпрокуратуры РФ, прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним прокуроры систематически изучают и анализируют эффективность целевой подготовки специалистов, принимают меры по повышению качества обучения и уделяют, после их трудоустройства в прокуратуру, особое внимание приобретению молодыми специалистами навыков прокурорской деятельности. При этом в обязательном порядке обеспечивается индивидуальное планирование профессиональной подготовки молодых специалистов, составление и реализация планов предаттестационной подготовки, индивидуальных планов, предусматривающих поэтапное ознакомление со всеми видами прокурорской деятельности, методикой прокурорских проверок, расследования преступлений различных категорий, изучение нормативных правовых актов и организационно-распорядительных документов, издаваемых в системе прокуратуры. Этому в значительной мере способствует совершенствование и развитие деятельности базовых прокуратур районного звена, проведение стажировок в вышестоящих прокуратурах.

Также широко используется институт наставничества, к подготовке молодых специалистов привлекаются ветераны прокуратуры, наиболее опытные прокурорские работники с целью оказания помощи в овладении специальностью, изучения индивидуальных способностей, интересов и склонностей применительно к прокурорской деятельности. Результаты профессиональной подготовки молодых специалистов систематически анализируются и обсуждаются на заседаниях аттестационных комиссий.

Наряду с этим практикуется проведение конкурсов на лучшего прокурорского работника (прокурора, государственного обвинителя и др.), наставника, распространяется положительный опыт, осуществляется стимулирование работников, достигших высоких результатов в работе.

В связи с тем что основой совершенствования профессиональной деятельности должна стать систематическая самоподготовка, но индивидуальным планам и под постоянным контролем соответствующих руководителей, в прокуратурах необходимо на надлежащем уровне обеспечить организацию систематизации законодательства, доступ к использованию специальной литературы, достижений компьютерных технологий.

Качественная подготовка и осуществляемое на постоянной основе повышение квалификации представляют собой систему непрерывного обучения, включающую индивидуальную и групповую учебу по специальным планам, стажировку в вышестоящих органах прокуратуры, образовательных организациях прокуратуры, обучение в межрегиональных центрах профессионального обучения прокурорских работников и федеральных государственных гражданских служащих, в Академии Генпрокуратуры РФ и других образовательных учреждениях, участие прокурорских работников и государственных гражданских служащих в работе постоянно действующих семинаров, конференций.

Наряду с тем, что организация повышения квалификации прокурорских работников и государственных служащих является одним из элементов кадровой работы, Законом о прокуратуре и Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» повышение уровня квалификации включено в круг служебных обязанностей этих работников. Отношение к учебе и рост профессионального мастерства учитывается при решении вопросов о соответствии прокурорского работника и гражданского служащего занимаемой должности, их поощрении и влияет па дальнейшее продвижение по службе.

В соответствии с п. 1.3 приказа Генпрокурора РФ от 04.10.2010 № 373 перед назначением работника на руководящую должность в обязательном порядке должна учитываться необходимость прохождения им обучения по программам повышения квалификации или профессиональной переподготовки в подразделениях Академии Генпрокуратуры РФ.

Кроме того, при аттестации прокурорских работников обращается внимание на реальное влияние учебных мероприятий, в том числе и обучения в межрегиональных центрах профессионального обучения, институтах повышения квалификации, на показатели их служебной деятельности, а от прокуроров-руководителей требуется принимать меры к материальному и моральному стимулированию работников прокуратуры, стремящихся к непрерывному повышению квалификации и результативно использующих полученные знания на практике.

В межрегиональные центры профессионального обучения прокурорских работников и федеральных государственных гражданских служащих направляются молодые специалисты со стажем работы до трех лет и лица, не работавшие ранее в органах прокуратуры; в подразделения Академии Генпрокуратуры РФ для повышения квалификации и профессиональной переподготовки — работники, как правило, со стажем работы свыше трех лет.

Кадровые подразделения прокуратур субъектов РФ, приравненных к ним специализированных прокуратур оказывают содействие в повышении квалификации работникам, состоящим в резерве кадров для выдвижения на вышестоящие должности. В целях повышения квалификации вновь назначенных прокуроров городов, районов и иных приравненных к ним прокуроров по истечении, как правило, шести месяцев службы зачастую обеспечивается обязательное прохождение ими стажировки в подразделениях вышестоящих прокуратур.

Кроме того, начиная с 2010/2011 учебного года в Академии Генпрокуратуры РФ организовано обучение по программам профессиональной переподготовки прокурорских работников, состоящих в резерве кадров для выдвижения на должности прокуроров городов, районов, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров специализированных прокуратур с целью достижения их соответствия требованиям квалификационной характеристики этих должностей. Обучение по программе профессиональной переподготовки отличается от повышения квалификации более длительным периодом обучения (свыше 2,5 месяцев) с отрывом от выполнения служебных обязанностей в конкретной прокуратуре, углубленным изучением теории и освоением практики прокурорской деятельности, приобретением дополнительных навыков и умений в сфере организации труда и управления, психологическом обеспечении функциональной деятельности прокуратуры, профессиональном общении И др.

При этом прокуроры субъектов РФ, приравненные к ним прокуроры перед направлением прокурорских работников, состоящих в резерве для выдвижения на должности прокуроров городов, районов, приравненных к ним прокуроров, на обучение по программам профессиональной переподготовки обязаны уведомлять их, на какую должность они могут быть представлены для назначения при условии успешной учебы в Академии Генпрокуратуры РФ.

Таким образом, профессиональная подготовка работников прокуратуры должно осуществляться постоянно, во всех звеньях прокурорской системы, распространяться на всех прокурорских работников и включать в себя следующие формы.

  • • самостоятельную учебу;
  • • постоянно действующие семинары, научно-практические семинары и конференции;
  • • стажировку в структурных подразделениях;
  • • обучение в межрегиональных центрах профессионального обучения прокурорских работников и федеральных государственных гражданских служащих;
  • • учебу в Академии Генпрокуратуры РФ и других образовательных организациях (учреждениях) по программам дополнительного профессионального образования.
  • [1] См.: письмо Генпрокуратуры РФ от 24.02.1999 № 6−49/3/54−99 «Рекомендации работникам кадровых служб органов прокуратуры по отбору абитуриентов для поступления в юридические вузы» .
  • [2] См.: Романов В. В., Кроз М. В. Методическое руководство по профессиональному психологическому отбору абитуриентов, поступающих на учебу в Институты прокуратуры Российской Федерации. М., 1997.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой