Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Прохождение таможенной службы на должностях сотрудников таможенных органов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Классные чины определяют соответствие профессионального образования, уровня знаний и квалификации гражданского служащего, способностей и профессиональных навыков их применения по замещаемой должности федеральной гражданской службы таможенного органа. Присвоение классных чинов федеральных государственных гражданских служащих в таможенных органах осуществляется в соответствии с Указом Президента РФ… Читать ещё >

Прохождение таможенной службы на должностях сотрудников таможенных органов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Законодательство, регулирующее служебную деятельность сотрудников таможенных органов, замещающих должности правоохранительной службы, основывается на Федеральном законе «О службе в таможенных органах Российской Федерации», который регулирует вопросы поступления на службу, порядок присвоения специальных званий, условия и порядок прохождения службы, прекращение службы, осуществление контроля и надзора за прохождением службы в таможенных органах, иных федеральных законах, указах Президента РФ; постановлениях Правительства РФ; нормативных правовых актах ФТС России.

Данная категория госслужащих реализует в таможенных органах правоохранительные и руководящие функции. Общая должностная структура сотрудников таможенных органов определена ст. 5 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации» и представлена в табл. 3.2.

Таблица 3.2

Должностная группа

Специальные звания

Младший состав.

Прапорщик таможенной службы, старший прапорщик таможенной службы.

Средний начальствующий состав.

Младший лейтенант таможенной службы, лейтенант таможенной службы, старший лейтенант таможенной службы, капитан таможенной службы.

Старший начальствующий состав.

Майор таможенной службы, подполковник таможенной службы, полковник таможенной службы.

Высший начальствующий состав.

Генерал-майор таможенной службы, генерал-лейтенант таможенной службы, генерал-полковник таможенной службы, действительный государственный советник таможенной службы Российской Федерации.

Конкретизация должностной структуры сотрудников таможенных органов и утверждение квалификационных требований, перечня должностей и соответствующих им специальных званий происходит на подзаконном уровне и находится в компетенции:

  • • руководителя ФТС России — для должностных групп младшего, среднего начальствующего состава и старшего начальствующего состава;
  • Президента РФ — для высшего начальствующего состава.

Порядок присвоения специальных званий должностным лицам таможенных органов устанавливается Президентом РФ (см. приказ ФТС России от 30.08.2007 № 1048 «Об организации работы по присвоению специальных званий гражданам, принятым на службу в таможенные органы Российской Федерации, и сотрудникам таможенных органов»).

Специальные звания, присваиваемые сотруднику таможенного органа, подразделяются на первое и очередные. Порядок присвоения специальных званий установлен гл. III Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации». При поступлении впервые на службу в таможенные органы сотруднику присваивается первое специальное звание. Очередное специальное звание сотруднику таможенного органа может присваиваться по следующим основаниям:

  • • в последовательном порядке при соответствии указанного звания занимаемой должности и по истечении установленного срока выслуги в предыдущем специальном звании;
  • • в ускоренном порядке, в качестве поощрения за особые заслуги, добросовестное исполнение должностных обязанностей либо при наличии ученой степени или ученого звания — но не более двух раз в течение всего периода его службы в таможенных органах.

Присвоение очередных специальных званий может задерживаться в случае:

  • • наличия у сотрудника дисциплинарного взыскания (до момента его снятия);
  • • проведения в отношении сотрудника служебной проверки по фактам нарушения служебной дисциплины (до окончания служебной проверки);
  • • возбуждения в отношении сотрудника уголовного дела (до прекращения уголовного дела по реабилитирующим основаниям).

Поступление на службу в таможенные органы является добровольным и осуществляется на контрактной основе. Контракт о службе в таможенных органах носит срочный характер, заключается в письменной форме между гражданином и соответствующим таможенным органом в лице его начальника на срок один год, три года, пять или десять лет, а также до момента достижения гражданином предельного возраста пребывания на службе в таможенных органах. Порядок заключения контракта устанавливается приказом ФТС России (см. приказ ФТС России от 01.12.2008 № 1504 «Об утверждении Положения о порядке заключения контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации и типовой формы контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации»). Поступление на службу в таможенные органы для замещения должностей сотрудников таможенных органов не предусматривает проведение конкурсного отбора1.

Сотрудниками таможенных органов могут быть граждане, достигшие возраста 18 лет, отвечающие квалификационным требованиям к уровню образования, стажу профессиональной деятельности, профессиональным навыкам. Не допускается установление ограничений при приеме на службу, кроме ограничений, установленных в законе. К ним относятся:

  • • состояние здоровья гражданина. Требования к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в таможенные органы, и сотрудников таможенных органов, занимающих соответствующие должности, устанавливаются Правительством РФ. Они связаны с выполнением функций правоохранительного характера и правомочием сотрудников применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие;
  • • признания гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным вступившим в законную силу решением суда;
  • • наличия у гражданина неснятой или непогашенной судимости;
  • • лишения гражданина вступившим в законную силу решением суда права проходить службу в таможенных органах в течение определенного срока.

Квалификационные требования к профессиональным навыкам и умениям для должностей сотрудников таможенных органов конкретно не установлены и сводятся к оценке способности должностных лиц личными и деловыми качествами обеспечивать выполнение функций, возложенных на таможенные органы. Требования к уровню образования и стажу профессиональной деятельности в зависимости от занимаемой должности определяются приказом ФТС России (см. приказ ФТС России от 04.06.2009 № 1025 «Об утверждении перечней должностей сотрудников старшего начальствующего состава, среднего начальствующего состава и младшего состава таможенных органов Российской Федерации, учреждений, находящихся в ведении ФТС России, и представительств таможенной службы Российской Федерации за рубежом, соответствующих им специальных званий и общих квалификационных требований»).

В целях проверки соответствия гражданина замещаемой должности может устанавливаться испытательный период сроком не более шести месяцев в зависимости от уровня его первоначальной профессиональной подготовки. Минимальный срок испытания законом не установлен. На период испытательного срока с лицом заключается срочный трудовой договор, он назначается стажером без присвоения специального звания. Для выпускников образовательных учреждений ФТС России, а также для граждан, поступающих на службу в таможенные органы на конкурсной основе, испытание не устанавливается.

Отличительной особенностью прохождения службы сотрудниками таможенных органов является то, что гражданин, принятый на службу, не позднее двух месяцев со дня присвоения ему первого специального звания обязан принять присягу (ст. 19 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации»). Порядок принятия присяги регулируется приказом ФТС России от 26.10.2005 997 «Об утверждении порядка принятия присяги сотрудниками таможенных органов Российской Федерации». Сотрудникам таможенных органов выдаются служебные удостоверения и жетоны, образцы которых установлены ФТС России.

Профессиональная подготовка, переподготовка (переквалификация) и повышение квалификации сотрудников таможенных органов осуществляются в образовательных учреждениях Ф’ГС России, учебных подразделениях таможенных органов, а также в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования.

Периодически (не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года) таможенные служащие проходят аттестацию. Институт аттестации представляет технологию решения кадровых вопросов, связанных с повышением качества исполнения служебных полномочий должностными лицами. Основной целью ее проведения является установление степени соответствия сотрудника таможенного органа замещаемой должности. Особенной целью аттестации сотрудника таможенного органа может служить представление его к государственной награде Российской Федерации. Порядок проведения аттестации сотрудников таможенных органов определяется положением, утвержденным приказом ФТС России от 24.12.2008 № 1658 «Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации сотрудников таможенных органов Российской Федерации». По результатам аттестации аттестационная комиссия принимает решение о соответствии либо несоответствии профессиональных качеств сотрудника замещаемой должности. Решение аттестационной комиссии утверждается начальником таможенного органа, который по результатам аттестации принимает решение об оставлении, переводе, увольнении или вынесении взыскания в отношении сотрудника.

В ходе профессиональной деятельности статус сотрудника таможенных органов изменяется. Подпунктом 6 п. 1 ст. 16 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации» закреплено право сотрудника на продвижение по службе. Перемещение по службе является важнейшим условием прохождения государственной таможенной службы. Оно связано с изменением места либо вида служебной деятельности. Перемещение юридически оформляется приказом начальника таможенного органа с указанием основания перемещения. Перемещение может производиться:

  • • на высшую должность в порядке продвижения по службе;
  • • на равнозначную должность с учетом деловых, личных качеств и профессиональной подготовки, а также по семейным обстоятельствам, состоянию здоровья или возрасту;
  • • на другую должность в том же таможенном органе или организации таможенной службы;
  • • на должность в другой таможенный орган в той же местности или на службу в другую местность (перевод по службе);
  • • на нижестоящую должность при сокращении штатов, в случае невозможности перемещения на равнозначную должность с согласия таможенного служащего, а также по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, но личной просьбе либо по служебному несоответствию в аттестационном порядке;
  • • с освобождением от занимаемой должности при поступлении на учебу, а также при назначении па должность после окончания учебы;
  • • при привлечении сотрудника таможенного органа к выполнению специального задания, а также в порядке прикомандирования его к органу государственной власти РФ и иным организациям.

В отношении государственных служащих таможенных органов предусмотрено применение мер поощрения по результатам оценки уровня профессиональной деятельности должностных лиц. Статья 28 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации» за добросовестное отношение к службе предусматривает применение таких мер поощрения, как объявление благодарности, премирование, награждение ценным подарком, награждение Почетной грамотой ФТС России, награждение нагрудными знаками и медалями ФТС России, досрочное присвоение очередного специального звания, награждение именным оружием, присвоение очередного специального звания на ступень выше соответствующего занимаемой должности, досрочное снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания.

Обязательным условием прохождения службы в таможенных органах является соблюдение требований служебной дисциплины, связанной с выполнением правил внутреннего распорядка таможенного органа, утверждаемых его начальником исходя из особенностей деятельности указанного таможенного органа. Типовые правила внутреннего распорядка таможенных органов утверждает руководитель ФТС России (см. приказ ФТС России от 18.09.2006 № 892 «Об утверждении типовых правил внутреннего распорядка таможенных органов Российской Федерации»).

Статья 29 Закона устанавливает перечень дисциплинарных взысканий, которые могут налагаться на сотрудников таможенных органов за нарушение служебной дисциплины: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии по результатам аттестации; увольнение из таможенных органов. Согласно ст. 58 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» применение к федеральному гражданскому служащему таможен 11 010 органа дисциплинарного взыскания производится по результатам служебной проверки, которая проводится в целях установления обстоятельств, причин и условий нарушения служебной дисциплины.

Нарушение служебной дисциплины (дисциплинарный проступок) — виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение сотрудником таможенных органов возложенных на него должностных обязанностей. Вопросы служебной дисциплины и порядок наложения дисциплинарных взысканий в отношении сотрудников таможенных органов регулируются Дисциплинарным уставом таможенной службы Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 16.11.1998 № 1396.

Завершающим этапом служебной деятельности является прекращение служебной деятельности. Глава VI Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации» закрепляет перечень оснований для прекращения служебной деятельности: увольнение и смерть сотрудника.

Перечень оснований увольнения сотрудника таможенного органа представлен в п. 2 ст. 48 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации». Сотрудник может быть уволен:

  • • по собственной инициативе: по собственному желанию до истечения срока контракта; выслуге срока службы, дающего право на пенсию; окончании срока службы, предусмотренного контрактом;
  • • по инициативе начальника таможенного органа: по достижении предельного возраста; в связи с проведением организационно-штатных мероприятий; в связи с переводом в другой государственный орган; в связи с призывом на военную службу или направлением на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу; по состоянию здоровья на основании заключения врачебной комиссии об ограниченной годности указанного сотрудника к службе в таможенных органах; по болезни на основании заключения врачебной комиссии о негодности указанного сотрудника к службе в таможенных органах; в связи с признанием аттестационной комиссией указанного сотрудника не соответствующим занимаемой должности; за однократное грубое нарушение служебной дисциплины или систематические нарушения служебной дисциплины; в связи с осуждением за преступление на основании вступившего в законную силу приговора суда; в связи с прекращением гражданства Российской Федерации.

Статья 49 Закона устанавливает возрастные ограничения (предельный возраст пребывания) на службе:

  • 1) 50 лет — прапорщик таможенной службы, старший прапорщик таможенной службы, младший лейтенант таможенной службы, лейтенант таможенной службы, старший лейтенант таможенной службы, капитан таможенной службы;
  • 2) 55 лет — майор таможенной службы, подполковник таможенной службы, полковник таможенной службы;
  • 3) 60 лет — генерал-майор таможенной службы, генерал-лейтенант таможенной службы, генерал-полковник таможенной службы, действительный государственный советник таможенной службы РФ.

Основой административно-правового статуса сотрудника таможенных органов являются его права и обязанности, закрепленные в гл. IV Закона. Статья 16 закрепляет основные права сотрудника таможенного органа, которые могут быть поделены на отдельные группы:

  • • права, обеспечивающие осуществление служебной деятельности: применение физической силы, специальных средств, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия; ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой в таможенном органе должности, а также на организационно-технические условия, необходимые для исполнения должностных обязанностей, и т. д.;
  • • права, обеспечивающие продвижение по службе: участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности в таможенном органе; ознакомление с документами, закрепляющими критерии оценки качества прохождения службы в таможенных органах, которые способствуют продвижению по службе; увеличение размера денежного довольствия с учетом выслуги лет, результатов службы и уровня квалификации и т. д.;
  • • личные и социальные права: право на объединение в профессиональные союзы, пенсионное обеспечение с учетом выслуги лет; участие в собраниях сотрудников таможенных органов; проведение служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство, и т. д.

Обязанности таможенного служащего общего характера перечислены в ст. 17 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации» и могут быть поделены на группы по следующим основаниям:

  • 1) обязанности, направленные на реализацию принципов государственной службы: обеспечение соблюдения Конституции РФ, исполнение федеральных конституционных законов и федеральных законов, обеспечение соблюдения и защиты прав и законных интересов граждан;
  • 2) обязанности, направленные на поддержание и укрепление служебной дисциплины: выполнение приказов и распоряжений начальников таможенных органов, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением заведомо незаконных; соблюдение установленных в таможенном органе правил внутреннего распорядка, порядка обращения со служебной информацией, выполнение должностных инструкций и т. д.;
  • 3) обязывающие сотрудников предоставлять личную информацию: сведения о доходах и имуществе, принадлежащем на нраве частной собственности государственного служащего и членов его семьи, выходе из гражданства, личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, проходить обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию и т. д.;
  • 4) иные обязанности: охрана государственной и иной охраняемой законом тайны, а также неразглашение ставших ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведений, в том числе затрагивающих частную жизнь, честь и достоинство граждан, и т. д.

Обязанности сотрудника таможенного органа по замещаемой должности определяются должностной инструкцией. Порядок разработки и утверждения должностных инструкций устанавливается приказом ФТС России от 11.08.2009 № 1458 «Об утверждении Положения о порядке разработки и утверждения должностной инструкции сотрудника таможенного органа Российской Федерации и должностного регламента государственного гражданского служащего таможенного органа Российской Федерации» .

Прохождение таможенной службы па должностях государственных гражданских служащих регулируется Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», иными федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами ФТС России.

Как было сказано ранее, должности гражданской службы были введены в штат таможенных органов в 2002 г. в процессе проведения административной реформы. На сегодняшний день гражданские служащие таможенных органов выполняют широкий спектр функций по реализации полномочий таможенных органов: таможенный контроль и таможенное оформление, исчисление таможенных платежей и их взыскание, ведение таможенной статистики, валютный контроль и контроль таможенной стоимости — и ряд иных функций, не имеющих, как правило, правоохранительного характера. Лица, замещающие указанные должности, не выполняют функции, связанные с оперативно-розыскной деятельностью, дознанием, таможенными расследованиями, силовым обеспечением таможенных органов. В отличие от сотрудников таможенных органов, они не имеют специальных званий таможенной службы, не принимают присягу сотрудника таможенной службы, не имеют права на ношение и хранение огнестрельного оружия и специальных средств, не имеют служебных удостоверений (сотрудников) и жетонов с личными номерами; не проходят военно-врачебную экспертизу; не подлежат государственной дактилоскопической регистрации.

Классификацией должностей государственных гражданских служащих предусмотрено деление должностей на категории и группы (ст. 9 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). Должностная структура государственных гражданских служащих таможенных органов РФ утверждена Указом Президента РФ от 31.12.2005 № 1574 «О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы» .

В таможенных органах не существует главных и высших должностей государственной гражданской службы. Категории и группы государственных гражданских служащих ФТС России и иных таможенных органов представлены в табл. 3.3.

Таблица 3.3

Категория должности

Группа должностей

Должность

ФТС России

Специалисты.

Ведущая.

Главный государственный таможенный инспектор

Старшая.

Старший государственный таможенный инспектор; государственный таможенный инспектор

РТУ, таможни, таможенные посты межрегионального уровня ФТС России

Руководители.

Ведущая.

Начальник службы регионального таможенного управления, заместитель начальника службы РТУ, заместитель начальника таможни, начальник таможенного поста, заместитель начальника таможенного поста, начальник службы таможни, заместитель начальника службы таможни, начальник отдела в службе РТУ, начальник отдела таможни (таможенного поста), заместитель начальника отдела в службе РТУ, заместитель начальника отдела таможни (таможенного поста), начальник отделения РТУ, начальник отделения таможни (таможенного поста).

Помощники (советники).

Ведущая.

Помощник начальника РТУ, советник начальника РТУ, помощник начальника таможни, советник начальника таможни.

Специалисты.

Ведущая.

Главный государственный таможенный инспектор РТУ, главный государственный таможенный инспектор таможни (таможенного поста).

Старшая.

Старший государственный таможенный инспектор РТУ, старший государственный таможенный инспектор таможни (таможенного поста), государственный таможенный инспектор РТУ, государственный таможенный инспектор таможни (таможенного поста).

Каждая категория должностей гражданских служащих таможенных органов имеет свое функциональное назначение:

  • • руководители — должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, замещаемые на определенный срок или без ограничений;
  • • помощники (советники) — должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей;
  • • специалисты — должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Классные чины определяют соответствие профессионального образования, уровня знаний и квалификации гражданского служащего, способностей и профессиональных навыков их применения по замещаемой должности федеральной гражданской службы таможенного органа. Присвоение классных чинов федеральных государственных гражданских служащих в таможенных органах осуществляется в соответствии с Указом Президента РФ от 01.02.2005 № 113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим» и приказами ФТС России от 14.03.2005 № 196 «О классных чинах федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации», от 27.12.2005 № 1228 «Об организации работы по присвоению классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации». Так как гражданские служащие в таможенных органах замещают должности младшей, старшей и ведущей групп, лицам, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы в таможенных органах, присваиваются классные чины:

  • • секретарь государственной гражданской службы РФ;
  • • референт государственной гражданской службы РФ;
  • • советник государственной гражданской службы РФ.

В каждой группе классных чипов предусматривается три степени градации — I, II и III классы. Особенность кадровой технологии присвоения классного чина государственному гражданскому служащему проведение квалификационного экзамена (ст. 49 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»). Порядок проведения квалификационного экзамена определен Указом Президента РФ от 01.02.2005 № 111 «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений профессионального уровня» .

Административно-правовые статусы государственных гражданских служащих и сотрудников таможенных органов во многом схожи. Права гражданских служащих таможенных органов не содержат полномочий правоохранительного характера, но при этом они содержат специальные гарантии защиты сведений о гражданском служащем. Подобные гарантии не закреплены за сотрудниками таможенных органов.

Профессиональная служебная деятельность гражданского служащего в таможенном органе осуществляется в соответствии с должностным регламентом. В должностной регламент включаются конкретные должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего в соответствии с административным регламентом таможенного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы. Процесс прохождения гражданской службы в таможенных органах регламентирован Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и традиционно включает этапы поступления на гражданскую службу, заключение контракта, прохождение аттестации и сдачу квалификационного экзамена, присвоение классного чина, перемещение по службе и ее прекращение. Сравнение условий прохождения таможенной службы гражданскими служащими и сотрудниками таможенных органов позволяет выявить ряд детальных отличий, свойственных государственной гражданской службе:

  • 1) служебный контракт при замещении должности государственной гражданской службы заключается бессрочно, кроме случаев, указанных в п. 4 ст. 25 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» ;
  • 2) отсутствие обязанности прохождения военно-врачебной экспертизы при поступлении на службу в силу менее жестких требований к состоянию здоровья лица, поступающего на гражданскую службу;
  • 3) приказами ФТС России производится более подробная регламентация квалификационных требований к должностям гражданской службы применительно к отдельным структурным подразделениям таможенных органов (финансовым, кадровым, валютного контроля, документационным и т. д.);
  • 4) поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы производится па конкурсной основе, кроме случаев, установленных п. 2 ст. 22 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» ;
  • 5) установлен более протяженный максимальный срок испытания при приеме на гражданскую службу и более длительный предельный срок пребывания па гражданской службе;
  • 6) для гражданского служащего таможенных органов установлена иная периодичность проведения аттестации;
  • 7) наблюдаются некоторые отличия в перечне дисциплинарных взысканий, поощрений и оснований увольнения, применяемых к должностным лицам и др.

На государственных служащих таможенных органов распространяются правоограничения, установленные ст. 17, 18 и 20 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», которые представляют собой запреты на осуществление действий, несовместимых со статусом государственного таможенного служащего:

  • • занятие другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;
  • • совмещение службы в таможенных органах с исполнением обязанностей депутата органов законодательной власти и органов местного самоуправления;
  • • занятие предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
  • • использование в неслужебных целях средств материально-технического и информационного обеспечения, финансовых средств, государственного имущества, а также служебной информации;
  • • получение от физических и юридических лиц подарков и денежных вознаграждений, связанных с исполнением должностных обязанностей, и др.

Указанные правоограничения распространяются как на сотрудников таможенных органов, так и на государственных гражданских служащих. При этом особенностью правового статуса сотрудников таможенных органов является то, что они вправе не соблюдать указанные правоограничения и запреты, препятствующие исполнению им обязанностей по осуществлению оперативно-розыскной деятельности. Установление таких исключений и определение сотрудников таможенных органов, в отношении которых применяются данные исключения, в каждом отдельном случае осуществляются в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами РФ.

Надзор за соблюдением законодательства РФ о службе в таможенных органах осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры. Статья 24 Закона о таможенном регулировании предусматривает ведение ведомственного контроля деятельности должностных лиц таможенных органов. Контроль прохождения и соблюдения условий службы в таможенных органах осуществляют:

  • Правительство РФ;
  • • руководитель ФТС России;
  • • начальники таможенных органов. Должностные лица таможенных органов, а также иные работники таможенных органов (ст. 25 Закона) за свои неправомерные решения, действия или бездействие несут дисциплинарную, административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с действующим российским законодательством. Обязательное условие привлечения к ответственности — виновность должностного лица либо работника таможенного органа.

В заключение следует отметить, что состояние современного законодательства, регулирующего прохождение государственной таможенной службы, требует системного совершенствования по целом}' ряду причин.

  • 1. В действующем законодательстве отсутствуют четкие критерии разграничения правового положения сотрудников таможенных органов, государственных гражданских служащих и работников таможенных органов. Это приводит к отсутствию четкой структуры личного состава при его комплектации по профессиональному признаку и провоцирует нарушение принципа единства таможенной службы.
  • 2. Используемые законодателем механизмы прохождения государственной гражданской и правоохранительной службы в одном государственном органе не позволяют оперативно решать вопросы кадровых перестановок, поскольку не имеют закрепленных процедур взаимного перехода лиц с замещения должностей одного вида государственной службы в другой.
  • 3. Анализ действующего законодательства, регулирующего прохождение государственной службы в таможенных органах, указывает на необходимость принятия системообразующего базового федерального закона «О государственной правоохранительной службе в Российской Федерации», в соответствии с которым должно регулироваться прохождение правоохранительной службы сотрудниками таможенных органов.
  • 4. Требуется внесение концептуальных поправок в Федеральный закон «О службе в таможенных органах Российской Федерации» в части делегирования правоохранительных полномочий некоторым подразделениям таможенных органов РФ, реализующим функции в рамках государственной гражданской службы. В Законе необходимо определить права, обязанности и запреты государственных служащих с учетом специфики службы в таможенных органах, а также унифицировать особенности прохождения гражданской и правоохранительной службы в отношении порядка назначения на должность; сроков проведения испытания; порядка и сроков проведения аттестации; применения мер поощрения и дисциплинарного наказания; оснований прекращения государственной службы; соответствия специальных званий сотрудников классным чинам государственных гражданских служащих таможенных органов. Это позволит максимально сблизить государственную гражданскую и правоохранительную службу и укрепить единство всей системы государственной службы в таможенных органах.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой