Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Разрешение торговых споров

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Законодательством установлены ограничения на заключения третейских соглашений, например, касающихся вопросов правосопособности, споров, затрагивающих публичный порядок, и отношений с государственными органами и государственными учреждениями. Отдельным категориям государственных учреждений промышленного и коммерческого характера право заключать третейские соглашения может быть предоставлено только… Читать ещё >

Разрешение торговых споров (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Гражданская юстиция во Франции включает в себя три уровня: суды первой инстанции, которые делятся на суды большой инстанции и суды малой инстанции, апелляционные суды и кассационные суды.

В первой инстанции суд большой инстанции выносит самое большое количество решений по гражданским и торговым делам, которые прямо не отнесены к компетенции другого суда в силу их характера или сумы иска.

При суде большой инстанции действуют специализированные суды, рассматривающие только те категории дел, которые прямо определены законом. Специализированные суды действуют в гражданской, торговой, сельскохозяйственной, трудовой и социальной сферах.

Суд малой инстанции рассматривает незначительные гражданские дела, например, споры об ответственности на сумму менее 10 тыс. евро, споры, связанные с арендой, и т. д.

Апелляционные суды рассматривает жалобы на решения судов первой инстанции, подлежащие апелляционному обжалованию. Кассационный суд рассматривает кассационные жалобы, подаваемые на постановления апелляционных судов, а также на решения судов первой инстанции, которые не подлежат апелляционному обжалованию.

Споры между предпринимателями, кредитными учреждениями, торговыми компаниями, а также между любыми лицами по торговым сделкам разрешаются во Франции торговыми судами. В сферу компетенции торговых судов не входят споры, связанные с защитой прав потребителей.

Должность судьи Торгового суда является выборной и, как правило, предпочтение отдается имеющим опыт практической работы руководителям крупных предприятий, которые разбираются в торговой деятельности. В случае обнаружения пробела законодательства судьи применяют торговые обычаи, применимые в определенной сфере предпринимательской деятельности.

Первые торговые суды возникли во Франции в период Средневековья и на сегодняшний день получили широкое распространение. Современные французские правоведы характеризуют торговый суд следующим образом: «составленный исключительно из коммерсантов, избранных своими коллегами, что является предметом критики, торговый суд обладает компетенцией по разрешению коммерческих споров». Эти споры определены очень широко: с одной стороны, как споры между коммерсантами в силу их коммерческой деятельности и, с другой стороны, как споры, касающиеся коммерческих сделок, даже если они совершены не коммерсантом (например, вексельные споры), а также споры хозяйственных обществ, предупреждение и преодоление сложного положения на коммерческих и ремесленных предприятиях, для разрешения которых привлекается специальный судья (ст. Ь.624- 1—Ь.624−4ФТК).[1]

Мировые соглашения. Согласно ст. 2044 ФГК мировое соглашение является договором, которым стороны заканчивают возникший спор или предупреждают появление спора в будущем.

Мировые соглашения регулируют исключительно те спорные вопросы, которые включены в текст соглашения или если намерения сторон могут быть понятны из текста соглашения.

Мировые соглашения имеют для заключивших их сторон силу решения суда последней инстанции, которое может быть оспорено только в кассационном суде.

Статья 2053 ФГК устанавливает, что основанием признания мирового соглашения недействительным является его заключение под влиянием заблуждения относительно личности или предмета спора. Мировое соглашение признается ничтожным, если оно заключено под влиянием обмана или насилия либо во исполнение ничтожной сделки.

Третейские соглашения. Согласно ст. 2059 ФГК все лица могут заключать третейские соглашения (соглашения об арбитраже) в отношении прав, находящихся в их свободном распоряжении.

Законодательством установлены ограничения на заключения третейских соглашений, например, касающихся вопросов правосопособности, споров, затрагивающих публичный порядок, и отношений с государственными органами и государственными учреждениями. Отдельным категориям государственных учреждений промышленного и коммерческого характера право заключать третейские соглашения может быть предоставлено только декретом.

Если иное не установлено законом, оговорка о третейском соглашении, включенная в предпринимательский договор, является действительной.

Медиация. Гражданский процессуальный кодекс Франции (ФГПК)1 устанавливает общие как для гражданских, так и для торговых судов положения о примирении сторон по собственной инициативе либо по инициативе судьи на любой стадии процесса. Процедуре медиации посвящен титул VI Книги I ФГПК.

Стороны всегда вправе ходатайствовать перед судьей о примирении и констатировать примирение, а судья, в свою очередь, вправе с согласия сторон назначить третье лицо, перед которым ставится задача выслушать стороны, сопоставить их позиции и содействовать им в разрешении конфликта.

Медиация может касаться не только всего спора в целом, но и его части. Участие медиатора не ограничивает судью относительно рассмотрения дела, и он вправе принять другие меры, которые сочтет необходимыми. Попытка примирения осуществляется в месте и в момент, которые судья считает благоприятными, если иное не установлено законом. Соглашение, достигнутое сторонами при урегулировании спора, оформляется протоколом о примирении, который подписывается судьей и сторонами.

Согласно ст. 131 ФГПК по просьбе сторон им могут быть выданы выписки из протокола о примирении; эти выписки являются исполнительным документом. Кроме того, современное французское гражданско-процессуальное законодательство допускает участие медиатора при разрешении торговых споров и уделяет значительное внимание требованиям, установленным для получения такого статуса различными субъектами. Например, ст. 131−4 ФГПК устанавливает, что в качестве посредника суд может назначить физическое лицо или некоммерческую организацию. Если в качестве медиатора выступает организация, ее законный представитель предлагает судье на утверждение кандидатуру физического лица или лиц, которые обеспечат в рамках и от имени организации проведение процедуры посредничества.

В соответствии со ст. 131−5 ФГПК физическое лицо, которое выполняет функции медиатора, должно удовлетворять следующим требованиям:

  • 1) не иметь судимости, являться правои дееспособным, не утратить соответствующих прав;
  • 2) не совершать действий, противоречащих чести и добрым нравам, за совершение которых предусмотрена дисциплинарная или административная ответственность в виде отстранения от выполнения своих функций, не быть исключенным из списка посредников, иметь действительное разрешение на выполнение им функций посредника;
  • 3) обладать, исходя из своей текущей или прошлой деятельности, необходимой квалификацией, с учетом характера спора;
  • 4) доказать наличие соответствующего образования в зависимости от конкретного случая или опыта посреднической деятельности;
  • 5) представить гарантии независимости, необходимые для осуществления посредничества.

По общему правилу срок осуществления полномочий медиатора не может первоначально превышать три месяца, однако он может быть однократно возобновлен на тот же срок по ходатайству посредника.

Согласно ст. 131−6 ФГПК в решении о проведении процедуры медиации должно содержаться указание на согласие сторон, личность посредника, первоначальная продолжительность его полномочий, а также дата, к которой слушание дела подлежит возобновлению. В нем устанавливается примерная сумма вознаграждения медиатора, а также сторона или стороны, обязанные внести ее в депозит суда в установленный срок. В случае если таких сторон несколько, суд указывает, в какой пропорции каждая из них обязана выплатить данную сумму. В случае невнесения данной суммы в депозит суда решение утрачивает силу, а слушание дела возобновляется.

О назначении судом медиатора судебный секретарь письменно сообщает сторонам и медиатору, который должен незамедлительно уведомить судью о своем согласии. Только после получения уведомления от судебного секретаря посредник вправе пригласить стороны на встречу.

Медиатор не вправе рассматривать дело по существу, однако он может с согласия сторон и третьего лица для целей посредничества заслушать такое третье лицо. Медиатора нельзя обязать выполнить какое-либо действие с целью рассмотрения дела по существу в ходе данного судебного процесса. Если возникают какие-либо затруднения в процессе примирения сторон спора, медиатор незамедлительно информирует об этом судью.

Следует учитывать, что процедура медиации может быть прекращена судом в любой момент по ходатайству любой из сторон или медиатора.

Судья также вправе прекратить процедуру медиации по собственной инициативе, если сочтет, что процедура проводится ненадлежащим образом.

По окончании своих полномочий медиатор письменно уведомляет судью о том, удалось ли сторонам достичь примирения. В установленный срок суд возобновляет слушание дела. Судья утверждает соглашение, достигнутое между сторонами в порядке особого производства.

По истечении полномочий медиатора судья устанавливает размер его вознаграждения и уполномочивает его получить с депозита суда причитающуюся ему сумму. Он в соответствующих случаях издает приказ о внесении дополнительных сумм, указывая сторону или стороны, которые несут бремя данных расходов, либо выносит решение о возвращении сторонам излишков ранее внесенных сумм. Медиатору по его запросу выдается исполнительный лист.

Согласно ст. 1441−4 ФГПК (введена Декретом № 98−1231 от 28 декабря 1998 г.) председатель суда большой инстанции по ходатайству стороны, заключившей мировое соглашение, придает исполнительную силу представленному ему документу.

  • [1] См.: Основные начала российского и французского права: учебник. С. 405.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой