Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Постоянно обновляемое, функциональное (запросы отрасли — цифра) знание

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В Финляндии, к примеру, на Международном кинофестивале фильмов народов мира я была единственной, кто представлял Россию. Там я прочитала свою первую в жизни лекцию о том, как живут ханты Югры, как сложно складываются их отношения с нефтяниками и как наша единственная в мире Ассамблея коренных народов при Думе Югры пытается придать этим отношениям законодательную основу. И — наблюдала неподдельный… Читать ещё >

Постоянно обновляемое, функциональное (запросы отрасли — цифра) знание (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Нельзя сказать, что продвижение отечественной журналистики в освоении «цифры» сегодня не происходит. Дело обстоит как раз наоборот. Однако процесс этот идет по мере сил и возможностей, где экономический и организационный факторы играют далеко не последнюю роль. И в этих условиях ставка на молодых специалистов, освоивших новые подходы к профессии, имеет определенное преимущество.

У системы непрерывного журналистского образования есть возможность взять инициативу на себя и предлагать своей аудитории постоянно обновляемые, востребованные ею или функциональные знания. Прежде всего, речь идет о «цифре», которая существенным образом преобразует всю журналистику в самое ближайшее время.

Чтобы стать востребованной, система непрерывного образования должна ориентировать свою аудиторию как минимум на:

  • • технологичность знания;
  • • социальную ответственность;
  • • маркетинговую психологию.

Следовательно, журналист обязан постоянно пополнять свои знания, чтобы продемонстрировать компетентность в следующих сферах:

  • • новых информационных средств;
  • • социальных отношений;
  • • маркетинговой журналистики.

Компетентность в сфере новых информационных средств. Техническая модернизация массмедиа порождает новые тенденции развития. Изменение технического потенциала открывает для медийных организаций новые возможности рационализации, которая затрагивают редакционные структуры и схему расходов, изменяет сложившиеся представления о профессии, ставит перед журналистами новые задачи. Поэтому более высокие требования предъявляются к компетентности журналистов в сфере новых информационных средств, а значит, и к их обучению.

Классическое высшее образование сегодня видоизменяется. В университете теперь все в меньшей степени стараются учить, где искать и откуда брать знания. Сам по себе сбор информации постепенно утрачивает свое уникальное значение.

Современные технологии, высокоскоростные каналы поиска и передачи информации, набирающее темпы глобальное компьютерносетевое объединение и банки данных — все это открывает совершенно новые возможности для сбора и обработки информации, радикально изменяя условия работы журналистов, а следовательно, и обучения. Журналист обязан уметь пользоваться новыми коммуникационными и информационными технологиями и начинать это делать уже на студенческой скамье.

Совсем неплохо, если этими знаниями и умениями будущий журналист овладеет еще в медиаклассе. Именно таким образом строится обучение в медиаклассах школы № 179, которая вот уже восьмой год совместно с факультетом журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова отрабатывает эти программы.

Без сомнения, новые и новейшие средства массовой информации изменяются очень быстро. Так же быстро должна научиться реагировать на эти изменения и система непрерывного журналистского образования. Она просто обязана постоянно перестраивать свои программы в соответствии с требованиями времени.

К сожалению, системе образования России требуется по-прежнему достаточно много времени, чтобы разработать и внедрить программы и курсы, соответствующие новым требованиям, предъявляемым развивающейся профессией и рынком труда. Зачастую студенты получают специализацию, которая к концу периода обучения устаревает, теряет свою актуальность. Всевозможные курсы не всегда предлагают современные знания. Институты повышения квалификации еще не окрепли и не почувствовали запросов своей аудитории, к тому же они во многом находятся в плену устаревших учебных программ.

Отсюда возникает еще одна важная задача для тех, кто готовит будущих работников печатной и электронной прессы: журналистское образование должно быть направлено не только на ознакомление с новшествами в технической сфере и передачу навыков пользования ими, но и на более традиционные аспекты формирования профессионального мастерства.

Не следует недооценивать также того факта, что внедрение новых технологий и компьютеризация рабочих мест способны одновременно усилить проявления рутины, обеднения профессиональной деятельности журналиста. Без компенсирующих мер компьютерная рационализация рабочих мест может привести к понижению публицистического качества журналистики.

Этого можно избежать, если предлагать постоянно обновляемое, функциональное знание, отвечающее запросам отрасли. При этом следует учить работать по-новому, осваивать основы мастерства в иных предлагаемых технологических обстоятельствах, делать акцент на позитивные моменты использования новых технологий. Ведь вряд ли кто из журналистов захочет сегодня вернуться к механической пишущей машинке или писать авторучкой свои статьи в номер. Скорее всего, даже письмо другу он наберет на компьютере и пошлет по электронной почте.

Другое время — другая технологическая основа, и профессия обязывает быть на «ты» с новыми средствами своего производства.

Компетентность в сфере социальных отношений не менее важное направление функциональных знаний, в которых нуждается современный профессионал. Это означает способность работать в команде, кооперироваться с коллегами, преодолевать конфликты. Иными словами, речь идет об умении общаться в процессе решения профессиональных задач. Сегодня работодатель обращает на эти качества все больше внимания.

Все больше руководство отдает предпочтение тому, кто лучше всего вписывается в существующую команду, т. е. в коллектив редакции.

А этому пока не учат в университетах, нет соответствующих курсов в системе повышения квалификации.

В условиях растущей интернационализации современного мира журналистам приходится обращаться к различным целевым аудиториям с разнообразными социокультурными характеристиками и поэтому все более важным становится знание менталитета и национальной культуры разных народов и отдельных групп общества. Опять-таки в учебных программах самых разных форм системы непрерывного образования вряд ли можно найти такие дисциплины.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Югра — благодатный край для творчества

О. Корниенко, директор экспериментальной творческой лаборатории неигрового кино ООО «Студия О.К.».

«В Финляндии, к примеру, на Международном кинофестивале фильмов народов мира я была единственной, кто представлял Россию. Там я прочитала свою первую в жизни лекцию о том, как живут ханты Югры, как сложно складываются их отношения с нефтяниками и как наша единственная в мире Ассамблея коренных народов при Думе Югры пытается придать этим отношениям законодательную основу. И — наблюдала неподдельный интерес к жизни Югры и России. Меня спрашивали, где можно купить об этом фильмы, приобрести их для проката по национальным каналам. Там же мне задали вопрос: почему твои герои ханты и ненцы, а говорят на русском языке? Они что, на родном больше не разговаривают? И у меня родилась мысль: снять фильм на хантыйском языке. Тогда, в 2003;м, это был страшный риск. И поскольку в «СургутИнформТВ» свободного оператора для моих фантазий не нашлось, я взяла со склада маленькую камеру и поехала в тайгу, на стойбище — снимать «Мастера и Евдокию». Материала сняла предостаточно, а потом, с помощью друзей перевела все диалоги стариков с хантыйского и смонтировала фильм без единого русского слова и закадрового комментария. Получалась трогательная картина о любви, о том, как двое нашли друг друга в конце жизни, о самой жизни, наконец!

И был Орфей на «ТЭФИ-Регион» 2004, и был Гран-При на финно-угорском фестивале, и участие в российско-германских встречах во Франкфурте, и фестиваль в Словакии… Ценность фильма благодаря национальному языку возросла кратно, пришла уверенность, и появились другие фильмы на родном языке".

Корниенко О. Югра — благодатный край для творчества//ТелеЦЕНТР,

2005—2006. № 6(14). С. 54

Потребность в социальных знаниях сегодня вызвана еще и расширением медийного пространства. Многочисленные новые источники информации — сетевые агентства, PR-службы, рекламные структуры и т. д. — предлагают сегодня журналистам уже готовые материалы и тексты пресс-релизов. Однако медиакритики отмечают, что если речь идет о качественной журналистике, то публикацию подобных текстов под видом журналистских материалов или же в форме даже отредактированных версий следует признать недопустимой.

Конкурируя с такими сетевыми источниками информации, журналисту волей-неволей приходится превосходить их точностью и остротой выводов, умением анализировать и высказывать собственное мнение, знанием форм представления материала и мастерством презентации, умением владеть языком и четко излагать мысли.

Компетентность в сфере маркетинговой журналистики. Существенную смену акцентов профессиональных приоритетов в характере и методах работы журналистов вызывает усиление влияния рыночных экономических факторов на медийные организации. Сегодня для России, как впрочем и для других стран, характерна тенденция поворота от журналистики просветительской к журналистике маркетинговой. Залогом успеха в этих условиях, наряду с глобальным мышлением, является знание и понимание законов рынка, умение ориентироваться в рыночной среде и добиваться успеха в конкурентной борьбе. Поэтому журналист должен уметь позиционировать на рынке свою газету так, чтобы она была востребована потребителями и привлекла рекламодателей. Более того, он должен уметь позиционировать и себя, чтобы быть приглашенным в значимую для себя редакцию.

К сожалению, в стране сейчас наметилась тенденция к размыванию известных издательских брендов. Не пользуется прежней популярностью «Литературная газета», уходят с рынка «Московские новости», другими становятся «Комсомольская правда», «Известия», «Коммерсант».. Не богатой на имена становится и сама журналистика, предлагая усредненного работника редакционного цеха.

Бесспорно, эти тенденции ставят новые задачи перед учебными заведениями, готовящими журналистов. При маркетинговых подходах к редакционной деятельности необходимость заботиться о выполнении общеэкономических задач медийного предприятия ложится на журналистов и редакторов дополнительным бременем. Речь не идет о том, чтобы каждый журналист был экономистом и имел высшее экономическое образование. Но в нынешних условиях редакция несет ответственность за экономические издержки и результаты работы, следовательно, от журналистов требуется ответственное обращение с ресурсами медийного предприятия. В первую очередь это касается, конечно, редакторов, которые просто обязаны иметь представление об экономической стороне медийного производства и следовать требованиям редакционного маркетинга в газете. Они должны знать экономические основы функционирования массмедиа, принимая во внимание, что деньги на содержание всего медийного предприятия, включая налоги, стоимость расходных материалов, заработную плату и прочее, поступают в результате экономической деятельности на рынке. Деньги приносит потребитель. А где потребитель, там — экономика.

Учитывая, что медийные организации действуют сегодня в конкурентной рыночной среде, особенно важными становятся проблемы выработки верных тактик и стратегий редакционного менеджмента. Журналисты — особенно представители редакционного руководящего звена — должны быть способны нести ответственность не только за собственно журналистскую продукцию, но и за решение управленческих и экономических задач. Поэтому наряду с рассмотренными аспектами профессиональной подготовки, все большее значение будет придаваться, по мнению многих авторов, формированию у них квалификационных качеств менеджера — знаний и способностей, необходимых для эффективного управления персоналом и принятия компетентных решений в вопросах медиаэкономики.

Эти требования относятся не только к журналистам крупных издательских концернов, но и к сотрудникам региональных изданий. По мнению журналистов «Экономической газеты», опробовавших на себе маркетинговые подходы, в будущем и «главный редактор региональной газеты будет понимать производство газеты как задачу менеджмента».

Поэтому перед журналистским образованием стоит сразу несколько новых задач: пересмотреть представления о нормативности журналистской деятельности, предоставлять знания в относительно новых для журналистики областях, таких как маркетинг и менеджмент, и не допустить при этом содержательных перекосов в обучении будущих работников печатной и электронной прессы.

Задачу внедрения экономических подходов к журналистской деятельности не так уж легко осуществить в условиях, когда многие журналисты по-прежнему незаинтересованно относятся к вопросам экономики, маркетинга и менеджмента. Ведь в газетной журналистике до сих пор считается хорошим тоном отдавать предпочтение публицистическим аспектам профессиональной деятельности. Уже давно слышны предостережения об угрожающем «приспособлении к требованиям рынка» и «рыночной зависимости прессы» и, как следствие, превращении СМИ в средства развлечения. Внедрение редакционного маркетинга расценивается многими как преклонение перед законами рынка, как передача журналистики в руки коммерции. В противовес рыночным тенденциям на первый план выдвигается стремление редакции работать в соответствии с журналистскими принципами и нормами. Еще в середине 1980;х голландский ученый Д. МакКуэйл констатировал «напряжение, которое зачастую возникает между коммерциализацией и профессионализмом коммуникатора». Сегодня преодоление этой напряженности является одной из основных проблем, и совсем неплохо, если оно будет учитываться на всех уровнях системы непрерывного журналистского образования.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой