Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Наступление смерти одного человека либо двух или более лиц охватывается соответственно ч. 2 и 3 ст. 267 УК РФ

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Данная норма носит бланкетный характер. Правила, на которые ссылается закон, содержатся в ведомственных нормативных актах железнодорожного, воздушного, водного, автомобильного и других видов механического транспорта, исключая трубопроводный. Например, запрещается самовольно открывать шлагбаумы, проезжать по переезду без разрешения дежурного, через железнодорожные пути в неустановленных местах и… Читать ещё >

Наступление смерти одного человека либо двух или более лиц охватывается соответственно ч. 2 и 3 ст. 267 УК РФ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Рассматриваемое преступление необходимо отграничивать от деяния, указанного в ст. 167 УК РФ. Данные составы отличаются по предмету посягательства. Повреждение таких сооружений и средств, которые хотя и относятся к транспорту, но не обеспечивают безопасность его функционирования, должно рассматриваться не как транспортное преступление, а как преступление против собственности. Влияние выведенной из строя технической системы транспорта на его безаварийную работу, т. е. ее функциональное назначение, необходимо устанавливать в каждом конкретном случае, иначе возможны ошибки при квалификации деяния.

Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта.

(ст. 268 УК РФ) Непосредственный объект — общественные отношения в сфере безопасного функционирования всех видов транспорта.

Объективная сторона заключается в нарушении правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, наступлении последствий в виде тяжкого вреда здоровью человека и причинной связи между деянием и причиненным вредом.

Следует учитывать, что в ст. 268 УК РФ говорится о более узком круге правил, чем в ст. 263 УК РФ, поскольку в ней речь идет о безопасности эксплуатации не транспорта вообще, а лишь транспортных средств, являющихся основным, но не единственным элементом транспорта как системы.

Данная норма носит бланкетный характер. Правила, на которые ссылается закон, содержатся в ведомственных нормативных актах железнодорожного, воздушного, водного, автомобильного и других видов механического транспорта, исключая трубопроводный. Например, запрещается самовольно открывать шлагбаумы, проезжать по переезду без разрешения дежурного, через железнодорожные пути в неустановленных местах и т. д. В целях охраны безопасности движения установлены также правила прогона скота через полотно железной дороги, выпаса скота вблизи полотна и в полосе отвода железных дорог. Пассажирам воздушного транспорта категорически запрещается ходить по перрону без сопровождения дежурного, поскольку этими действиями создается угроза безопасности полетов. Конкретные проявления рассматриваемого посягательства могут быть самыми разнообразными, в связи с этим дать их исчерпывающий перечень невозможно. Наиболее часто указанные в законе правила нарушаются пешеходами, неожиданно появляющимися в опасной близости к движущимся автомототранспортным средствам, переходящими дорогу в неустановленных местах и пр. При расследовании и рассмотрении уголовных дел необходимо обязательно установить, какие именно правила нарушены виновным и в чем эти нарушения выразились.

Суть преступления заключается в создании искусственных помех для работы транспорта лицом, не управляющим транспортным средством. Преступление, предусмотренное ст. 268 УК РФ, не может выражаться в эксплуатации технически неисправных лодок, катеров, яхт, несоблюдении правил маневрирования при расхождении со встречными судами, управлении плавучим средством в состоянии опьянения и пр. Во всех указанных случаях лицо непосредственно эксплуатирует транспортное средство, оно ответственно за его безопасность. Деяние квалифицируется либо по ст. 263 УК РФ, если лицо является работником транспорта, обязанным соблюдать правила безопасности в силу выполняемой работы, либо по статьям о преступлениях против личности или собственности, если оно не является таковым.

Преступление имеет материальный состав. Для наступления уголовной ответственности необходимо, чтобы был причинен тяжкий вред здоровью человека.

Субъективная сторона предусматривает неосторожность в виде легкомыслия или небрежности.

Субъектом преступления может быть пассажир, пешеход или другой участник движения. В соответствии с Правилами дорожного движения пассажир — это лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него); пешеход — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу1. К другим участникам движения относятся сотрудники полиции, военной автоинспекции, работники дорожно-эксплуатационных служб, регулирующие движение, рабочие, осуществляющие ремонтные работы, участники ДТП, медицинские работники и др.

Законодательная формулировка не исключает уголовную ответственность и лиц, управляющих транспортом, не являющимся механическим, например, гужевым. Однако при этом надо иметь в виду, что действия водителя гужевого транспорта могут быть квалифицированы по данной статье лишь при условии нарушения им правил безопасности движения, которое привело к ДТП с механическим транспортным средством. Во всех других случаях (наезд на пешехода, уничтожение или повреждение чужого имущества и т. д.) его ответственность по ст. 268 УК РФ исключается.

В случае наступления смерти одного человека деяние квалифицируется, но ч. 2 ст. 268 УК РФ, а при причинении смерти двум или более лицам — по ч. 3 ст. 268 УК РФ.

Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов (ст. 269 УК РФ) Непосредственный объект — безопасность функционирования магистрального трубопровода. Предмет — магистральный трубопровод, который включает в себя комплекс технических средств для транспортировки нефти, нефтепродуктов, в том числе стабильного конденсата и стабильного бензина, природного, нефтяного и искусственного углеводородных газов из районов их добычи, от промыслов, производства или хранения до мест потребления — нефтебаз, перевалочных баз, пунктов налива, газораспределительных станций, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий и портов.

В его состав входят: трубопровод с ответвлениями и лупингами, запорной арматурой, переходами через естественные и искусственные препятствия, узлами подключения нефтеперекачивающих станций, компрессорных станций, узлов замера расхода газа, пунктов редуцирования газа, узлами пуска и приема очистных устройств, конденсатосборниками и устройствами для ввода метанола; установки электрохимической защиты трубопроводов от коррозии, линии и сооружения технологической связи,.

' К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.

средства телемеханики трубопроводов; линии электропередачи, предназначенные для обслуживания трубопроводов и устройства электроснабжения и дистанционного управления запорной арматурой и установками электрохимической защиты трубопроводов; противопожарные средства, нротивоэрозионные и защитные сооружения трубопроводов; емкости для хранения и разгазирования конденсата, земляные амбары для аварийного выпуска нефти, нефтепродуктов, конденсата и сжиженных углеводородов; здания и сооружения линейной службы эксплуатации трубопроводов; постоянные дороги и вертолетные площадки, расположенные вдоль трассы трубопровода, и подъезды к ним, опознавательные и сигнальные знаки местонахождения трубопроводов; головные и промежуточные перекачивающие и наливные насосные станции, резервуарные парки, компрессорные и газораспределительные станции; станции подземного хранения газа; пункты подогрева нефти и нефтепродуктов; указатели и предупредительные знаки.

Объективная сторона складывается из нарушения правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте трубопроводов, возникновения преступных последствий и причинной связи между деянием и наступлением предусмотренного законом вреда.

Данная уголовно-правовая норма относится к числу бланкетных. Правила безопасности содержатся в ведомственных нормативных актах, регламентирующих строительство, эксплуатацию и ремонт магистральных трубопроводов. Строительство магистрального трубопровода включает не только его сооружение, но и проектирование, а также испытание на прочность и проверку на герметичность в соответствии с рабочим проектом. Эксплуатация трубопровода — это использование его по назначению. Законом одинаково охраняется как эксплуатация в целом магистрального трубопровода, так и его составляющих систем. Ремонт означает устранение неисправностей магистрального трубопровода. Он подразделяется на текущий, капитальный и аварийно-восстановительный.

Необходимо иметь в виду, что правила безопасности являются обязательными для исполнения не только предприятиями трубопроводного транспорта, но и местными органами власти и управления, а также другими предприятиями, организациями и гражданами, производящими работы или какие-либо действия в районе прохождения трубопроводов.

Преступление может быть совершено как путем действия, так и путем бездействия. Например, бездействует лицо, которое вопреки существующим требованиям не обозначает сигнальными знаками места пересечения трубопроводов с судоходными и сплавными реками, а также каналами[1].

Для исключения возможности повреждения трубопроводов устанавливаются охранные зоны. Предприятия, организации и граждане, получившие письменное разрешение на ведение в них работ, обязаны выполнять их и нести ответственность за повреждение трубопроводов.

Преступление имеет материальный состав и считается оконченным с момента наступления преступного последствия — причинения тяжкого вреда здоровью человека.

С субъективной стороны преступление предусматривает неосторожную форму вины в виде как легкомыслия, так и небрежности. Мотивы и цели совершения преступного деяния на квалификацию не влияют. Однако совершение тех же действий с целью подрыва экономической безопасности или обороноспособности России необходимо квалифицировать по ст. 281 УК РФ.

Субъект — вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет.

В качестве квалифицирующих признаков предусмотрены: в ч. 2 ст. 269 УК РФ — наступление смерти человека; в ч. 3 ст. 269 УК РФ — наступление смерти двух или более лиц.

Нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации (ст. 271.1 УК РФ) Непосредственный объект — безопасность использования воздушного пространства РФ. Безопасность использования воздушного пространства — комплексная характеристика установленного порядка использования воздушного пространства, определяющая его способность обеспечить выполнение всех видов деятельности по использованию воздушного пространства без угрозы жизни и здоровью людей, материального ущерба государству, гражданам и юридическим лицам (п. 2 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 № 138; далее — Федеральные правила).

Объективная сторона состоит в использовании воздушного пространства России без разрешения в случаях, когда такое разрешение требуется в соответствии с законодательством РФ. Под использованием воздушного пространства понимается деятельность, в процессе которой осуществляется перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и т. п.), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения.

Использование воздушного пространства в районах, находящихся за пределами территории РФ, где ответственность за организацию воздушного движения и контроль за соблюдением внутригосударственных и международных требований (стандартов, норм и процедур) в области использования воздушного пространства и осуществление деятельности в области авиации возложены на Российскую Федерацию, производится в соответствии с требованиями, установленными Конвенцией о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 г.

Использование воздушного пространства может быть запрещено или ограничено в соответствии с Федеральными правилами.

Согласно Федеральным правилам воздушное пространство над территорией России, а также за ее пределами, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию, классифицируется следующим образом: а) класс, А — разрешаются полеты, выполняемые только по правилам полетов по приборам. Все воздушные суда обеспечиваются диспетчерским обслуживанием и эшелонируются. Ограничения по скорости не применяются. Наличие постоянной двухсторонней радиосвязи с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами) обязательно. Все полеты выполняются при наличии разрешения на использование воздушного пространства, за исключением случаев, предусмотренных п. 114 Федеральных правил;

  • б) класс С — разрешаются полеты, выполняемые по правилам полетов по приборам и правилам визуальных полетов. Все воздушные суда обеспечиваются диспетчерским обслуживанием. Воздушные суда, выполняющие полеты по правилам полетов по приборам, эшелонируются относительно других воздушных судов, выполняющих полеты по правилам полетов по приборам и правилам визуальных полетов. Воздушные суда, выполняющие полеты по правилам визуальных полетов, эшелонируются относительно воздушных судов, выполняющих полеты по правилам полетов по приборам, и получают информацию о движении в отношении других воздушных судов, выполняющих полеты по правилам визуальных полетов. Для воздушных судов, выполняющих полеты по правилам визуальных полетов, на высотах ниже 3050 м действует ограничение по скорости, составляющее не более 450 км/ч. Наличие постоянной двухсторонней радиосвязи с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами) обязательно. Все полеты выполняются при наличии разрешения на использование воздушного пространства, за исключением случаев, предусмотренных и. 114 Федеральных правил;
  • в) класс G — разрешаются полеты, выполняемые по правилам полетов по приборам и правилам визуальных полетов. Эшелонирование воздушных судов не производится. Все полеты по запросу обеспечиваются полетно-информационным обслуживанием. Для всех полетов на высотах ниже 3050 м действует ограничение по скорости, составляющее не более 450 км/ч. Воздушные суда, выполняющие полеты по правилам полетов по приборам, обязаны иметь постоянную двухстороннюю радиосвязь с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами). При полетах воздушных судов по правилам визуальных полетов наличие постоянной двухсторонней радиосвязи с органом обслуживания воздушного движения (управления полетами) не требуется. При выполнении всех полетов воздушных судов наличие разрешения на использование воздушного пространства не требуется.

Согласно п. 114 Федеральных правил разрешение на использование воздушного пространства в классах, А и С не требуется в случае:

  • а) отражения воздушного нападения или вооруженного вторжения на территорию РФ;
  • б) предотвращения и пресечения нарушений государственной границы РФ, защиты и охраны экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной полосы, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ;
  • в) пресечения и раскрытия преступлений;
  • г) оказания помощи при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
  • д) поиска и спасания пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, поиска и эвакуации с места посадки космонавтов и спускаемых космических объектов или их аппаратов;
  • е) предотвращения и пресечения нарушений порядка использования воздушного пространства.

Разрешение на использование воздушного пространства органам обслуживания воздушного движения (управления полетами) на полеты воздушных судов и беспилотных летательных аппаратов, а также пользователям воздушного пространства на осуществление деятельности, не связанной с выполнением полетов воздушных судов, выдают в случаях, предусмотренных п. 117 Федеральных правил: главный центр Единой системы организации воздушного движения РФ, зональный центр Единой системы, районный центр Единой системы. Разрешение на международный полет воздушного судна в аэропорт (на аэродром) РФ, не открытый для международных полетов воздушных судов, а также из указанных аэропортов (аэродромов) выдает Федеральное агентство воздушного транспорта в соответствии с законодательством РФ. Разрешение на полеты гражданских воздушных судов иностранных государств по маршрутам обслуживания воздушного движения Российской Федерации, не открытым для международных полетов, и вне этих маршрутов выдает Федеральное агентство воздушного транспорта по согласованию с ФСБ России. О выдаче указанного разрешения уведомляется Министерство обороны РФ. Информация о разрешениях (выданных соответствующими федеральными органами исполнительной власти) на выполнение разовых международных полетов и об аннулированных разрешениях доводится до главного центра Единой системы.

Уголовная ответственность по ст. 271.1 УК РФ наступает за использование воздушного пространства РФ без разрешения, когда такое разрешение требуется, если это деяние повлекло по неосторожности: причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека (ч. 1), смерть двух или более лиц (ч. 2).

Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины. Мотив и цель на квалификацию деяния по ст. 271.1 УК РФ не влияют.

Субъект преступления общий — вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет.

  • [1] Коробеев А. И. Транспортные преступления. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003. С. 56.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой