Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Семантизация терминов. 
Культура речи. 
Научная речь

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Получая новое терминологическое значение, слова из общелитературного языка сохраняют связь с общеупотребительным значением. Так, слово дерево в общелитературном языке — это ‘многолетнее растение с твердым стволом и отходящими от него ветвями, образующими крону'. В терминосистеме математики связный граф, не содержащий циклов, называется деревом или, точнее, деревом с помеченными вершинами… Читать ещё >

Семантизация терминов. Культура речи. Научная речь (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одним из важных элементов в работе по обучению иностранных учащихся терминологической лексике является семантизация терминов. Необходимо добиваться точного понимания студентами значения термина. Исходя из объема понятия, заключенного в термине, возможно использование различных способов его семантизации. Приведем примеры некоторых из них.

Описательное толкование:

Волновая функцияквантовой механике) — основная величина, описывающая состояние системы и позволяющая находить вероятности и сравнивать значения характеризующих эту систему физических величин. Поступательное движение — это такое движение, при котором любая прямая, связанная с движущимся телом, остается параллельной самой себе.

Подбор синонимов:

сила звука —" интенсивность звука; тангенциальное ускорение —> касательное ускорение.

Подбор антонимов:

течение ламинарное (упорядоченное течение вязкой жидкости или газа) — течение турбулентное (течение жидкости или газа, при котором частицы жидкости совершают неупорядоченные, хаотические движения).

Семантизируя термины, следует особо учитывать те из них, которые образовались путем семантического преобразования слов общелитературного языка. Например, в языке физики и математики находим следующие слова общелитературного языка, употребленные в качестве термина: дырка, мантия, доноры и др. Иногда слова, пришедшие из общелитературного языка, в языке специальности употребляются только в одной определенной форме, например в уменьшительной: дырка (физич.), пузырьковая камера (физич.), бусинка (матем.), дужка (матем.), машинка (матем.), кулачок (матем.).

Если в общелитературном языке такие слова эмоционально — экспрессивно окрашены, то в научном стиле речи они стилистически нейтральны:

дырки ведут себя как частицы с положительным элементарным электрическим зарядом и являются наряду с электронами носителями тока в полупроводниках, образуя так называемую дырочную проводимость.

Получая новое терминологическое значение, слова из общелитературного языка сохраняют связь с общеупотребительным значением. Так, слово дерево в общелитературном языке — это ‘многолетнее растение с твердым стволом и отходящими от него ветвями, образующими крону'[1]. В терминосистеме математики связный граф, не содержащий циклов, называется деревом или, точнее, деревом с помеченными вершинами.

Лес в языке математики — граф, в котором каждая компонента связности есть дерево (ср.: в общелитературном языке — ‘множество деревьев, растущих на большом пространстве, с сомкнутыми кронами'). Как видно, произошел перенос значения общеупотребительных слов по внешнему виду при использовании их в качестве терминов.

Перенос значения по функции можно наблюдать, например, в языке математики: путь — это чередующаяся последовательность вершин и инцидентных им дуг (ср. с общеупотребительным, где путь в одном из значений ‘направление, маршрут').

Некоторые трудности возникают при семантизации терминов, являющихся омонимами общелитературных слов. Например, привычное значение слова: донор — ‘человек, у которого берут кровь для переливания или какой-нибудь орган, ткань для пересадки раненым, больным'. В системе физических терминов доноры — структурные дефекты в кристаллической решетке полупроводников.

Семантизируя терминологическую лексику, преподаватель на занятиях по русскому языку должен обращать внимание на коннотативные связи терминов, обогащая студентов фоновыми знаниями, знакомя их с национально-культурными ассоциациями.

  • [1] Здесь и далее в разделе о терминах значения слов даются по словарю: ОжеговС. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1992.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой