Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Повышение квалификации. 
Сравнительная педагогика

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Важным условием профессиональной готовности учителя остается повышение квалификации. Система повышения квалификации учителей включена в «пожизненное (возобновляемое) образование» (lifelong (recurrent) education). В таком контексте подготовка учителя рассматривается как целостный процесс, вне жесткой связи со способом получения образования. Акцент переносится с преподавания на учение… Читать ещё >

Повышение квалификации. Сравнительная педагогика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Важным условием профессиональной готовности учителя остается повышение квалификации. Система повышения квалификации учителей включена в «пожизненное (возобновляемое) образование» (lifelong (recurrent) education). В таком контексте подготовка учителя рассматривается как целостный процесс, вне жесткой связи со способом получения образования. Акцент переносится с преподавания на учение. В педагогическое образование наряду с повышением квалификации включается воздействие социальной и профессиональной среды. Выдвигается тезис о том, что стабильный успех педагога зависит от опыта «реальной жизни», знания того, что происходит за пределами учебного заведения.

Россия. В России функционирует многоуровневая разветвленная система повышения квалификации и переподготовки учителей. Основную роль играют институты усовершенствования учителей (ИУУ), научно-методические центры. Имеются методические объединения, курсы учителей-предметников при педагогических университетах. Учреждения организуют конференции, курсы, открытые уроки, семинары, совещания учителей, педагогические чтения. Слушатели обсуждают доклады, знакомятся с опытом учебных заведений, осваивают инновационные, технические методы и средства обучения. Программами предусматриваются изучение психологопедагогических проблем, научно-методическая подготовка. Большая часть учебного времени отведена на лекции, остальные часы — на практические и семинарские занятия. ИУУ могут самостоятельно корректировать программы.

Состав преподавателей в центрах повышения квалификации формируется из лучших учителей, ученых, преподавателей педагогических вузов. В повышении квалификации учителей принимают участие педагогические институты и университеты. При них организуются семинары, конференции, школы для учителей. Накоплен целесообразный опыт повышения квалификации учителей. Так, в Екатеринбурге работают по планам, которые предусматривают для молодых педагогов выездные семинары, курсы, практикумы, тренинги на базах отдыха. К примеру, на выездных семинарах начинающих учителей консультируют по проблемам классного руководства, анализируют возникшие трудные ситуации, проводят юридические консультации. В школах начинающим учителям вручают педагогические шедевры: «Как любить детей» Я. Корчака, «Сердце отдаю людям» В. Сухомлинского, «Педагогическую поэму» А. Макаренко и пр.

Федеральными программами развития образования (1992- 1993) предусмотрено модернизировать систему повышения квалификации учителей. В послании Д. А. Медведева, бывшего тогда Президентом России, «Наша новая школа» (2009) предлагалось внедрить обязательные курсы переподготовки и повышения квалификации на базе лучших вузов и школ.

США. В законе «Америка-2000» (1994) выделена новая стратегическая цель школьной политики — поощрение профессионального роста учителей. Повышение квалификации учителей предусмотрено федеральными программами, а также программами в отдельных штатах и учебных заведениях. Правительство выделяет стипендии для учителей, занимающихся научными исследованиями. Отличившихся торжественно чествуют в Белом доме.

В учебных заведениях преподаватели прибегают к посещениям, обсуждениям и оцениванию уроков своих коллег. Существует практика наставничества, когда опытные педагоги консультируют молодых учителей. Практикуется деятельность учительских объединений, педагогических команд, где занимаются обменом методического опыта, профессиональным тренингом и т. д. Учителей периодически собирают на семинары, где знакомят с различными методиками обучения. Ежегодно учителя независимо от стажа, опыта и заслуг обязаны посетить такие семинары в течение как минимум 40 часов. Качество работы учителя (Professional development) оценивается в том числе по его работе над повышением своей квалификации. На практике этот показатель тем лучше, чем больше семинаров учитель посетил в течение года.

Как пишет американский педагог Маделен Хантер, повышение квалификации учителя должно превратиться из «эклектической смеси» идей и курсов в стройную полномасштабную и профессиональную программу, где последовательно использованы результаты новейших педагогических исследований. По мнению той же Хантер, руководители учебных заведений нуждаются, по крайней мере, в двухлетней специальной систематической переподготовке.

Великобритания. Система повышения квалификации учителя в Великобритании призвана содействовать развитию педагога от «новичка» до «эксперта». Курсовая система преподавания уступает модели «повышение квалификации, ориентированной на потребности школы» (school-focused in-service education model). Модель нацелена не столько на индивидуальные запросы слушателей, сколько удовлетворение нужд конкретных школ. Происходит более тесная интеграция внеаудиторной и аудиторной форм обучения. Преподаватели системы повышения квалификации все чаще играют роль консультантов, организаторов творческой работы учителей. Применяются активные методы обучения. Учебный процесс нередко переносится в школу.

Китай. В школах Китая каждый начинающий учитель посещает мастер-классы своих коллег, анализирует уроки вместе с опытными профессионалами, участвует в конкурсах молодых учителей. Есть курсы и институты повышения квалификации учителей.

Япония. В Японии, согласно официальному порядку, учителю надлежит систематически менять место службы, чтобы постоянно быть в профессиональной форме, совершенствовать свое мастерство. Учителя обязаны присутствовать на уроках коллег. Министерство образования регулярно организует курсы для директоров и старших преподавателей государственных школ, семинары для ведущих учителей, зарубежные стажировки преподавателей, курсы для начинающих учителей. Некоторые учителя получают стипендии для продолжения образования в магистратуре и докторантуре. В 2004 г. установлена жесткая зависимость карьеры учителя от результатов занятий по повышению квалификации. Учителя, не получившие сертификат о повышении квалификации, считаются профессионально не пригодными и отстраняются от работы в школе.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой