Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Суфизм – философия в рамках мистицизма

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особенность суфизма связана в первую очередь с особенностью метода, на основе которого суфии пытались решать мировоззренческие проблемы. Их метод должен был позволить охватить всю действительность в ее целостности, а человека — в его единстве. Мир, как и человека, нельзя разложить на части. Постигнуть их можно только через интуицию, озарение. Своеобразие метода предопределило и особенности… Читать ещё >

Суфизм – философия в рамках мистицизма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

К философии в шиитском мире относились с почтением, и эта традиция сохранилась в Персии и других шиитских общинах до сего дня. У мусульман-суннитов есть традиция считать, что врата иджтихада (понятие относится к сфере мусульманского права и означает право авторитетного факиха выносить решение по важным вопросам общественной и религиозной жизни, основываясь на методах фикха, а также умении интерпретировать Коран и Сунну) закрылись в X веке. Шииты-мусульмане обращаются также к власти имамов и особенно к двенадцатому имаму, Али. В то время как перипатетическая философия в суннитском мире после XII в. пришла в упадок, в шиитском мире она продолжилась как часть разнообразных философских подходов или на собственных основаниях, или объединенная с элементами иллюминалистской (араб. ishraqi — озарение) философии и развивалась во все более сложные теоретические системы. Таким образом, к основным направлениям классической арабо-мусульманской философии можно отнести «спекулятивную теологию» (калам), восточный перипатетизм (фальсафа), шиитскую философию и суфизм.

Суфизм — течение в исламе, полагающееся на аскезу, самоотверженность и мистику. Как широкое мировоззренческое течение он включает литературу (поэзию), искусство (музыку), философию, историю и народную культуру.

Один из принципов — универсальность, т. е. суфием может стать любой верующий в Пророка, последователь любой школы фикх, представитель любого слоя. Не удивительно, что среди суфиев известные писатели и поэты: Абдаллах Ансари (ум. 1089), Санаи (ум. ок. 1190), Джелал ад-дин Руми (ум. ок. 1273); популярные авторитеты суннитов: ал-Газали (ум. 1111), Ибн-Таймии (ум. 1328); философы: ас-Сухраварди (ум. 1191) и Ибн-Араби (ум. 1240). Суфизм часто противоречил личным устремлениям самих суфиев, что приводило к отходу от него из-за невозможности преобразовать его развитие.

Как явление историческое, суфизм не относился к какой-то одной стране, а охватил пространство от Гибралтара до Инда и выразил целую эпоху в развитии литературы и философии мусульман. Начало его распространения — первая половина VIII в.; эпоха расцвета суфийских орденов в странах Ближнего и Среднего Востока приходится на XIII—XV вв. Теория и практика суфизма предполагали уход от действительности, безразличие к миру. Суфии проповедовали, что жизнь в мире обделена красотой и радостью, справедливостью и свободой, а поскольку потенциал человека ограничен, то стоит уйти от мирских дел и в аскезе искать «лучший мир» .

Многовариантность общественных оснований суфизма связана по крайней мере с четырьмя значимыми причинами:

  • 1) Учение суфиев о прямом контакте верующего с Богом содействует религиозному усердию масс.
  • 2) Руководство практикой суфийским шейхом и тот факт, что подражание его поведению в жизни было обязательным.
  • 3) Суфии, как правило, находились в оппозиции правящим режимам, критикуя существующие порядки, коррупцию и всевластие правителей. В основе протеста лежали идеализированные нормы общественной жизни Мединского государства времен Пророка.
  • 4) Традиционалисты опасались суфийского мистицизма, но причине различных возможностей единения с Богом: экзистенциально-онтологической (ал-Халладж), теоретико-познавательной (ал-Газали), мистико-пантеистической (Ибн Араби).

Особенность суфизма связана в первую очередь с особенностью метода, на основе которого суфии пытались решать мировоззренческие проблемы. Их метод должен был позволить охватить всю действительность в ее целостности, а человека — в его единстве. Мир, как и человека, нельзя разложить на части. Постигнуть их можно только через интуицию, озарение. Своеобразие метода предопределило и особенности философствования: символика, аллегория, «тайное знание». Особенность метода позволяла зашифровать полноту и конкретность жизни, поскольку «уход из этого мира» означал стремление найти такой мир, в котором бы царили справедливость, любовь и благо, т. е. «праведный мир» переносился на небеса.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой