Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Учение о судьбе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Поскольку события, происходящие в мире, жестко определены причинно-следственными связями, первопричиной которых выступает сам Зевс, человек не может изменить или отменить большую часть происходящих событий, так как их причины не находятся в его власти. Однако в его власти находится его собственная добродетель, выбор целей стремления и поступки, которые он совершает. Судьбу человека стоики… Читать ещё >

Учение о судьбе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Поскольку события, происходящие в мире, жестко определены причинно-следственными связями, первопричиной которых выступает сам Зевс, человек не может изменить или отменить большую часть происходящих событий, так как их причины не находятся в его власти. Однако в его власти находится его собственная добродетель, выбор целей стремления и поступки, которые он совершает. Судьбу человека стоики уподобляли колеснице, к которой привязана собака. Собака может сопротивляться движению колесницы, и тогда колесница все равно будет тащить собаку вперед, а та будет страдать, но собака может и бежать вместе с колесницей, добровольно выбирая тот путь, которым ведет се судьба.

Понятие судьбы тесно связано с понятием природы: поскольку причинные связи в мире обусловлены природой космоса, судьба — это выражение природного порядка вещей. Так как стоики считали изначальную природу (творческий огонь) проявлением божественной силы, а бога — непосредственной материальной причиной мировых событий, то судьба понимается стоиками как божественное провидение.

На первый взгляд кажется, что стоическое понятие судьбы жестко ограничивает человеческую свободу, однако чтобы показать, в чем заключается свобода и ответственность человека, стоики исключали его душевную и разумную жизнь из действия общей космической причинности. Вне зависимости от происходящих событий человек выбирает, как поступать, чего желать и к чему стремиться. Даже собственная природа человека, его первичная склонность, не определяет раз и навсегда его рациональный выбор.

Представления стоиков о человеческом обществе как сообществе разумных существ и определение понятия ответственности в соотношении с понятием природной склонности оказали значительное влияние на формирование европейского права.

Аллегорический метод истолкования религии.

Стоики считали, что представление о богах свойственно человеческой природе, поэтому осмысляли фигуры традиционных божеств, встраивая их в собственный философский дискурс. Они использовали аллегорический метод истолкования народной религии, рассматривая традиционных богов и героев как аллегории тех или иных физических и моральных принципов. Наиболее распространенными были физические аллегории — уподобления некоторых божеств физическим элементам, а популярные мифологические герои, такие как Геракл и Одиссей, истолковывались как аллегории добродетели. Герои рассматривались как пример для подражания, их деяния толковались как победа над пороками, страстями и страхами — т. е. над тем, от чего стоики призывали отказаться. Так, двенадцать подвигов Геракла считались аллегорией победы над различными прегрешениями. Мифология, связанная с Элевсинскими мистериями — самыми знаменитыми культовыми действами в античном мире, — считалась иносказательным изложением природных циклов порождения. В стоической аллегорезе видят одну из предпосылок аллегорического метода Филона Александрийского и средневековой герменевтики.

С другой стороны, стоический пантеизм и убежденность во всеобщей связи всех явлений привели к тому, что стоики признавали дивинацию (искусство предсказания), а некоторые их идеи будут использоваться в поздпеаптичной герметической магии.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой