Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Архитектура пенсионных институтов: какой ей быть в России в XXI в. ?

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Высокая надежность функционирования института обязательного социального пенсионного страхования объясняет то обстоятельство, что он играет на протяжении последних 60 лет основную роль, поскольку выгодно сочетает в себе сильные стороны личных и коллективных усилий страхователей. Во-первых, личную ответственность работников и работодателей, а, во-вторых, солидарную взаимопомощь всех занятых… Читать ещё >

Архитектура пенсионных институтов: какой ей быть в России в XXI в. ? (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Устройство пенсионных институтов зависит от форм и условий занятости, а также величины заработной платы и других доходов населения, которые определяют возможности применения различных способов финансирования: обязательного социального (коллективного) пенсионного страхования, личного страхования и государственного социального обеспечения, а также упорядочения их на основе соответствующего архитектурного построения.

При рассмотрении устройства и оценке эффективности того или иного пенсионного института следует руководствоваться правилом, согласно которому не существует универсальных и высокоэффективных пенсионных институтов для всех случаев. Каждый организован и функционирует по характерным только для него законам и финансовым правилам, охватывает определенные группы граждан, предоставляет те или иные по размеру пенсии, определенные волей законодателей и местом, занимаемым человеком в жизни общества.

Обязательное социальное пенсионное страхование на протяжении последних 60 лет являлось основным институтом пенсионного обеспечения в большинстве ЭРС. Его финансовый механизм базируется на сборе и распределении финансовых ресурсов, представляющих собой часть оплаты труда. Страховые взносы работников и работодателей поступают в государственный пенсионный фонд, который направляет их для выплаты пенсий пенсионерам.

Обязательное социальное пенсионное страхование базируется на распределительном принципе, или принципе «солидарности» поколений. Такой подход к организации пенсионных систем предполагает социальный контракт, регулирующий отношения между поколениями через посредство общественных институтов. В каждый момент времени работающее поколение финансирует выплату пенсий нынешним пенсионерам под обязательства общества, что следующее поколение работающих будет отчислять часть своего текущего дохода на их пенсионное обеспечение.

Поэтому пенсионные системы, организованные на базе данного вида пенсионного страхования еще называют «распределительными». Краткосрочная форма сбора и распределения пенсионных средств («с колес») позволяет легко достигать сбалансированности ресурсов, что придает системе устойчивый и надежный характер.

Высокая надежность функционирования института обязательного социального пенсионного страхования объясняет то обстоятельство, что он играет на протяжении последних 60 лет основную роль, поскольку выгодно сочетает в себе сильные стороны личных и коллективных усилий страхователей. Во-первых, личную ответственность работников и работодателей, а, во-вторых, солидарную взаимопомощь всех занятых трудовой деятельностью. Поэтому формирование условий для его становления в России является важнейшей задачей для государства и российского социума.

Напомним, что интегральными показателями, характеризующими эффективность функционирования института пенсионного страхования, являются:

  • — величина страхового тарифа на пенсионное страхование;
  • — продолжительность фактического периода получения пенсий (мужчины и женщины);
  • — величина коэффициента замещения;
  • — сбалансированность бюджета пенсионного фонда.

Еще одним показателем, характеризующим затраты на институты пенсионного страхования, является их доля в ВВП. Данный показатель рассчитывается как доля расходов на пенсионное страхование в ВВП и характеризует уровень перераспределения части произведенного продукта между пенсионерами и работающими. Масштабы неформальной занятости, а также выплаты и получение заработной платы «в конвертах» экспертами оцениваются в одну треть от регистрируемой заработной платы, которая является базой начисления страховых платежей в ПФР. То есть размеры пенсий можно было бы поднять, примерно, на треть, что свидетельствует о серьезном кризисе финансового обеспечения института пенсионного страхования.

Изменение в 1990;е гг. общественного уклада в России привело к необходимости формирования страховых институтов обязательного социального пенсионного страхования, в функционировании которых определяющую роль играют не государственно-административные распределительные отношения и механизмы, а страховые их аналоги. В то же время большинство работодателей и наемных работников в новых условиях не стали экономическими субъектами, готовыми к полноценному финансовому участию в пенсионных страховых институтах.

Кроме того, Россия хронически не поспевает за цивилизационными изменениями. Когда в большинстве ЭРС в период 1930—1950;х гг. формировался институт обязательного пенсионного страхования, то системные условия для его применения были идеальными. Важнейшие факторы, влияющие на сбалансированность его доходов и расходов, были весьма благоприятными. Так, занятость населения наемным трудом росла, демографическое соотношение между работающими и пенсионерами было высокое (на одного пенсионера приходилось три-четыре работающих), наблюдался рост производительности труда, доходов и заработной платы.

В период 1980—1990;х гг. ситуация изменилась. Занятость населения наемным трудом стала снижаться, демографическое соотношение между работающими и пенсионерами приобрело тенденцию к понижению (на одного пенсионера стало приходиться всего два работающих), производительность труда, доходы и заработная плата стали снижаться.

В конце XX в. в ряде стран начал развиваться институт накопительных пенсий, организованный на основе капитализации финансовых средств. Накопительное финансирование предусматривает предварительную аккумуляцию средств, необходимых для выплаты будущих пенсий, их размещение на финансовых рынках для получения инвестиционного дохода.

Этот вид пенсионного страхования, основанный на создании долгосрочных накопительных капитализируемых резервов, еще называют фондируемым и капитализированным, что связано с долгосрочным нахождением средств на финансовом рынке (до 40 лет и более) после их внесения страхователями страховщикам:

  • • страховщики помещают ресурсы в инвестиционные программы различного рода;
  • • страховщики после выхода работников на пенсию переводят ресурсы от инвесторов и покупают им аннуитеты в форме пожизненных выплат застрахованным лицам, которые получили статус «пенсионера».

Финансы накопительного пенсионного страхования расходуются только при выходе работника на пенсию и не предполагают значительного перераспределения средств между пенсионерами[1], т. е. исключается сама возможность перераспределения финансовых ресурсов между поколениями.

Другими словами, накопительная система организована с предпочтением индивидуальной ответственности. Она является фактически частным страхованием, организованным на основе законодательного регулирования. По такой схеме каждое застрахованное лицо получит не более того, что он внес с учетом возможностей изменения объема капитала при его размещении на финансовом рынке.

Отечественная пенсионная система, как с позиции размера пенсий, так и с позиции финансовой стабильности, существенно уступает пенсионным системам стран Запада. Совокупный потенциал ее пенсионных институтов намного ниже (в 1,5—2 раза), чем потенциал таких стран, как Германия и Великобритания.

Ядром подавляющего большинства национальных пенсионных систем является институт, организованный на принципе обязательности, которым может выступать либо обязательное социальное пенсионное страхование, либо как обязательное государственное социальное обеспечение. В любом случае требуется обязательная по закону гарантия пенсионных выплат, пусть и в размере только прожиточного минимума пенсионера. Именно на таком подходе организованы пенсионные системы стран — членов ОЭСР и большинства развивающихся стран.

В странах Западной, Южной и Северной Европы, а также в большинстве других стран ОЭСР пенсионные системы в качестве базового элемента включают обязательное социальное пенсионное страхование. Эти государственные пенсионные системы организованы с учетом специфики разных стран, которые учитывают разные аспекты трудового или страхового вклада работников в формирование национального продукта. Работники и их работодатели уплачивают часть оплаты труда работников в национальную пенсионную систему, из которой работники при наступлении пенсионного возраста получают пенсии.

  • [1] Перераспределение средств имеет место между «долгожителями» и застрахованными лицами, не реализовавшими свои пенсионные права в связи со смертью.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой