Π”ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌΡ‹, курсовыС, Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚Ρ‹, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅...
Брочная ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅

ΠšΡƒΠΌΡƒΠ»ΡΡ‚ΠΈΠ²Π½Π°Ρ модСль развития Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ знания

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Богласно извСстному французскому Ρ„ΠΈΠ·ΠΈΠΊΡƒ, ΠΌΠ°Ρ‚Π΅ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠΊΡƒ ΠΈ ΠΈΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΊΡƒ Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ П. Π”ΡŽΠ³Π΅ΠΌΡƒ, истоки любого открытия, Ρ„Π°ΠΊΡ‚Π° ΠΈΠ»ΠΈ Π½ΠΎΠ²ΠΎΠΉ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Π½Π°ΠΉΡ‚ΠΈ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡˆΠ»ΠΎΠΌ, стоит Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΊΠ°ΠΊ слСдуСт «ΠΏΠΎΠΊΠΎΠΏΠ°Ρ‚ΡŒΡΡ». Он ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°Π», Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π² Π³Π΅Π½Π΅Π·ΠΈΡΠ΅ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠΉ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ Π½Π΅Ρ‚ Π°Π±ΡΠΎΠ»ΡŽΡ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π°; ΠΊΠ°ΠΊ Π±Ρ‹ Π΄Π°Π»Π΅ΠΊΠΎ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡˆΠ»ΠΎΠ΅ Π½ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡΠ»Π΅ΠΆΠΈΠ²Π°Π»ΠΈ Ρ†Π΅ΠΏΠΎΡ‡ΠΊΡƒ мыслСй, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π±Ρ‹ подготовляли, подсказывали, ΠΏΡ€Π΅Π΄Π²Π΅Ρ‰Π°Π»ΠΈ эту Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΡŽ, всСгда Π² ΠΊΠΎΠ½Π΅Ρ‡Π½ΠΎΠΌ ΠΈΡ‚ΠΎΠ³Π΅… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

ΠšΡƒΠΌΡƒΠ»ΡΡ‚ΠΈΠ²Π½Π°Ρ модСль развития Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ знания (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

БистСматичСскиС историко-Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹Π΅ исслСдования развития СстСствСнных Π½Π°ΡƒΠΊ Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΠΈΡΡŒ Π² XIX Π². ΠŸΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠΉ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π΅ΠΉ истории СстСствознания Π±Ρ‹Π»Π° систСматизация успСхов Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… отраслСй Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ. К Π½Π°ΡΡ‚ΠΎΡΡ‰Π΅ΠΌΡƒ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΎΠ±ΡˆΠΈΡ€Π½Ρ‹Π΅ историчСскиС ΠΎΠ±Π·ΠΎΡ€Ρ‹ достиТСний практичСски Π²ΠΎ Π²ΡΠ΅Ρ… областях знания, Π² Ρ‚ΠΎΠΌ числС ΠΈ Π² Π΅ΡΡ‚Сствознании.

На ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ осмыслСния достиТСний классичСского СстСствознания Π² ΡΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Π½Ρ‹Ρ… ΠΈ Ρ„илософов Нового Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ слоТился кумулятивный (ΠΎΡ‚ Π»Π°Ρ‚. cumulo — накапливаю) ΠΎΠ±Ρ€Π°Π· Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ ΠΈΠ»ΠΈ кумулятивная модСль Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ. Π’ ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ этой ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈ Π»Π΅ΠΆΠ°Π»ΠΈ философскиС прСдставлСния ΠΎ Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠΌ познания Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½ΠΎ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Π°Π±ΡΠΎΠ»ΡŽΡ‚Π½ΠΎ достовСрноС Π·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅ Π±ΡƒΠ΄Π΅Ρ‚ истинным Π²ΠΎ Π²ΡΠ΅ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π°. ΠšΡƒΠΌΡƒΠ»ΡΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΉ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π· Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ Π±Ρ‹Π» общСпринятым срСди ΡƒΡ‡Π΅Π½Ρ‹Ρ… классичСского ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Π° развития СстСствознания. Π’ ΠΏΠ°ΡƒΠΊΠ΅ большС, Ρ‡Π΅ΠΌ Π² ΠΊΠ°ΠΊΠΎΠΉ-Π»ΠΈΠ±ΠΎ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ сфСрС чСловСчСской Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, ΠΎΡ‡Π΅Π²ΠΈΠ΄Π½ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π² ΠΈΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΈ этой Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ происходит Π½Π°ΠΊΠΎΠΏΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π·Π½Π°Π½ΠΈΠΉ. Π­Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ±ΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²ΠΎ стало ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ основой для формирования кумулятивистской ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈ развития Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ.

ΠžΡΠ½ΠΎΠ²Π½Ρ‹Π΅ Ρ‡Π΅Ρ€Ρ‚Ρ‹ кумулятивной ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈ развития Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ знания ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ свСсти ΠΊ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΌ полоТСниям[1]:

  • β€’ ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ Π½Π΅ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π½Ρ‹Π΅, Ρ€Π°Π· ΠΈ Π½Π°Π²ΡΠ΅Π³Π΄Π° установлСнныС истины, Π½Π°ΠΊΠΎΠΏΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… составляСт ΡΡƒΡ‰Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ историчСского процСсса развития Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ знания;
  • β€’ заблуТдСния Π½Π΅ ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ся элСмСнтом Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ знания ΠΈ ΠΏΠΎΡΡ‚ΠΎΠΌΡƒ Π½Π΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‚ интСрСса для ΠΏΠ°ΡƒΠΊΠΈ;
  • β€’ ΠΈΠ΄Π΅ΠΈ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π±Ρ‹Π»ΠΈ ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ€Π³Π½ΡƒΡ‚Ρ‹ соврСмСнным состояниСм Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ, ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ ΠΎΡˆΠΈΠ±ΠΎΡ‡Π½Ρ‹ΠΌΠΈ;
  • β€’ Ссли рост Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ состоит Π² Π½Π°ΠΊΠΎΠΏΠ»Π΅Π½ΠΈΠΈ Π΄ΠΎΠΊΠ°Π·Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… истин, Ρ‚ΠΎ ΠΈΠ· Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ устранСны всС философскиС ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΡ‹ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡ‡ΠΈΠ΅ ΡΠΎΡ†ΠΈΠΎΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½Ρ‹Π΅ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹,
  • β€’ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄Ρ‹ΠΉ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΉ шаг Π² Π½Π°ΡƒΠΊΠ΅ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΡΠ΄Π΅Π»Π°Ρ‚ΡŒ, лишь ΠΎΠΏΠΈΡ€Π°ΡΡΡŒ Π½Π° ΠΏΡ€Π΅Π΄Ρ‹Π΄ΡƒΡ‰ΠΈΠ΅ достиТСния;
  • β€’ Π½ΠΎΠ²ΠΎΠ΅ Π·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ всСгда ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½Π½Π΅Π΅, Π»ΡƒΡ‡ΡˆΠ΅ старого, ΠΎΠ½ΠΎ Ρ‚ΠΎΡ‡Π½Π΅Π΅, Π°Π΄Π΅ΠΊΠ²Π°Ρ‚Π½Π΅Π΅ воспроизводит Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Π° ΠΏΠΎΡ‚ΠΎΠΌΡƒ всС ΠΏΡ€Π΅Π΄Ρ‹Π΄ΡƒΡ‰Π΅Π΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ лишь ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΡ€Π΅Π΄Ρ‹ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΡŽ, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΊΡƒ Π΅Π΅ ΡΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ состояния;
  • β€’ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡˆΠ»ΠΎΠΉ истории Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‚ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Ρ‚Π΅ ΡΠ»Π΅ΠΌΠ΅Π½Ρ‚Ρ‹ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ знания, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ соврСмСнным Π½Π°ΡƒΡ‡Π½Ρ‹ΠΌ тСориям.

НаиболСС ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎ ΠΈΠ΄Π΅ΠΈ кумулятивного, ΠΏΠΎΡΡ‚ΡƒΠΏΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ, Π½Π΅ΠΏΡ€Π΅Ρ€Ρ‹Π²Π½ΠΎΠ³ΠΎ развития Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ Π±Ρ‹Π»ΠΈ сформулированы Π² ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ XIX — Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π΅ XX Π²., ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ всСго Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠΌΠΈ Ρ„ΠΈΠ·ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ, Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€Π°ΠΌΠΈ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄ΠΎΠ² ΠΏΠΎ ΠΈΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΈ Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ ΠΊΠ°ΠΊ Π­. ΠœΠ°Ρ… (1838—1916) ΠΈ Π“Π“. Π”ΡŽΠ³Π΅ΠΌ (1861 —1916)[2]. Π­. ΠœΠ°Ρ… сформулировал «ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ нСпрСрывности», ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΠΈΠ» Π΅ΠΌΡƒ Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠ΅ ΠΎΡ‚ΠΊΡ€Ρ‹Ρ‚ΠΈΠ΅ Π² Π½Π΅ΠΏΡ€Π΅Ρ€Ρ‹Π²Π½Ρ‹ΠΉ ряд развития. ΠžΡΠ½ΠΎΠ²Π½Ρ‹ΠΌ Π·Π²Π΅Π½ΠΎΠΌ Π² ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΠΈ СстСствоиспытатСля Π­. ΠœΠ°Ρ… считал распространСниС ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎΡΡ способа понимания Π½Π° Π½ΠΎΠ²Ρ‹ΠΉ ΠΊΡ€ΡƒΠ³ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΠ². Π£Ρ‡Π΅Π½Ρ‹ΠΉ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ Π²Ρ‹ΠΈΡΠΊΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π² ΡΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΡΡ… ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹ Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΈΠ΅, ΡƒΠΌΠ΅Ρ‚ΡŒ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²ΠΈΡ‚ΡŒ Π½ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ Ρ„Π°ΠΊΡ‚Ρ‹ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ΠΎΠ½ΠΈ ΠΌΠΎΠ³Π»ΠΈ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ ΠΏΠΎΠ΄Π²Π΅Π΄Π΅Π½Ρ‹ ΠΏΠΎΠ΄ ΡƒΠΆΠ΅ извСстныС Π·Π°ΠΊΠΎΠ½Ρ‹.

НаучноС ΠΎΡ‚ΠΊΡ€Ρ‹Ρ‚ΠΈΠ΅ Π² Ρ‚ΠΎΠΌ ΠΈ ΡΠΎΡΡ‚ΠΎΠΈΡ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²ΠΈΡ‚ΡŒ нСизвСстноС, нСпонятноС явлСниС ΠΈΠ»ΠΈ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΠΎΠ΄ΠΎΠ±Π½ΠΎΠ΅ ΡƒΠΆΠ΅ Ρ‡Π΅ΠΌΡƒ-Ρ‚ΠΎ извСстному ΠΈ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΠΎΠ΄Ρ‡ΠΈΠ½ΡΡŽΡ‰Π΅Π΅ΡΡ Ρ‚ΠΎΠΌΡƒ ΠΆΠ΅ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»Ρƒ ΠΈΠ»ΠΈ Π·Π°ΠΊΠΎΠ½Ρƒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΈ ΡΡ‚ΠΎ извСстноС. НаучноС ΠΎΡ‚ΠΊΡ€Ρ‹Ρ‚ΠΈΠ΅ Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π½Π΅ ΡΠ²Π»ΡΠ΅Ρ‚ся, ΠΏΠΎ ΠΌΠ½Π΅Π½ΠΈΡŽ Π­. ΠœΠ°Ρ…Π°, ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ€Ρ‹Π²ΠΎΠΌ постСпСнности, Ρ€Π΅Π²ΠΎΠ»ΡŽΡ†ΠΈΠ΅ΠΉ, Π½ΠΎ ΠΊΠ°ΠΊ Ρ€Π°Π· Π½Π°ΠΎΠ±ΠΎΡ€ΠΎΡ‚, ΠΎΠ½ΠΎ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Ρ‚ΠΎΠ³Π΄Π°, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° Π΅ΡΡ‚Π΅ΡΡ‚Π²ΠΎΠΈΡΠΏΡ‹Ρ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒ опираСтся Π½Π° ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ нСпрСрывности.

Богласно извСстному французскому Ρ„ΠΈΠ·ΠΈΠΊΡƒ, ΠΌΠ°Ρ‚Π΅ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠΊΡƒ ΠΈ ΠΈΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΊΡƒ Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ П. Π”ΡŽΠ³Π΅ΠΌΡƒ, истоки любого открытия, Ρ„Π°ΠΊΡ‚Π° ΠΈΠ»ΠΈ Π½ΠΎΠ²ΠΎΠΉ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Π½Π°ΠΉΡ‚ΠΈ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡˆΠ»ΠΎΠΌ, стоит Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΊΠ°ΠΊ слСдуСт «ΠΏΠΎΠΊΠΎΠΏΠ°Ρ‚ΡŒΡΡ». Он ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°Π», Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π² Π³Π΅Π½Π΅Π·ΠΈΡΠ΅ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎΠΉ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ Π½Π΅Ρ‚ Π°Π±ΡΠΎΠ»ΡŽΡ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π°; ΠΊΠ°ΠΊ Π±Ρ‹ Π΄Π°Π»Π΅ΠΊΠΎ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡˆΠ»ΠΎΠ΅ Π½ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡΠ»Π΅ΠΆΠΈΠ²Π°Π»ΠΈ Ρ†Π΅ΠΏΠΎΡ‡ΠΊΡƒ мыслСй, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π±Ρ‹ подготовляли, подсказывали, ΠΏΡ€Π΅Π΄Π²Π΅Ρ‰Π°Π»ΠΈ эту Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΡŽ, всСгда Π² ΠΊΠΎΠ½Π΅Ρ‡Π½ΠΎΠΌ ΠΈΡ‚ΠΎΠ³Π΅ приходят ΠΊ ΠΌΠ½Π΅Π½ΠΈΡΠΌ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π² ΡΠ²ΠΎΡŽ ΠΎΡ‡Π΅Ρ€Π΅Π΄ΡŒ Π±Ρ‹Π»ΠΈ ΠΏΠΎΠ΄Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²Π»Π΅Π½Ρ‹, подсказаны, ΠΏΡ€Π΅Π΄Π²Π΅Ρ‰Π΅Π½Ρ‹. И Π΅ΡΠ»ΠΈ ΠΏΡ€Π΅ΠΊΡ€Π°Ρ‰Π°ΡŽΡ‚ это прослСТиваниС ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π΄Ρ€ΡƒΠ³ Π·Π° Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΌ ΠΈΠ΄Π΅ΠΉ, Ρ‚ΠΎ Π½Π΅ ΠΏΠΎΡ‚ΠΎΠΌΡƒ Ρ‡Ρ‚ΠΎ нашли Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ Π·Π²Π΅Π½ΠΎ, Π° ΠΏΠΎΡ‚ΠΎΠΌΡƒ Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ†Π΅ΠΏΠΎΡ‡ΠΊΠ° исчСзаСт ΠΈ ΠΏΠΎΠ³Ρ€ΡƒΠΆΠ°Π΅Ρ‚ся Π² Π³Π»ΡƒΠ±ΠΈΠ½Ρƒ Π±Π΅Π·Π΄ΠΎΠ½Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΡˆΠ»ΠΎΠ³ΠΎ. Π”ΡŽΠ³Π΅ΠΌ скрупулСзно ΠΈ Ρ‚Ρ‰Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ прослСдил Ρ‚ΠΎΠ½Ρ‡Π°ΠΉΡˆΠΈΠ΅ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Π½ΠΈΡ‚ΠΈ, ΡΠΎΠ΅Π΄ΠΈΠ½ΡΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ мыслитСлСй Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΠΎΠΊΠΎΠ»Π΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… эпох. Наука, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Π°, согласно Π“Π“. Π”ΡŽΠ³Π΅ΠΌΡƒ, Π½Π΅ Π΄Π΅Π»Π°Π΅Ρ‚ Ρ€Π΅Π·ΠΊΠΈΡ… скачков. ИдСя кумулятивного, Π½Π΅ΠΏΡ€Π΅Ρ€Ρ‹Π²Π½ΠΎΠ³ΠΎ развития Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ опираСтся Ρƒ П. Π”ΡŽΠ³Π΅ΠΌΠ° Π½Π° Ρ‡Π΅Ρ‚ΠΊΠΎΠ΅ ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π΅Π΅ ΠΎΡ‚ Ρ„илософии.

ΠšΡ€ΠΈΠ·ΠΈΡ классичСской кумулятивной ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈ наступил Π² Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π΅ кризиса Π² Ρ„ΠΈΠ·ΠΈΠΊΠ΅ Π² Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π΅ XX Π²., хотя кумулятивный ΠΎΠ±Ρ€Π°Π· мыслСй Π±Ρ‹Π» Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π΅Π½ для мСтодологичСского сознания Π²ΠΏΠ»ΠΎΡ‚ΡŒ Π΄ΠΎ 40-Ρ… Π³Π³. XX Π².

  • [1] ЧСрняк Π’. Π‘. ΠžΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ соврСмСнных ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΠΉ развитиянауки //Π’ поисках Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ развития Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ. М.: Наука, 1982.
  • [2] Π”ΡŽΠ³Π΅ΠΌ П. ЀизичСская тСория: Π•Π΅ Ρ†Π΅Π»ΡŒ ΠΈ ΡΡ‚Ρ€ΠΎΠ΅Π½ΠΈΠ΅. М.: КомКнига, БСрия: Классики Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ. 2011; ΠœΠ°Ρ… Π­. ΠœΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠΊΠ°. Π˜ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΠΊΠΎ-критичСскийочСрк Π΅Π΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ия. М.: КомКнига. БСрия: Классики Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ, 2011.
ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ