Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Консультирование в устной и письменной форме

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вместе с тем следует помнить о том, что результат собственного осмысления проблемы консультанту нужно будет довести до сведения клиента, а именно рассказать ему об этом на личной встрече. При этом у клиента могут появиться вопросы, к ответу на которые консультант должен быть готов. К тому же, консультант должен уметь правильно организовать эту встречу, так как это существенно способствует… Читать ещё >

Консультирование в устной и письменной форме (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие, цели и задачи консультирования

Оказание правовой помощи клиенту юридической клиники главным образом происходит в форме предоставления необходимой ему юридической консультации (иногда информации). Поэтому предоставление клиенту профессиональной консультации является главной задачей студента клиники в ходе работы по делу. Консультирование при этом становится важнейшей стадией (этапом) работы по делу, следующим за интервью, анализом дела и выработкой позиции. Как правило, работа по делу в любой модели клиники завершается консультированием клиента, после чего консультант должен сдать итоговый отчет по делу преподавателю — индивидуальному куратору практики.

На первый взгляд, разговор с клиентом о его правовой проблеме не требует от специалиста особых навыков, помимо знания юридических норм. Однако такой подход к процессу консультирования не позволяет рассчитывать на гарантированный успех в работе по делу. Очевидно, что технологии консультирования, как процесса, можно научиться.

Консультирование — это вид деятельности, в ходе которой специалист дает профессиональный совет по какому-либо вопросу. В ходе правового консультирования клиент получает юридическую помощь.

Консультирование как вид профессиональной деятельности характерен не только для юристов, но и иных специалистов, обладающих особыми знаниями (врачей, аудиторов, риелторов и др.). Умение вести консультацию вбирает в себя помимо профессиональных знаний элементы профессиональной этики, общей психологии общения, коммуникативных навыков, учет личных качеств клиента и т.и. Социальная значимость профессии предъявляет к юристу дополнительные требования в процессе консультирования. Любой профессионал должен отдавать отчет в том, какие последствия для клиента и других заинтересованных лиц может повлечь предоставленная консультация. Поэтому освоение навыков консультирования для студентов-юристов является обязательным условием успеха их будущей профессиональной деятельности.

Практическое освоение навыков юридического консультирования возможно, либо опираясь на собственный опыт работы {методом проб и ошибок), либо используя накопленный опыт работы студенческих юридических клиник. По мнению большинства специалистов в области юридического клинического обучения, успех консультирования зависит в первую очередь от правильного определения целей и задач консультанта в этом процессе[1].

Можно предложить следующий универсальный перечень целей и задач консультирования'.

  • — предоставить клиенту необходимую правовую информацию и (или) определить его правовое положение;
  • — довести до сведения клиента все возможные варианты решения его конкретной проблемы;
  • — проанализировать эти варианты с учетом возможных последствий, в том числе их социального результата;
  • — помочь клиенту выбрать оптимальное и целесообразное для него решение;
  • — в случае необходимости подсказать пути и методы реализации этого решения.

Социальный результат — последствия для психологического состояния клиента и его личных обстоятельств, которые могут наступить в связи с тем или иным решением, принятым в результате полученной юридической консультации.

Прежде чем консультант станет давать совет, он должен четко представлять, кому и для чего он оказывает юридическую помощь. Только учитывая эти обстоятельства, можно рассчитывать на то, что эта помощь будет полезна для клиента.

В связи с этим можно определить основные навыки, которые понадобятся в процессе консультирования.

Как и любой профессионал, студент-консультант должен уметь применять свои теоретические знания на практике, т. е. анализировать действие правовых норм в конкретной жизненной ситуации. Для этого необходимо свободно ориентироваться в нормативном материале и уметь его толковать.

Вместе с тем следует помнить о том, что результат собственного осмысления проблемы консультанту нужно будет довести до сведения клиента, а именно рассказать ему об этом на личной встрече. При этом у клиента могут появиться вопросы, к ответу на которые консультант должен быть готов. К тому же, консультант должен уметь правильно организовать эту встречу, так как это существенно способствует взаимопониманию клиента и консультанта.

Умение найти общий язык и понимание истинных интересов клиента также являются залогом успешного консультирования. Студент юридической клиники, как и любой юрист, должны стремиться четко и доступно разъяснить клиенту правовую информацию, а при необходимости дать клиенту алгоритм или схему действий клиента в процессе отстаивания им своих прав.

И еще один навык, необходимый консультанту, — умение прогнозировать развитие ситуации с учетом предложенных клиенту вариантов решения его проблемы. В этом случае всегда следует опираться на правоприменительную практику и учитывать сложность и несовершенство российской правовой системы.

Указанные профессиональные навыки следует применять наряду с коммуникативными навыками, главным из которых является умение учитывать личные качества клиента и гибкость в общении. При этом нелишне вспомнить условную типологизацию клиентов.

Применение всех перечисленных навыков является залогом успешной работы консультанта.

  • [1] См., например: Юридическая клиника: опыт практического обучения юристов. СПб., 1999. С. 110.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой