Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особые виды управления чужими активами и делами (п. 1069—1076)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обязательства управления делами юридических лиц. Законодательство (подп. 2 п. 2 ст. 67.1 ГК и и. 5−11 ст. 44 Федерального закона от 30.12.2004 № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах») предоставляет хозяйственным обществам (акционерным и с ограниченной ответственностью), а также жилищным накопительным кооперативам (ЖНК) возможность передать полномочия исполнительных органов либо… Читать ещё >

Особые виды управления чужими активами и делами (п. 1069—1076) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • 1069. Предмет настоящего параграфа. В число обязательств, рассматриваемых в настоящем параграфе, входят обязательства управления такими активами, как (1) инвестиционные портфели негосударственных пенсионных фондов {НПФ), (2) паевые инвестиционные фонды (ПИФ) и инвестиционные резервы акционерных инвестиционных фондов (АИФ),
  • (3) ипотечные покрытия, (4) целевые капиталы некоммерческих организаций (эндаументы), (5) общее имущество многоквартирных домов (МКД);
  • (6) автомобильные дороги общего пользования-, (7) дела и капиталы некоторых видов юридических лиц. Выделение перечисленных категорий обязательств произведено законодателем без какой бы то ни было системы, сообразно тем прагматическим особенностям, которые сопутствуют правовому регулированию соответствующих отношений. По терминологии нашего положительного закона, во всех перечисленных случаях идет речь о частных случаях доверительного управления (только что рассмотренного здесь института), но при ближайшем рассмотрении становится очевидным, что в действительности перед нами обязательства особого рода, сходные с доверительным управлением в смысле ГК лишь по названию и общей направленности.
  • 1070. Обязательства управления инвестиционными портфелями

НПФ. Инвестиционные портфели — это (согласно Федеральному закону от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах») активы НПФ, сформированные ими за счет средств пенсионных накоплений и переданные ими в управление третьим лицам (управляющим компаниям). В этом последнем качестве может выступать только хозяйственное общество, имеющее соответствующую лицензию и отдельный банковский счет для расчетов по договору управления каждым конкретным инвестиционным портфелем. Необходимым условием заключения и исполнения такого договора является договор об оказании услуг специализированного депозитария. Порядок заключения, особенности исполнения и обеспечения (!) обязательств из этих договоров (управления и депозитарного) определяются нормами не только ГК[1], но и указанного выше Закона, правительственными Правилами размещения средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением, уставом и Правилами соответствующего фонда (пенсионными и страховыми); кроме того, договор управления инвестиционным портфелем НПФ должен соответствовать требованиям специальных ведомственных нормативных правовых актов.

  • 1071. Обязательства управления ПИФ и инвестиционными резервами АИФ. Инвестиционным фондом называется имущественный комплекс, находящийся либо в собственности акционерного общества (ЛИФ), либо в общей долевой собственности составивших его участников (ПИФ). Часть имущества ЛИФ, предназначенная для инвестирования, называется его инвестиционными резервами. Всякий ПИФ, а также инвестиционные резервы АИФ, подлежат передаче в управление специализированной организации — управляющей компании — по договору, названному в Законе договором доверительного управления (п. 3 и 4 ст. 3, п. 1 ст. 10 Федерального закона от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах»). В действительности управление инвестиционными резервами АИФ и ПИФ осуществляется по договорам особого рода; их общие черты были рассмотрены в предыдущем пункте Учебника, посвященном договорам управления инвестиционными портфелями НПФ. Особенности договора управления ПИФ определяются ст. 11 — 17 Закона об инвестиционных фондах. Главная из них — отсутствие обязанностей, с одной стороны, управляющей компании извлекать прибыль из управляемого имущества[2] и, с другой — учредителей управления платить вознаграждение и компенсировать расходы управляющего.
  • 1071К «Проблема» так называемых наследственных фондов. Проектом Федерального закона № 801 269−6, принятым в первом чтении ГД ФС РФ 07.06.2016, предполагается дополнить ст. 12317 и 12320 ГК новыми правилами, согласно которым гражданам будет предоставлена возможность внесения всего или части своего имущества в особого рода фонды, которые условно можно именовать наследственными. Это объясняется их главной особенностью — возможностью бессрочного существования (в том числе после смерти гражданина-учредителя) и функционирования на раз и навсегда установленных его уставом или внутренним документом, неизменных условиях. Внесение имущества в такого рода фонд приведет к прекращению права собственности на него гражданина-учредителя, вследствие чего оно со смертью последнего не поступит в его наследственную массу, а будет иметь относительно самостоятельное, автономное от наследников, существование. Очевидно, что подобные фонды предполагают необходимость договоров о бессрочном управлении их имуществом, в том числе в интересах как самого гражданина-учредителя, так и указанных им третьих лиц (выгодоприобретателей). Наследники, включенные в число выгодоприобретателей по договору об управлении таким имуществом, смогут воспользоваться доходами (рентой) с него, но никаких прав на само это имущество не получат.
  • 1072. Обязательства управления ипотечным покрытием. Ипотечным покрытием называется согласно п. 1 ст. 3, ст. 21 Федерального закона от 11.11.2003 № 152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах» (ИЦБ) имущественный комплекс, состоящий из обеспеченных ипотекой требований по кредитным договорам и договорам займа, ипотечных сертификатов участия, денежных средств, а также государственных ценных бумаг и (в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 13 данного Закона) недвижимого имущества. Такой имущественный комплекс может быть сформирован двумя типами специализированных организаций — ипотечными агентами, а также управляющими организациями. Первые используют ипотечные покрытия в качестве обеспечения выпусков облигаций, вторые — управляют ипотечными покрытиями подобно тому, как управляют имуществом закрытых ПИФ (п. 4 ст. 18 Закона), с той лишь разницей, что «доля в праве общей собственности» на ипотечное покрытие именуется не инвестиционным паем, а ипотечным сертификатом участия (ст. 17, 20). Управление ипотечным покрытием сводится, главным образом, к осуществлению обеспеченных ипотекой требований (и. 3 ст. 18); минимальный срок существования обязательств по такому управлению составляет год, а максимальный — 40 лет (ст. 19).
  • 1073. Обязательства управления эндаументами. Если ипотечные покрытия — близнецы и братья ПИФ, то эндаументы, или целевые капиталы некоммерческих организаций, — это ближайшие родственники инвестиционных портфелей НПФ и инвестиционных резервов АИФ. Целевой капитал это часть имущества некоммерческой организации общей суммой не менее 3 млн руб., полученного ею из строго определенных законом источников (от жертвователей, по завещанию или за счет дохода от доверительного управления таким имуществом), имеющая «индивидуальное обозначение, идентифицирующее его по отношению к иным целевым капиталам» и переданная данной организацией в доверительное управление для получения дохода, направляемого на финансирование уставной деятельности этой или иных некоммерческих организаций по достижению тех или иных некоммерческих целей в определенных законом сферах (п. 1 ст. 2, п. 1 и 2 ст. 3, п. 7 ст. 4, п. 9 и 12 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2006 № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»). Указанным законом определяется круг некоммерческих организаций, способных к созданию эндаументов, а также особенности управления таковыми (см., например, и. 11 ст. 6 о 10-летнем минимальном сроке такого управления или ст. 14, 16 о расформировании эндаумента как особом основании его прекращения).
  • 1074. Обязательства управления общим имуществом МКД[3]. Гражданско-правовое регулирование отношений управления МКД осуществляется ст. 161 — 165 ЖК. Управление МКД направляется на «…обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме» (ч. 1 ст. 161 ЖК). Оно не имеет целью обогащения граждан — сособственников МКД; управляющий не вправе отчуждать находящееся в его управлении имущество МКД. Заказчиками услуг (и выгодоприобретателями) по управлению МКД могут выступать либо сами собственники жилых помещений в соответствующем доме непосредственно, либо их организации, либо (если дом еще не сдан в эксплуатацию и (или) не заселен) застройщики. Оказывать услуги по управлению МКД может любое юридическое лицо (в том числе некоммерческая организация, имеющая право заниматься предпринимательской деятельностью) и гражданин-предприниматель. Условия договора управления МКД должны быть одинаковыми для всех собственников помещений в соответствующем доме (ч. 4 ст. 162); его существенные условия определены ч. 3 указанной статьи.
  • 1075. Обязательства управления федеральными автодорогами общего пользования. Выделению управления данным видом активов мы обязаны Федеральному закону от 17.07.2009 № 145-ФЗ «О государственной компании „Российские автомобильные дороги“» (далее — «Росавтодор»), в числе прочего — дополнившему ст. 1012 ГК новым пунктом (и. 5), отославшему в деле определения особенностей доверительного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения к специальному закону. Учредителем и выгодоприобретателем по договорам «доверительного управления» автомобильными дорогами общего пользования является Российская Федерация как публично-правовое образование (п. 3 ст. 28 Закона); срок существования обязательств по такого рода управлению составляет 99 лет (п. 6 ст. 28 Закона). При этом никакого договора доверительного управления для этих целей не заключается (п. 9 ст. 28 Закона) — основанием возникновения обязательств по управлению становится, судя по содержанию п. 7−9 ст. 28 и ст. 29 (особенно — ее п. 7) данного Закона, не договор, а акт передачи соответствующей дороги в управление «Росавтодора». Несмотря на то что автомобильные дороги являются недвижимым имуществом, их передача в управление, называемое доверительным, в государственной регистрации не нуждается (и. 8 ст. 29), ибо «управляемые» «Росавтодором» автомобильные дороги не могут быть не только предметом сделок по их отчуждению, но и предметом взыскания, в том числе обращаемого в порядке исполнительного производства (и. 2 и 3 ст. 31). Существо деятельности «Росавтодора» сводится к собиранию платы за пользование дорогами, к их содержанию и ремонту, т. е. больше похоже на их концессионную эксплуатацию, чем собственно на управление.
  • 1076. Обязательства управления делами юридических лиц. Законодательство (подп. 2 п. 2 ст. 67.1 ГК и и. 5−11 ст. 44 Федерального закона от 30.12.2004 № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах») предоставляет хозяйственным обществам (акционерным и с ограниченной ответственностью), а также жилищным накопительным кооперативам (ЖНК) возможность передать полномочия исполнительных органов либо юридическому лицу — управляющей (коммерческой) организации, либо индивидуальному предпринимателю — единоличному управляющему. С управляющей организацией или единоличным управляющим управляемая организация заключает гражданско-правовой договор особого рода. Необходимой предпосылкой для его заключения (и существования) должно быть решение общего собрания участников (акционеров, участников, членов) управляемого юридического лица заказчика услуг. Управление делами юридического лица — заказчика услуг по этому договору — осуществляется исключительно в его интересах и за его счет. При этом управляющая организация (управляющий) может выступать в гражданском обороте как от своего имени, так и от имени управляемой организации (заказчика ее услуг). В первом случае права и обязанности возникают у управляющей организации (у исполнителя по договору), во втором — у управляемой организации (заказчика).
  • [1] Нормы ст. 1023 и п. 1 ст. 1024 ГК к договорам управления инвестиционными портфелями ППФ не применяются; кроме того, предельный срок действия таких договоров Законом об НПФ фактически увеличен с 5 до 15 лет.
  • [2] Спрашивается: какой же тогда смысл «сдавать» имущество в ПИФ? Смысл в том, чтоинвестиционный пай (участие в ПИФ) имеет рыночную стоимость, по которой он можетбыть во всякое время куплен и продан. Положительная равнина между ценой покупки и продажи инвестиционного пая образует доход участника ПИФ. Кроме того, на два типа ПИФзаконом возложена обязанность выкупа инвестиционных паев по их рыночной стоимостипо требованию участников, заявленному в любое (открытые ПИФ) или в определенное (интервальные ПИФ) время. Не лежит такой обязанности на закрытых ПИФ.
  • [3] О понятии и составе МКД, о способах осуществления права общей собственностина имущество, составляющее МКД, — см. п. 765—7652 настоящего Учебника.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой