Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Понятие «средства массовой информации»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Первый термин информация. Вне зависимости от того, как определяется данное понятие — как мера организации, — оно призвано зафиксировать главное: отображение элементов одного множества в другом (тексте, картинке и пр.). Информация — отображение и, следовательно, та или иная версия (социального) мира. При этом информация актуализируется только в том случае, когда облекается в определенную форму и… Читать ещё >

Понятие «средства массовой информации» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Термин «средства массовой информации» появился относительно недавно и отражает не просто терминологическую, но и определенную социальную эволюцию. Каждое из слов этого термина несет определенную смысловую нагрузку.

Первый термин информация. Вне зависимости от того, как определяется данное понятие — как мера организации, — оно призвано зафиксировать главное: отображение элементов одного множества в другом (тексте, картинке и пр.). Информация — отображение и, следовательно, та или иная версия (социального) мира. При этом информация актуализируется только в том случае, когда облекается в определенную форму и, таким образом, интерпретируется. |2;120|.

Массовость фиксирует взаимодействие массовидных субъектов: газетная статья или телепередача обращена не к каждому в отдельности, но ко всем сразу. Это придает коммуникации и информации особый характер — «сжатость», «свернутость», «упакованность», предполагает потерю определенных информационных нюансов, вместе с тем — неэлитарность и общедоступность. Вместе с тем «массовость» характеризует корпоративный характер производства информации. |4;59|.

Коммуникация и информирование могут носить непосредственный (ситуация общения двух людей) и опосредованный характер. Когда говорят о СМИ, то имеют в виду особых посредников, появление которых стало возможным лишь на определенном этапе общественного развития. Эти технические посредники иногда именуются «коммуникативными» средствами (пресса, радио, телевидение, Интернет, многоканальная связь и пр.). Таким образом, СМИ (или масс-медиа) — это не просто канал сообщения, беспристрастно передающий сообщение, но именно посредник, medium, преломляющий, интерпретирующий и окрашивающий информацию (как в известной формуле Маклюэна «the medium is the message» — посредник суть сообщение |8;96|. Едва ли случайно термин «информация» в данном словосочетании нередко заменяется термином «коммуникация». Это связано с увеличением интерактивного, воспитательного и пропагандистского потенциала масс-медиа. СМИ не просто информируют, но осуществляют социально-преобразовательную функцию. Этим определяется специфичность СМИ в информационном пространстве в частности и в обществе в целом.

В современном обществе, по определению В. Воробьева и Е. Дмитриева, «журналистика стала многомерным экономическим, социально-политическим и культурным явлением, которое одновременно выступает как: 1) социальный институт; 2) система специальных, теоретических и прикладных знаний; 3) совокупность средств и приемов массовой информации; 4) профессиональная деятельность творческого характера; 5) институт политической системы общества». В свою очередь, отметим, что журналистика как социальный институт — это своеобразная форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной мировоззренческой парадигме, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением" |3;35|Исходя из сказанного, можно определить СМИ как многофункциональный социально-политический институт, действующий через систему относительно локальных реализаторов (средств) информации и характеризующийся: 1) обращенностью к массовой аудитории и общедоступностью; 2) корпоративным характером производства и распространения информации; 3) социально-преобразовательным потенциалом.

Итак, система СМИ определяется посредством нижеследующих характеристик:

  • — информативная насыщенность;
  • — публичность, т. е. неограниченный и надперсональный круг потребителей;
  • — наличие специальных, технических приборов, аппаратуры для передачи сообщений;
  • — непрямое, разделенное в пространстве и во времени взаимодействие коммуникационных партнеров;
  • — однонаправленность взаимодействия от коммуникатора к реципиенту, ограниченность обратной связи;
  • — непостоянный и рассредоточенный тип аудитории, которая образуется от случая к случаю в результате концентрации общего внимания на том или ином сообщении (статья, радиоили телепередача, пр.) |10;75|. Исходя из технических способов распространения информации и налагаемых этими способами ограничений СМИ можно рассматривать как систему, состоящую из трех основных подсистем:
    • 1) пресса (печать) — средства распространения информации с помощью печатного воспроизведения текста и изображения;
    • 2) радио — передача звуковой информации с помощью электромагнитных волн;
    • 3) телевидение — передачи звуковой и видеоинформации с помощью электромагнитных волн.
    • 4) Фактически под определение «СМИ» подходит и Интернет, хотя законодательство большинства стран его к таковым не относит. СМИ обладают различными возможностями и силой воздействия, которые зависят, прежде всего, от способа их восприятия реципиентами. |7;38|
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой