Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Чем, по Вашему мнению, объясняется трагизм общественного положения философа? Можно ли говорить о «плодотворности» философии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Если говорить о философии, которая внутри каждого человека, то здесь можно рассуждать долго. Здесь философия плодотворна! У каждого человека есть свои убеждения и взгляды на жизнь, по которым он живет. Их он передает своим детям, внукам, правнукам… Это было в него заложено его же родителями и настроением той среды, в которой он жил. Да, настроение среды сильно влияет на философию внутри… Читать ещё >

Чем, по Вашему мнению, объясняется трагизм общественного положения философа? Можно ли говорить о «плодотворности» философии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Чем, по Вашему мнению, объясняется трагизм общественного положения философа? Можно ли говорить о «плодотворности» философии

философ наука личность общественный Если задать современному, относительно образованному и культурному человеку вопрос, может ли он представить себе полноценную духовную жизнь общества без философии и философов, то ответ наверняка будет отрицательным. А вот мнения о том, каково предназначение философии, насколько она нужна и полезна человеку и обществу, окажутся резко отличающимися друг от друга. В условиях современного информационного общества положение философии весьма неопределенно. Философия — способ мышления узкого круга интеллигентов. Для большинства людей, получивших высшее образование, философия ограничивается рамками.

Современная цивилизация порождает множество явлений, которые не просто отрицают философию, а предлагают различные альтернативные варианты или подделки под философию.

В действительности же любая философская система, какой бы «заоблачной» и «туманной» она ни выглядела, и по своему содержанию, и даже по своей исторической форме всегда есть опосредованное отражение социального бытия.

Начиная с древности мыслители характеризовали положение философа как «трагическое», имея в виду непонимание окружающих, неприятие его идей, обреченность на одиночество. Противоречие, лежащее в основе Трагическое, заключается в том, что именно свободное действие человека реализует губящую его неотвратимую необходимость, которая настигает человека именно там, где он пытался преодолеть её или уйти от неё (так называемая трагическая ирония).

В наше время положение философа не менее трагично, поскольку ему приходится сталкиваться не с непониманием, а, скорее, с игнорированием философии. Философу чаще приходится бороться не с противниками своих идей, а встречаться с полным равнодушием. Выбор между развлечениями, предоставляемыми массовой культурой, велик. Зачем «напрягаться»? Кому нужна философия?

«Вечный трагизм» философа состоял в том, что, изначально являясь частью своего верующего народа, философ в жажде универсализации оказывался служителем «чистых истин», выходящих за пределы понимания и потребностей его современников, иными словами «никому не нужных». В мире товарно-денежных отношений, угнетающих все другие отношения людей, в мире, в котором нет веры, в мире торжествующей буржуазии больше нет и служения — свое место оно уступает наживе; значит, нет места и философии, как нет его Науке, Искусству.

Философы всегда составляли небольшую группу в человечестве, их всегда было немного. И тем более поразительно, что их так не любят. Философию и философов не любят люди религии, теологи, иерархи церкви и простые верующие, не любят ученые и представители разных специальностей, не любят политики и социальные деятели, люди государственной власти, консерваторы и революционеры, не любят инженеры и техники, не любят артисты, не любят простые люди, обыватели. Казалось бы, философы люди самые безвластные, они не играют никакой роли в жизни государственной и хозяйственной.

Можно прийти к выводу, что трагизм философа заключается в том, что он априори является отшельником, который находится на краю человеческого сообщества. Он не является активным участником или инициатором каких-либо действий, он является всего лишь наблюдателем. Его рефлексии могут вызывать недоумение у остальных, и в этом тоже его трагизм. Это человек, который заранее соглашается с тем, что будет выброшен на задворки человеческих отношений и нормальной обывательской жизни. «Вечный трагизм» бытия философа на самом важном, экзистенциальном, уровне есть трагизм свободы. Философ — это свободный человек.

Предельная абстрактность философских категорий очень часто дезориентирует тех, кто впервые и поверхностно знакомится с философией. Одни, не обладая привычкой мыслить абстрактно, то есть фиксировать чистые мысли и двигаться в них, объявляют о непонятности философии, хотя на самом деле надо говорить о другом — о неспособности критикующего подняться выше обыденного сознания с его привычным единством чувственного и мысленного материала. Другие, напротив, попадают во власть самообмана, полагая, что продукты философствования чрезвычайно просты и понятны.

Каждый человек является своего рода философом, только со своим индивидуальным мышлением и взглядом на жизнь. Если говорить о плодотворности философии, той самой, которую преподают в учебных заведениях, то можно сказать, что сейчас она бесполезна. Никто уже не интересуется философскими школами, их идеями, а сами столпы (Платон, Сократ, Гераклит, Спиноза, Декарт и т. д.) являются просто красивыми именами и объектами для демонстрирования псевдоинтеллектуальности. Деятельность этих философов и их огромный вклад уже никто не помнит.

Если говорить о философии, которая внутри каждого человека, то здесь можно рассуждать долго. Здесь философия плодотворна! У каждого человека есть свои убеждения и взгляды на жизнь, по которым он живет. Их он передает своим детям, внукам, правнукам… Это было в него заложено его же родителями и настроением той среды, в которой он жил. Да, настроение среды сильно влияет на философию внутри. Например, сейчас редко встретишь уважение к родителям, занятие мошенничеством ради своего благоденствия и жизни в роскоши является нормой и т. п. Тут свои плоды-умозаключения выросли при размышлении. Ведь для такого человека это есть движение, есть сама жизнь.

Понятие добра и зла тоже заложено нашими родителями и средой. Здесь правильно будет вспомнить суждение Платона: «Зло есть порождение добра». Кто понял истину этого изречения, кто — нет. Большинство общества считает, что альтруизм — плохое качество, оно не принесет ничего хорошего, кроме угрызений совести и страдания. Смотря где его применять…

Но есть место непознанному, мы из бытия вырезаем все больший кусочек, стремимся охватить это бытие целиком, но никогда не охватываем — всегда остается непознанное.

От философии отпочковываются дисциплины, и тем сам самым самоопределяется, и очищается сам ее предмет. Поэтому философия — она занимается всеобщим, она занимается бытием. Философия — это метафизика. Это предметы, которые мы можем исследовать только с помощью разума. Насколько я своим разумом могу рассуждать о природе и претендовать на истину? Так философия начиналась: не было ни физики, ничего не было, а человек отвечал на вопросы об устройстве мира. У человека всегда есть такая потребность: объяснить.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой