Организация работы по развитию музыкального восприятия у детей среднего дошкольного возраста
В ходе проведения всего комплекса музыкально-дидактических игр дети выражали бурные эмоциональные реакции (радость, восторг), которыми сопровождали движения, мимику и словесные высказывания. Им очень понравилась непринужденность в проведении игр. В целом эти игры вызвали у детей желание провести их еще раз. На всех музыкально-дидактических играх мы наблюдали за каждым ее участником в процессе… Читать ещё >
Организация работы по развитию музыкального восприятия у детей среднего дошкольного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Формирующий эксперимент проводился на базе того же детского сада и группы.
В ходе формирующего эксперимента нами была использована педагогическая технология развития музыкального восприятия у детей среднего дошкольного возраста на музыкальных занятиях в ДОУ (авторы технологии А. Г. Гогоберидзе и В.А. Деркунская).
Данное экспериментальное исследование состояло из трех этапов:
- 1 этап заключался в обучении детей среднего дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр и развитие музыкального восприятия;
- 2 этап был направлен на преодоление препятствий, мешающих формированию музыкального восприятия у детей среднего дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр;
- 3 этап был направлен на создание непринужденной обстановки во время проведения музыкальных занятий, способствующих развитию музыкального восприятия и интереса к музыкальным занятиям у детей среднего дошкольного возраста.
В процессе организации данной педагогической технологии мы опирались на следующие принципы:
- 1. Принцип гуманизации, предполагающий учет личности ребенка, индивидуальной логики его развития в процессе музыкальной деятельности.
- 2. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей ребенка, объясняющий необходимость использования первичной диагностики общих и музыкальных способностей дошкольников, и учитывающий новообразования возраста в ходе развивающей работы.
- 3. Принцип педагогической поддержки, направляющий действия педагога на оказание помощи ребенку, испытывающему те ли иные затруднения в процессе музыкальной деятельности. Основной задачей для воспитателя становится решение совместно с ребенком сложной ситуации адекватными, доступными конкретному ребенку способами и приемами. Основным критерием реализации данного принципа становится удовлетворенность дошкольника самой деятельностью и ее результатами, снятие эмоциональной напряженности и некомфортности.
- 4. Принцип профессионального сотрудничества и сотворчества, означающий обязательное профессиональное взаимодействие музыкального педагога и воспитателя в процессе организации самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников, в целом всего процесса музыкального воспитания и развития воспитанников ДОУ.
- 5. Принцип систематичности, последовательности и взаимодополняемости в организации самостоятельной детской музыкальной деятельности, предполагающий систематическую работу по развитию музыкальной деятельности дошкольников, постепенное усложнение задач развития музыкального содержания и приемов работы с детьми на разных этапах педагогической технологии, сквозную связь предлагаемых форм, средств и методов работы. Этот принцип означает и взаимодополняемость усилий, которые прикладывают воспитатель и музыкальный педагог в развитии самостоятельной музыкальной деятельности воспитанников.
В качестве методов и приемов развития музыкального восприятия детей мы использовали проведение музыкально-дидактических игр.
Первая музыкально-дидактическая игра, которую мы предлагали детям, называлась «Найди друга» .
Цель: развивать музыкальное восприятие у детей среднего дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр, учить понимать и слышать рифму, ритм слов, самостоятельно придумывать рифмы к словам; учить перемещаться и ориентироваться в пространстве.
Мы предлагали каждому ребенку назвать свое имя, придумав к нему рифму. Следующий за ним ребенок в кругу должен был повторить имена предыдущих детей и добавить свое имя и т. д.
После того, как все дети представились, им предлагалось выделить в своем имени первую букву. У одних детей буква пела и тянулась — это гласная, а у других наоборот. Теперь, чтобы найти себе друга, дети должны были разойтись по группе (Дети перемещались как хотели и в каком хотели темпе), при этом все время произносили первую букву своего имени. Но произнося свою букву дети слушали и те буквы, которые произносили другие дети. Когда они слышали такую же букву, значит нашли себе друга.
В ходе игры получилось 6 компаний друзей. Следует отметить, что у двух компаний друзей имена начинались с одной букву, а вот в остальные подгруппы входили дети, у которых в группе не оказалось ребят с одинаковой начальной буквой в имени (Партнером таких детей была игрушка с вымышленным именем на ту же букву).
После того, как образовались подгруппы, ребятам предлагалось придумать приветствие для своей команды. А затем изо всех названных приветствий мы вместе с детьми выбирали самое лучшее.
Вторая музыкально-дидактическая игра, которую мы предлагали детям, называлась «Про Егора» .
Цель: развивать музыкальное восприятие у детей среднего дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр, учить понимать и слышать ритм слов, находить выразительные речевые интонации, пользоваться логическим ударением.
Мы рассказали детям историю о том, что жил-был некий монтер по имени Егор, который чинил неисправности в моторах.
Затем мы предлагали детям фразу — монтер Егор чинит мотор, прочитать по-разному, уточняя ее смысл. Далее объясняли, что это выделение отдельных слов называется логическим ударением, без которого невозможна выразительная речь и выразительное пение.
После этого мы предлагали детям расставить логическое ударение в следующих фразах:
- — Старая метла чисто мела.
- — Бабушка Людмила киселек сварила.
- — Дедушка Егор разрезал помидор.
Следующая музыкально-дидактическая игра, которую мы предлагали детям, называлась «Тишина» .
Цель: развивать музыкальное восприятие у детей среднего дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр, учить озвучивать стихотворные строки с помощью жестов, чувствовать ритм стихотворения.
Мы показывали детям картинку, на которой была изображена спящая девочка. Им предлагалось рассказать о девочке, с помощью жестов, под стихотворные строки.
Мы предлагали им выполнить следующие жесты: прижать палец к губам, показать, как спит Маша, потереть ладошкой о ладошку, постоять, потопать на месте, пощелкать пальцами.
Следующая музыкально-дидактическая игра, которую мы предлагали детям, называлась «Дождик» .
Цель: развивать музыкальное восприятие у детей среднего дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр, учить озвучивать стихотворение с помощью хлопков в ладоши, постукивания по столу.
Детям, сидящим за столиками, мы предлагали озвучить стихотворение, выполняя следующие действия: хлопая в ладоши, постукивать по столу поочередно двумя пальчиками, постукивать сразу всеми пальчиками, стучать ладонями по столу, стучать ребром ладоней по столу, поглаживать поверхность стола, поднимать руки вверх.
Следующая музыкально-дидактическая игра, которую мы предлагали детям, называлась «Дорожка» .
Цель: развивать музыкальное восприятие у детей среднего дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр, учить передавать несложный ритмический рисунок на детском музыкальном инструменте (кастаньеты, треугольник, барабан).
Мы предлагали детям выбрать себе музыкальный инструмент.
Затем дети садились на стульчики по кругу, в центре которого стоял ведущий.
Ведущий читал стихотворение и выполнял различные движения в соответствии с его содержанием. А дети тем временем на своих музыкальных инструментах выполняли ритм стиха, выделяя сильную долю.
Следующая музыкально-дидактическая игра — «Охотники» .
Цель: развивать музыкальное восприятие у детей среднего дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр, учить передавать в движении ритм и темп стиха, выделяя сильную долю.
Мы предлагали детям выполнять движения в соответствии с содержанием стихотворения.
В ходе игры дети выполняли следующие движения: маршировали; ставили ногу на пятку, как бы прицеливаясь; имитировали взмах меча; имитировали стиль плавания; прыгали с ноги ни ногу; в недоумении разводили руками; шли медленно на носочках; останавливались; имитировали храп, поднимая плечи; дрожали, качали головой; бежали; вытирали лоб рукой.
Следующая музыкально-дидактическая — «Погуляем» .
Цель: развивать музыкальное восприятие у детей среднего дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр, учить перемещаться и перестраиваться в пространстве в соответствии с ритмом и темпом музыки.
Мы предлагали детям под музыку двигаться по группе в разных направлениях. Под музыку они находили себе пару: отходили спиной назад на два шага и махали рукой, прощаясь; останавливались друг перед другом и делали два хлопка; подходили друг к другу и здоровались; делали два хлопка, отходили назад на два шага и махали рукой, прощаясь.
Следующая музыкально-дидактическая игра, которую мы предлагали детям, называлась «Я иду к тебе» .
Цель: развивать музыкальное восприятие у детей среднего дошкольного возраста посредством музыкально-дидактических игр, учить перемещаться и перестраиваться в пространстве в соответствии с ритмом и темпом музыки.
Мы предлагали детям под стихотворные строки перемещаться по группе и найти себе партнера. Дети становились напротив друг друга и выполняли следующие движения: хлопали; пары перестраивались в общий круг и тоже делали хлопки; взявшись за руки, шли по кругу.
Тексты стихотворений из проводимых нами музыкально-дидактических игр представлены в приложении к исследованию (Приложение 2).
На протяжении всех этапов формирующего эксперимента мы создавали такую атмосферу эмоциональной непринужденности и комфорта, содружества, сотворчества взрослого и детей, которое способствовало развитию музыкального восприятия у детей среднего дошкольного возраста на музыкальных занятиях в ДОУ.
В ходе проведения всего комплекса музыкально-дидактических игр дети выражали бурные эмоциональные реакции (радость, восторг), которыми сопровождали движения, мимику и словесные высказывания. Им очень понравилась непринужденность в проведении игр. В целом эти игры вызвали у детей желание провести их еще раз. На всех музыкально-дидактических играх мы наблюдали за каждым ее участником в процессе коллективного действия, оказывали помощь тем детям, которые испытывали затруднения в процессе музыкальной деятельности.
Таким образом, на формирующем этапе исследования мы использовали музыкально-дидактические игры для развития музыкального восприятия у детей среднего дошкольного возраста на музыкальных занятиях в ДОУ.
Эксперимент проводился в естественных условиях группы детского сада, где детям демонстрировали красочный наглядный материал. В качестве усиления интереса к музыкальной деятельности использовались детские музыкальные инструменты и только качественные музыкальные записи.
В нашем эксперименте мы использовали разнообразные формы, методы и средства. Мы специально подбирали соответствующее содержание учебного материала, определенную организацию процесса обучения, гуманизацию учебно-воспитательной работы с детьми, преднамеренное воздействие на их эмоциональную сферу с целью развития музыкального восприятия посредством музыкально-дидактических игр. Нами использовались следующие словесные методы: рассказ, беседа, объяснение, пояснение, указание, создание проблемных ситуаций, оценка детских ответов.
Среди практических методов можно отметить показ, игровые ситуации. Также использовали зрительную и звуковую наглядность.
Таким образом, нами использовался комплекс музыкально-дидактических игр для обеспечения развития музыкального восприятия у детей среднего дошкольного возраста.