Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование профессионально — психологических основ личности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практика работы показывает, что молодые люди, выбирающие профессию, часто не знают основных ее характеристик, требований, которые она предъявляет к индивидуально-психологическим качествам будущего специалиста, реальных жизненных перспектив, связанных с этой профессией. Необоснованный выбор может в дальнейшем привести к нежеланию работать по данной специальности: процесс профессионального… Читать ещё >

Формирование профессионально — психологических основ личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Воспитание профессионально значимых качеств будущих рабочих и специалистов

Актуальные проблемы воспитания профессионально значимых качеств будущих рабочих и специалистов

Важнейшей целью профессионального образования является подготовка компетентных, творчески мыслящих, конкурентоспособных рабочих и специалистов, способных адаптироваться к изменяющимся экономическим условиям, оперативно реагировать на требования рынка труда, ориентироваться в потоках информации, готовых к дальнейшему непрерывному профессиональному саморазвитию и самореализации. Обучение такого специалиста связано с формированием и развитием его профессионально значимых качеств, являющихся главным фактором успешной профессиональной деятельности.

Практика работы показывает, что молодые люди, выбирающие профессию, часто не знают основных ее характеристик, требований, которые она предъявляет к индивидуально-психологическим качествам будущего специалиста, реальных жизненных перспектив, связанных с этой профессией. Необоснованный выбор может в дальнейшем привести к нежеланию работать по данной специальности: процесс профессионального самоопределения приобретает длительный, затяжной характер, что отрицательно сказывается на развитии личности. Если учесть, что многие школьники уже после окончания 9-го класса должны начать профессиональное обучение в учреждениях профессионального образования, вопрос о том, с какими представлениями они приступают к освоению профессии и как эти представления изменяются в ходе обучения, является особенно актуальным.

Разные профессии требуют разных профессионально значимых качеств, и степень их осознания оказывает заметное влияние на выбор задач, на ход выполнения деятельности, на уверенность в себе и т. д.

Любая профессия требует определенного темпа выполнения, умения переключаться с одного типа заданий на другой и т. п., то есть для нее характерны определенные требования к психофизиологическим особенностям человека. Например, наиболее значимыми компонентами в структуре способностей к водительским профессиям считаются сенсомоторные свойства, динамический глазомер, а также широкое распределение и быстрая переключаемость внимания. Интенсивность и сосредоточенность внимания характерны для работы часовщика и корректора; диспетчерские профессии предъявляют высокие требования к пространственным представлениям, оперативному мышлению, эмоциональной устойчивости.

Наряду с профессионально значимыми качествами в модель профессионально-личностного потенциала входят:

  • — психофизиологические свойства;
  • — профессиональная направленность (ценностно-мотивационная сфера);
  • — профессиональная компетенция (способность реализовывать профессиональные знания и умения в социально-профессиональных условиях).

Рассматривая профессионально значимые качества, необходимо говорить об индивидуально-типологических особенностях личности, к которым относятся:

  • — особенности восприятия: чувствительность, эмоциональная реактивность;
  • — особенности внимания: концентрация внимания, устойчивость внимания, скорость психофизических реакций, наличие связи внимания с памятью и интеллектом;
  • — психомоторные: точность движений, активность;
  • — особенности памяти: скорость запоминания, прочность сохранения усвоенного материала, скорость воспроизведения, скорость узнавания изученного ранее материала;
  • — особенности мышления: профессиональное мышление (теоретическое, практическое, репродуктивное, продуктивное, наглядно-образное, наглядно-действенное, словесно-логическое, аналитическо-логическое, интуитивное);
  • — речевые: коммуникабельность, общительность;
  • — эмоциональные: эмпатия (отзывчивость, сочувствие);
  • — волевые: целеустремленность, собранность, требовательность, уверенность, самостоятельность, настойчивость, добросовестность, исполнительность, решительность, ответственность, работоспособность, трудолюбие, практичность, самокритичность, эмоциональная устойчивость, нравственность, дисциплинированность.

Профессионально значимые качества личности — относительно устойчивые качества личности, возникающие и совершенствующиеся в процессе личностного развития при освоении и осуществлении профессиональной деятельности, способствующие эффективному выполнению деятельности и ее углубленному освоению.

Поэтому возникает необходимость создания организационно-педагогических условий формирования конкурентоспособной личности нового поколения, ее социально-профессиональной культуры и профессиональной направленности, а также переориентации образовательного процесса на новые условия жизни и образовательные запросы личности, общества и государства. Для достижения этой цели важное значение имеет формирование профессиональной компетенции, включающей наряду с теоретическими знаниями и практическими умениями профессионально значимые качества личности, а также ее способность и готовность реализовывать их на практике.

Профессиональная компетентность представляет собой интегрированную профессионально-личностную характеристику специалиста, выражающую его готовность и способность выполнять профессиональные функции. В структуре профессиональной компетентности выделяют ряд компетенций — как общих (универсальных, ключевых, надпрофессиональных), так и предметно-специализированных (профессиональных).

Таким образом, профессиональная компетентность и профессионально значимые качества личности учащихся являются основными условиями профессиональной успешности будущих рабочих и специалистов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой