Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Теоретическая модель формирования компетентности социального проектирования студента-архитектора. 
Содержательный блок

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Метод ассоциации — неудовлетворенность существующей практикой при подготовке проекта диктует необходимость принятия нового решения. Например, в послевоенное время, когда страна восстанавливала разрушенное хозяйство, требовалось наладить массовое жилищное строительство. Реальным выходом из создавшегося положения стали так называемые «хрущевки». Они есть в нашей стране и по сей день. Однако… Читать ещё >

Теоретическая модель формирования компетентности социального проектирования студента-архитектора. Содержательный блок (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Теоретическая модель формирования компетентности социального проектирования студента-архитектора. Содержательный блок

При изучении процесса формирования компетентности социального проектирования в архитектурно-строительном вузе нами была разработана, апробирована и внедрена теоретическая модель. Студент-архитектор выступал в качестве субъекта педагогического процесса. В предыдущей статье «Теоретическая модель формирования компетентности социального проектирования студента-архитектора. Целевой блок» мы обосновали, что целевой блок заявленной теоретической модели представляет осознание цели и задач подготовки архитекторов с учетом социального заказа и требований ФГОС ВПО 3 поколения к уровню этой подготовки, определение принципов, как реальных или предполагаемых закономерностей процесса подготовки. Мы обосновали ранее сущность и необходимость учета социального заказа на подготовку специалистов-архитекторов, владеющих компетентностью социального проектирования.

Формируя компетентность социального проектирования мы задействовали дисциплину «Реализация национальных проектов РФ».

Важно понять, почему мы предлагаем именно ее в качестве базовой? Как другие учебные предметы в области архитектурного образования решают проблему социального проектирования как компетентности?

Учебное социальное проектирование эффективно осуществляется в рамках дисциплины «Реализация национальных проектов РФ». Это, безусловно, творческое проектирование, т.к. попытка решения будущими архитекторами некоторых социальных проблем нашей страны происходит с применением профессиональных знаний, с внесением авторского проектного предложения по созданию социально значимых объектов. Будущие архитекторы не только «прописывают» социальные составляющие своего проекта, но и предлагают, пусть пока на уровне идеи (клаузурного решения), свой вариант профессионального участия в нем.

Разносторонний анализ учебно-методических комплексов дисциплин гуманитарного блока («Политология», «Социология», «История отечества» и т. п.) и междисциплинарных связей показал, что изучение этих курсов дает архитекторам всего лишь общее понятие о социальных процессах в нашей стране. Эти дисциплины не обучают социальному проектированию и не ориентированы на профессию архитектора.

Например, дисциплина гуманитарного блока «Социология» не ставит перед собой цель дать студентам архитектурного факультета знания основ социального проектирования с применением профессиональных знаний. В результате освоения дисциплины «Социология» обучающийся должен:

  • 1) Знать: закономерности социальных явлений и процессов, основные теории происхождения и развития закономерности развития общества, его нормы и ценности; этапы развития цивилизации, основы социологии и демографии. компетентность архитектор социальный заказ
  • 2) Уметь: учитывать гуманитарные знания и социальные навыки в профессиональной деятельности, в том числе: вести дискуссию, публично представлять результаты работы; учитывать гуманитарные знания в профессиональной деятельности; пользоваться навыками стратегического и оперативного планирования.
  • 3) Владеть: методами анализа, воспроизведения и восприятия информации, синтеза, классификации и систематизации (общенаучными и специальными методами социологии); основами гуманитарных дисциплин, необходимых для формирования градостроительной политики и разработки программ градостроительного развития территории.

В перечисленных знаниях, умениях, владениях недостаточно информации о том, что студенты архитектурной специальности должны не только знать теорию социального проектирования, но и уметь разрабатывать социальные проекты, применяя при этом свои профессиональные знания.

Это позволяет нам утверждать, что профессиональная подготовка архитекторов нуждается в адаптации гуманитарного блока учебных дисциплин к профессии архитектора. Но здесь опять возникает проблема: преподаватели этого комплекса дисциплин не знают основ архитектурного проектирования. В результате им сложно, а порой и не возможно, адаптировать дисциплины гуманитарного комплекса к профессиональным особенностям архитектурных специальностей. Таким образом социальная подготовка будущих архитекторов не получает профессиональной направленности.

В учебном плане архитекторов имеется дисциплина «Социальные и экологические основы архитектурного проектирования» (код дисциплины СДА.03). Ее цель? ориентация студентов на решение социальных проблем при проектировании архитектурных объектов, овладение необходимыми знаниями и методами предпроектных исследований социальных потребностей населения, семей и каждой личности в отдельности и приобретение умений по учету полученных данных в проектных решениях.

Дисциплина состоит из двух частей, каждая из которых представлена самостоятельной подпрограммой:

  • 1. Социальные основы архитектурного проектирования.
  • 2. Экологические основы архитектурного проектирования.

Она знакомит студентов с особенностями поведения личности в пространстве, социально-демографическим параметрам семьи, населения в целом и социальными основами формирования расселения, городов, системы обслуживания и жилищного фонда. Основные задачи этого курса состоят в снабжении студентов теоретическими знаниями. При этом отсутствует практическая направленность курса. Знания, приобретенные при изучении этого курса, далеко не всегда получают практическое применение. В результате изучения дисциплины «Социальные и экологические основы архитектурного проектирования» архитекторы не получают должной подготовки к профессиональной деятельности, так как отсутствует деятельностная составляющая.

Поскольку приобретение навыков социального проектирования для архитекторов четко заявлено в требованиях к их уровню подготовки (ФГОС ВПО 3 поколения), делаем вывод, что ни одна из изучаемых архитекторами дисциплин не дает в полной мере таких знаний, следовательно, профессиональная подготовка архитекторов без освоения социального проектирования малоэффективна.

Для решения этой проблемы в ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства» в 2007 году была введена дисциплина «Реализация национальных проектов РФ», которая преподается, в том числе, и на архитектурном факультете в качестве регионального компонента.

Содержание дисциплины предполагает профессиональную подготовку студентов в ходе освоения социального проектирования в вузе, потому что будущие архитекторы должны осознавать социальные проблемы страны и, обладая социально-проектным мышлением, участвовать в их решении в рамках выбранной профессии. Реализация почти каждого национального проекта страны ведет к проектированию и строительству центров высоких медицинских технологий, современных больниц, школ, доступного и комфортного жилья, как в городе, так и на селе. Выпускники архитектурного факультета должны уметь создавать социальные проекты и участвовать в их реализации полученными профессиональными знаниями, умениями, навыками.

Под профессиональной подготовкой архитекторов в рамках данной дисциплины понимается их готовность к инициативной и целенаправленной творческой деятельности, ведущая к положительным изменениям жизни общества с внесением гармоничных преобразований в окружающую жизнь и среду в рамках выбранной профессии. По сути это точка зрения молодежи на создание нового стиля архитектуры России, а значит, в строительных вузах выявлена острая необходимость подготовки современного кадрового резерва молодых архитекторов, ориентированных на социальный заказ и готовых своей профессией к участию в позитивных социальных преобразованиях.

Включение в модель нашего исследования данной дисциплины — это попытка научного обоснования решения проблемы разработки ее учебно-методического обеспечения, ориентированного на освоение архитекторами социального проектирования в вузе.

Как свидетельствует практика, знания, навыки, умения, профессиональные и личностные качества будущих специалистов не могут быть развиты в достаточном объеме, пока не будет организован целостный педагогический процесс, учитывающий организационно-педагогические условий его осуществления. Научно-педагогический анализ процесса освоения архитекторами социального проектирования в вузе показывает, что он должен быть связан с формированием мотивационного, когнитивного и деятельностного компонентов.

Описание содержательного блока модели, а именно целостного педагогического процесса, логично дополнить еще одним необходимым компонентом процесса освоения социального проектирования архитекторами в вузе — организационно-педагогическими условиями. Их реализация позволит обеспечить повышение качества профессиональной подготовки архитекторов.

Под педагогическими условиями профессиональной подготовки архитекторов в ходе освоения социального проектирования как компетентности в вузе мы понимаем совокупность внешних и внутренних обстоятельств образовательного процесса в вузе, от реализации которых непосредственно зависит процесс подготовки специалистов такого уровня.

При выявлении комплекса педагогических условий эффективной профессиональной подготовки архитекторов в ходе освоения социального проектирования в вузе мы учитывали социальный заказ общества, степень разработанности этой проблемы в научно-методической литературе, критерии и уровни профессиональной подготовки таких специалистов с опорой на ценностно-мотивационный, когнитивный и деятельностный подходы.

Комплекс таких условий включает:

Организационно-педагогические воздействия:

  • ? выявление для архитекторов значимости гармонизующей творческой составляющей учебного социального проектирования;
  • ? включение студентов в отношения с людьми и социальными институтами в экономической, политической, материальной, духовной, творческой и других сферах деятельности;
  • ? приобретение и улучшение навыков самостоятельной работы в ходе выполнения студентами-архитекторами авторских социальных проектов;
  • ? обеспечение архитекторов системой знаний, которая позволяет осуществлять профессиональную подготовку в ходе освоения социального проектирования в вузе более эффективно;

Психолого-педагогические воздействия:

  • — установка на самореализацию и самоактуализацию в ходе социального проектирования с применением профессиональных качеств архитектора;
  • — системно-деятельностное ориентирование на взаимодействие педагога и студентов в ходе освоения учебного социального проектирования;
  • — применение совокупности педагогических действий, учитывающих индивидуально-личностные особенности студентов;

Учебнометодические воздействия:

  • — составление ведущим педагогом учебно-методического обеспечения дисциплины «Реализация национальных проектов РФ»;
  • — создание учебного пособия для этой дисциплины;
  • — применение инновационных подходов в оформлении мультимедийных презентаций и видеороликов на авторский студенческий социальный проект в программах Microsoft Office Power Point и Microsoft Movie Maker.

Реализация комплекса организационно-педагогических условий позволит эффективно готовить архитекторов к профессии в ходе освоения социального проектирования в вузе, так как позволит:

  • — в ходе изучения дисциплины «Реализация национальных проектов РФ» сформировать у архитекторов ценностно-мотивационное отношение к освоению социального проектирования в вузе; дать студентам установку на самореализацию и самоактуализацию, помогла выявить значимость гармонизующей творческой составляющей учебного социального проектирования;
  • — качественно улучшить когнитивную структуру личности студентов архитектурного факультета: приобретение опыта освоения системы знаний о реализации приоритетных социальных направлений в РФ и знаний основ социального проектирования;
  • — сформировать у архитекторов базовые (социально-личностные) компетенции: персональную, коммуникативную, учебно-познавательную, инновационно-информационную, профессиональную;
  • — путем взаимодействия педагога и студентов и, кроме того, включение будущих архитекторов в социальные отношения, сформировать умения и навыки архитекторов по социальному проектированию с применением профессиональных знаний в области архитектуры.

Комплексность педагогических условий состоит в том, что:

  • — без реализации педагогического воздействия у архитекторов не смогло бы само собой сформироваться устойчивое ценностно-мотивационное отношение к освоению социального проектирования в вузе;
  • — без освоения знаний в области архитектурного проектирования и основ социального проектирования, знаний о реализуемых в стране приоритетных национальных проектах не возникло бы становление ценностей и обозначение мотивов для конструирования желаемых состояний будущего с проектированием зданий социального назначения;
  • — без закрепления на деле осознанно мотивированных знаний и умений, мы имеем в виду авторское социальное проектирование, нам не удалось бы добиться столь эффективного результата — высокопрофессиональной подготовки архитекторов, призванных гармонизировать окружающий мир и ориентированных на современный заказ общества. Это доказывать необходимость и достаточность предложенной части модели, определяющей роль и место организационно-педагогических условий.

Важно добавить их существенные компоненты:

  • 1. Кадровое, материальное и информационное обеспечение.
  • 2. Преемственность и непрерывность в учебной работе.
  • 3. Использование разнообразных методов средств, форм обучения, авторской модели.
  • 4. Эффективная обратная связь с социальным заказчиком.

Неотъемлемым условием качественного обеспечения целостного педагогического процесса является соблюдение ряда принципов, составляющих базу для реализации поставленной в модели нашего исследования цели. Ее структуру составляют следующие группы принципов:

  • · основополагающие дидактические принципы;
  • · принципы воспитания;
  • · принципы теории социального проектирования;
  • · принципы деятельностного подхода.

Дидактические принципы были сформулированыв 17 веке великим педагогом Я. А. Коменским. Они отражают основные закономерности функционирования процесса обучения [1]. В настоящее время в педагогике под принципами понимается определенная система исходных требований, норм к процессу воспитания, выполнение которых обеспечивает его эффективность.

В дидактике высшей школы нельзя достичь однозначности трактовки принципов обучения. Однако можно попытаться выяснить сущность традиционных принципов высшей школы. Мы осуществим эту попытку применительно к высшему архитектурному образованию.

В.И. Андреев дает следующее определение сущности педагогического принципа: «Педагогический принцип — это одна из педагогических категорий, представляющая собой основное нормативное положение, которое базируется на познанной педагогической закономерности и характеризует наиболее общую стратегию решения определенного класса педагогических задач (проблем), служит одновременно системообразующим фактором для развития педагогической теории и критерием непрерывного совершенствования педагогической практики в целях повышения ее эффективности» [2].

Современные принципы обусловливают требования ко всем компонентам учебного процесса — логике, целям и задачам, формированию содержания, выбору новых форм и методов, стимулированию, планированию и анализу результатов.

Выделим группу принципов, которые являются принципами высшей школы и, несомненно, помогают достигать поставленных педагогических целей в освоении архитекторами социального проектирования в вузе:

Принцип сознательности и активности. При его осуществлении осознанная познавательная активность студентов архитектурного факультета в ходе освоения социального проектирования является важнейшим фактором не только обучения, но воспитания в высшей архитектурно-строительной школе [3].

Принцип наглядности обучения. Групповые просмотры презентаций и видеороликов авторских социальных проектов с последующим обсуждением позволяют эффективно формировать у студентов архитектурного факультета профессиональный вкус, шрифтовые навыки, умения колористических оформлений. Это позволит будущим архитекторам на деле доказать свою социальную профессиональную значимость.

Принцип систематичности и последовательности. Дисциплина «Реализация национальных проектов РФ» дает будущим архитекторам систему знаний в той последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями учащихся. Процесс обучения, состоящий из отдельных шагов, протекает тем успешнее, чем логичнее составлена программа курса: от ценностей и мотиваций, через когнитивный компонент и формирование базовых компетенций к профессиональному участию в авторском студенческом социальном проектировании. Кроме этого нужно учитывать, что настоящий учебный курс является элементом в системе остальных учебных курсов профессионального цикла.

Принцип прочности знаний. Если будущие архитекторы поймут ценность преподаваемого материала по основам социального проектирования, создадут свой авторский социальный проект, приобщатся к судьбе своей отчизны, проявят свою сопричастность к проблемам родины, целенаправленно профессионально поучаствуют в позитивных изменениях социума (пусть пока виртуально, хотя не исключено волонтерское движение), то все эти действия примут характер прочных знаний и обязательно принесут положительные результаты в их дальнейшей жизни и карьере. Кроме этого существуют специальные методические приемы обучения — лекции, беседы, дискуссии т.д., которые повышают эффективность усвоения изучаемого материала.

Принцип доступности обучения. Он вытекает не только из возрастных закономерностей, но еще и из уровня базовых знаний и умственных возможностей студенческого возраста. Студентам 3 курса, изучающим дисциплину «Реализация национальных проектов РФ», достаточно несложно освоить когнитивный компонент дисциплины и осознанно перейти к авторскому социальному проектированию.

Принцип научности. Этот принцип обеспечен самим содержанием дисциплины, его соответствием уровню социального и научно-технического прогресса, освоением межпредметных навыков, плавным переходом по нарастающей от теории к творческой профессиональной деятельности, направленной не только на формирование социально-проектного мышления, но и на улучшение и гармонизацию жизни социума. Он поддерживается использованием новейших научных достижений в области архитектуры, социального проектирования и разработанной методики обучения.

Принцип связи теории с практикой состоит в том, что чем с большей тщательностью и заинтересованностью студенты архитектурного факультета анализируют социальные проблемы общества, тем больше возникает мотиваций к освоению социального проектирования с целью внесения положительных изменений в жизнь социума. [4].

Педагогическая наука опирается на принципы обучения и воспитания. В нашем исследовании мы придерживаемся принципов обучения и воспитания, сформулированных П. И. Пидкасистым. Принцип — положение, которому присуща высокая степень обобщения, иначе он не может быть реализован в рассматриваемых педагогических ситуациях, которые насыщены новыми событиями и по своей сути уникальны. Принципы по П. И. Пидкасистому составили основу принципов в описываемой модели и были нами изложены применительно к высшему архитектурному образованию[5].

Принципывоспитания:

  • 1. Подход к каждому студенту.
  • 2. Воспитание, формируемое в ходе деятельности.
  • 3. Высокая требовательность к студентам не затрагивает их личного достоинства, а, напротив, поощряет индивидуальный подход к каждому.
  • 4. Поиск положительных качеств в каждом и в группе и опора на них при воспитании.

Количество принципов в трактовке Пидкасистого П. И. при максимальном обобщении небольшое:

  • ? ориентация на ценности и присущие им свойства;
  • ? принцип субьектности;
  • ? принцип целостности [5].

В теории социального проектирования выделяется 8базовыхпринциповсоциальногопроектирования. В нашем исследовании они могут иметь следующее прочтение:

  • 1. Принцип освоения обществом новых ценностей и норм деятельности. В процессе освоения социального проектирования подготовка архитекторов в вузе идет по шкале «ценности мотивации — ценности знаний — ценности владения умениями — ценности деятельности (творческого самовыражения)».
  • 2. Принцип саморазвития. Современный социум испытывает потребность в саморазвитии. Реализация в нашей стране приоритетных национальных (социальных) проектов доказывает это. Общество не стоит на месте, все время развивается. Его развитие, в том числе, зависит от участия в позитивных творческих преобразованиях архитекторов, подготовленных к профессиональной деятельности в ходе освоения социального проектирования в вузе. Их деятельность направлена на гармоничное творческое преобразование среды, а социальное проектирование в данном случае является условием развития, востребованным открытым для изменений обществом.
  • 3. Принцип социальной ответственности. Социальное проектирование представляет собой процесс разработки новейших направлений развития общества, тех, которым государство ранее не уделяло внимания или уделяло недостаточное внимание. Способность архитекторов в ходе освоения социального проектирования самостоятельно чувствовать, анализировать, позитивно изменять эти направления развития социума указывает на высокую культуру личности, общества и государства в целом. Соблюдение принципа социальной ответственности поможет архитекторам в профессиональной деятельности понимать значимость современных зданий и сооружений социального назначения, их многофункциональность и направленность на улучшение проектируемых сторон жизни соотечественников.
  • 4. Принцип социальной компетентности. Социальное проектирование призвано развивать у архитекторов критическое мышление, открытость, толерантность и плюрализм. Однако нельзя забывать и о социально-личностных компетенциях как совокупности компетенций, относящихся к самому человеку как к личности и к взаимодействию личности с другими людьми, группой и обществом (персональную или индивидуальную, коммуникативную, учебно-познавательную и информационную). Показателем социальной компетентности архитекторов является собственно профессиональная деятельность, направленная на улучшение жизни социума, на качественные изменения архитектурного облика российских городов, на возрождение новым поколением архитекторов культурного облика нашей страны [6].
  • 5. Принцип непрерывного образования населения. Человек, проектирующий будущее, ощущает потребность в новых знаниях и умениях. Получая новые знания, умения и навыки в процессе освоения учебного социального проектирования в ходе изучения дисциплины «Реализация национальных проектов РФ», архитекторы не только готовятся к профессиональной деятельности, они дополнительно получают знания, умения и навыки в области социологических наук. В итоге они готовы и к профессиональной деятельности, и к социальной, и к волонтерской и т. д. Это означает, что их профессиональная подготовка более эффективна, а значит, они более гибко смогут приспособиться к постоянно изменяющимся условиям труда и потребностям общества, на благо которого будут работать.
  • 6. Принцип согласования целей и интересов субъектов социального проектирования. Принцип предполагает готовность архитекторов к освоению социального проектирования в вузе и к согласованию на мотивационном, когнитивном и деятельностном уровнях своего видения ситуации с интересами современного социума.
  • 7. Принцип открытости будущему предполагает развитие способности архитекторов в процессе социального проектирования как к объединению вокруг стратегии развития общества, так и к формированию умения самостоятельно предлагать новые решения социальных проблем в ходе профессиональной деятельности.
  • 8. Принцип автономности сообщества выделяет некоторое сообщество людей, в нашем случае объединенных творческой профессией — архитекторов. Архитекторы обязаны соблюдать нормы социальной справедливости, так как своей профессиональной деятельностью гармонизируют пространство, иными словами приводят его в надлежащее современному социальному заказу состояние.

Адаптированные к дисциплине «Реализация национальных проектов РФ» принципы деятельностного подхода трактуются следующим образом:

  • 1) принцип мотивационного подхода к освоению социального проектирования;
  • 2) принцип авторского студенческого социального проектирования, конструирования и создания ситуации, способной вызвать сопереживание, участие, сопричастность;
  • 3) принцип нравственного обогащения, усиления и углубления развития студента архитектурного факультета с целью развития у него неравнодушного отношения к социальным проблемам отечества;
  • 4) принцип результативности студенческого социального проектирования (наряду с целями, задачами, финансированием, сроками реализации, студенты-архитекторы обязательно «прописывают» ожидаемые результаты проекта и свое личное профессиональное участие в создаваемом проекте).

В настоящем исследовании все выделенные группы принципов выступают как одни из условий качественной подготовки студентов-архитекторов в рамках учебной дисциплины «Национальные проекты РФ».

С точки зрения форм, методов и средств обучения будущих архитекторов важно понимать, что социальное проектирование изучается архитекторами с целью познания проектных технологий, которые уже давно применяются во всех цивилизованных странах. Проектная социальная деятельность — это воздействие человека, как субъекта социальной активности, на управляемую подсистему (социальную структуру), среду, регион, коллектив, группу, личность, направленное на реализацию разработанного проекта, осуществление поставленной цели [7, 8]. Она представляет собой функционально-временную последовательность социальных действий (социальная технология процесса проектирования), а проект — особую форму отображения потребностей, интересов, установок, стремлений, выраженных в определенной знаковой форме [9]. Социальное проектирование это не столько технология достижения ожидаемого (прогнозируемого) результата в социальной сфере, но и, что особенно важно, укрепление в социальной практике проектного мышления.

Для эффективного обучения архитекторов социальному проектированию наряду с традиционными методами обучения проектированию (лекции, практические занятия, индивидуальные консультации, анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция, моделирование, наблюдение, дискуссия, анкетирование, тестирование) мы предлагаем ярко выраженную их составляющую — архитектурное творчество студентов направленное на улучшение качества жизни социума через гармонизацию окружающего пространства.

Кроме того, реализация каждого из выделенных подходов должна осуществляться с использованием следующих методов формирования компетентности социального проектирования:

  • ? метод матрицы идей — когда на основе нескольких независимых переменных составляются различные варианты решений. Обычно разработка социального проекта зависит от сложности и первоочередности поставленных задач, от сроков, в пределах которых требуется осуществить замысел, а также от материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Просчитывая варианты из этих переменных, можно определить наиболее эффективный путь реализации проекта в заданных условиях. Такой прием принято применять в случае ограниченных возможностей (в нашем случае — ограничение часов курса «Реализация национальных проектов РФ»);
  • ? метод вживания в роль? помогает получить более точное представление о том, что нужно сделать в процессе проектирования. Это не просто прогнозирование, а стремление глубже понять, как будет реализован социальный проект, и каков может быть личный вклад архитектора в создание проекта своими профессиональными знаниями. Сегодня любая проблема требует учета интересов и желаний людей. Будущий архитектор должен стремиться к гармонизации пространства, а это достигается лучше, когда проектировщик внимательно изучает условия, в которых протекает процесс;
  • ? метод аналогии, который является общенаучным и логическим методом. На основе сходства свойств, признаков и отношений студенты-архитекторы формулируют предположение (прогноз) о наличии указанных свойств, признаков или отношений у нового явления, которое выступает объектом проектирования. Например, если в предлагаемом проектном решении идет речь о необходимости создания центра социализации, адаптации, гармонизации какого-либо социального явления, асоциальных людей, то этот метод поможет решить как функциональное зонирование, так и внешний вид здания по аналогии с ранее созданными подобными зданиями, учреждениями и сооружениями, но на более сложном уровне;
  • ? метод ассоциации — неудовлетворенность существующей практикой при подготовке проекта диктует необходимость принятия нового решения. Например, в послевоенное время, когда страна восстанавливала разрушенное хозяйство, требовалось наладить массовое жилищное строительство. Реальным выходом из создавшегося положения стали так называемые «хрущевки». Они есть в нашей стране и по сей день. Однако современное социальное жилье не должно выглядеть так убого и быть таким некомфортным. Ассоциации должны подсказать будущим архитекторам, что современное социальное жилье, социальная архитектура в целом тоже призвана гармонизировать окружающий мир и делать его максимально удобным для человека. С учетом накопленных знаний разрабатываются подходы, которые позволяют найти разнообразные и наиболее эффективные способы создания и изменения объектов архитектуры. Они учитывают не только формы, но и содержательные элементы (конструктивные решения, функциональное зонирование, удобство интерьеров, новые отделочные материалы и т. п.). Метод ассоциации предусматривает сочетание приемов приспособления, модификации и полной реорганизации;
  • ? метод мозгового штурма— связан с генерацией идей, с их равноправной конкуренцией, с возможностью сопоставления. Он осуществляется посредством коммуникативного взаимодействия, в котором обсуждаются различные проекты, осуществляются оценки, экспертиза фактов, полемика мнений. Вовлечение студенческой аудитории в мозговой штурм (например, при обсуждении выбора темы авторского студенческого социального проекта будущими архитекторами) позволяет из бесконечного разнообразия высказанных идей аккумулировать для разработки одну наиболее весомую и важную как для социума, так и для студента;
  • ? метод синектики? согласно которому несколько предложенных идей рассматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними устанавливается определенная взаимосвязь и взаимозависимость. Например, два разных социальных студенческих проекта, поднимающие задачи улучшения жизни студенчества — «Создание совершенной материальной базы для архитектурных факультетов с отдельно выделенным многофункциональным выставочным залом» и «Организация зарубежных практик с целью наиболее обширного изучения иностранного опыта архитектурного проектирования», рассматриваются самостоятельно, отдельно друг от друга, хотя, безусловно, связаны между собой одной идеей — инновационного улучшения учебного процесса и модернизации высшего архитектурного образования [10].

Мы полагаем, что именно эти методы организации учебно-проектной деятельности приведут к достижению социально значимого результата в установленные учебные сроки посредством заранее определенной последовательности разработанных этапов и реализации предложенной идеи (клаузурный проект здания или сооружения, реклама, дизайнерская разработка и т. п.).

Итак, мы осветили содержательный блок теоретической модели формирования компетентности социального проектирования студента-архитектора в архитектурно-строительном вузе. В следующей статье нами будет рассмотрен оценочно-результативный блок.

Библиографический список

  • 1. Коменский, Я. А. Великая дидактика [Текст]/ Я.А. Коменский// Избр. Пед. соч.: В 2 т. — М., 1982. — Т. 1. — С. 271.
  • 2. Андреев, В. И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. [Текст]/ В. И. Андреев //— Казань, 2000. — 600 с.
  • 3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст]/Л.И.Божович//- М., 1968. С. 15.
  • 4. Никонова, Е.Р., Никонов И. В. Реализация системы принципов в подготовке архитекторов к профессиональной деятельности в процессе социального проектирования в вузе [Текст]/ Е. Р. Никонова, И.В. Никонов// Проблемы и перспективы развития строительной отрасли. Сборник научных трудов международной научной конференции (23−25 ноября2013 г.).
  • 5. Пидкасистый, П. И. «Педагогика» Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений [Текст]/ П.И. Пидкасистый// -М.: Педагогическое общество России, 1998.
  • 6. Тарасова, Е. Г. Компетентностный подход в профессиональном образовании[Электронный ресурс] ipk.admin.tstu.ru/deyat/obl_mer/konf/kultura_gumanitariya08/tarasova.doc Обращение 2.11.2014.
  • 7. Загвязинский, В.И., Зайцев М. П., Кудашов Г. Н., Селиванова О. А. и др. Основы социальной педагогики: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого [Текст]/ В. И. Загвязинский // - Москва: Педагогическое общество России, 2002. 160 с. (авт.- 40 с.).
  • 8. Знанецкий, Ф. В. Исходные данные социолога [Текст]/ Ф.В. Знанецкий// Американская социологическая мысль // М ., 1994.
  • 9. http://socioline/ru/_seminar/library/plotinsky/plot131.php [Электронный ресурс] Обращение 12.09.11.
  • 10. Никонова, Е. Р. Методы социального проектирования для архитекторов [Текст]/ Е.Р. Никонова// Электронный научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации», № 12(32), Декабрь 2013.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой