Правовое регулирование политики Европейского Союза в области культуры
В Договоре о ЕС вопросы сотрудничества в области культуры регулирует ст. 167. Как в области образования, так и в области культуры у Союза нет компетенции принимать обязательные для государств-членов решения. Отнесение политики в области культуры к совместной компетенции Союза и государств-членов предоставляет Союзу право на принятие рекомендаций и поощрительных мер. Следовательно, действует… Читать ещё >
Правовое регулирование политики Европейского Союза в области культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В Договоре о ЕС вопросы сотрудничества в области культуры регулирует ст. 167. Как в области образования, так и в области культуры у Союза нет компетенции принимать обязательные для государств-членов решения. Отнесение политики в области культуры к совместной компетенции Союза и государств-членов предоставляет Союзу право на принятие рекомендаций и поощрительных мер. Следовательно, действует тот же механизм сотрудничества, что и в области политики образования.
Согласно п. 1 ст. 167 Союз содействует расцвету культур государствчленов, уважая их национальное и региональное разнообразие, в то же время выдвигая на первый план общее культурное наследие.
Поставленную цель Союз реализует посредством мер, закрепленных в п. 2 данной статьи, к которым относятся:
- • расширение и распространение знаний о культуре и истории европейских народов;
- • сохранение и защита культурного наследия европейской значимости;
- • культурный обмен, не преследующий коммерческие цели;
- • художественное и литературное творчество, включая аудиовизуальный сектор.
В п. 4 рассматриваемой статьи еще раз подчеркивается, что Союз, предпринимая какие-либо действия, основанные на других положениях Договора о ЕС, принимает во внимание культурные аспекты государств-членов и стремится поддерживать разнообразие их культур.
Это особенно важно в связи с тем, что вопрос сохранения национальной идентичности государств — членов ЕС является краеугольным камнем «европейской идеи». А в условиях всеобщей глобализации данный вопрос приобретает еще более острый характер[1]. Возможно, именно по этой причине Лиссабонский договор 2007 г. не вносит изменений по существу ни в положения о политике образования ЕС, ни в положения о политике ЕС в области культуры.
Впервые положения о сотрудничестве в области культуры на уровне ЕС были закреплены в Маастрихтском договоре 1992 г. С этого времени эти положения не претерпели существенных изменений. Основные мероприятия в области культуры реализуются посредством принятия программ действий ЕС в области культуры, а также программ сотрудничества, в которых государства-члены могут по желанию принимать участие. Так, в декабре 2014 г. была принята Рабочая программа ЕС в области культуры на 2015—2018 гг. Данная программа установила четыре основных приоритета:
- 1) доступная и инклюзивная культура (например, разработка странами ЕС руководства по передовой практике в области цифровых технологий для учреждений культуры);
- 2) культурное наследие (например, проведение исследования, направленного на защиту культурного наследия от последствий стихийных бедствий и угроз, вызванных действиями человека;
- 3) секторы культуры и творчества: креативная экономика и инновации (например, составление странами ЕС государственным органам рекомендаций по доступу к финансам);
- 4) содействие культурному разнообразию, продвижению культуры во внешних отношениях ЕС и мобильности (например, разработка справочника по передовым методам распространения странами ЕС европейских фильмов).
В рамках программ сотрудничества в ЕС успешно реализуется программа «Культурная столица Европы», действующая с 1985 г. В 2014 г. была принята программа действий на период 2020—2033 гг. Данная программа предполагает проведение конкурса на звание «культурной столицы».
С 1997 г. действует также программа «Ариан», направленная на поддержку в области литературы, включая возможность ее перевода.
Начиная с 2000 г. Союз принимает общие комплексные программы, затрагивающие разные вопросы сотрудничества в области культуры. Первой комплексной программой стала «Культура 2000». Эта и последующие аналогичные программы были направлены на реализацию целей, поставленных в Договоре о ЕС, а именно на содействие сохранению европейского культурного наследия. С 2014 г. данная программа заменена программой, которая получила название «Креативная Европа» СEurope creative). На данную программу на период 2014—2020 гг. выделено 1,46 млрд евро.
С 2008 г. действует европейский культурный проект «Еигореапа» (европейская цифровая библиотека). Еигореапа является открытой многоязычной точкой доступа к цифровым материалам в области культурного наследия, которая связывает цифровые коллекции, принадлежащие к культурному наследию государств — членов ЕС.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что европейская интеграция в области культуры может происходить только с учетом принципа «единство в разнообразии». По сути, это означает отсутствие интеграции как таковой, а лишь тесное сотрудничество в данной области. Представляется возможным говорить о едином общем европейском наследии только лишь в собирательном аспекте разных культур и традиций государств — членов ЕС, но никак не смешения их посредством объединения, гармонизации и т. п. Поскольку в противном случае может получиться некий суррогат европейских культур, который, возможно, и создаст так называемую «европейскую нацию», но неизбежно приведет к потере национальной идентичности каждого народа.
В связи с этим Союз может принимать согласно п. 5 ст. 167 Договора о ЕС поощрительные меры и рекомендации в данной области, но «не прибегая к какой-либо гармонизации законодательных и регламентарных актов».
Пожалуй, данная область — одна из тех немногих областей сотрудничества, в которых не может быть унификации в принципе. И, как думается, государства — члены ЕС скорее передадут в полную компетенцию Союза вопросы внешней политики и обороны, нежели вопросы культуры и образования. Хотя на первый взгляд внешняя политика и оборона государства выглядят более важными, но если посмотреть в историю, то станет ясно, что даже завоеванные народы сохраняли свои культуру и традиции. А вот добровольный отказ от своих национальных корней и стремление создать единую нацию приводит к потере какой-либо национальной идентичности, подтверждением чему служит всем известный пример США.
В каждом государстве — члене ЕС существует так называемый государствообразующий народ (нация), история, религия, традиции и культура которого положены в основу его государственной политики. Поэтому принцип уважения и поддержки разнообразия культур и национальной идентичности каждого европейского народа во всех формах ее проявления является основополагающим для сотрудничества государств в данной области, во всяком случае, будет таковым до тех пор, пока государства-члены ЕС будут стараться сохранить свою национальную идентичность.
- [1] Подробнее об этом см.: Сшенова Н. С. Традиционные ценности — камень преткновения XXI века: международно-правовой подход // Закон и право. 2014. № 11. С. 19—22.