Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие воспитания и педагогической мысли в России XVIII в

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

О внимании к светскому воспитанию говорит и факт издания в этот период руководства «О правилах поведения светского юношества». Издание было подготовлено по указанию Петра I и впервые было опубликовано в 1717 г. под названием «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов повелением Его Императорского Величества Государя Петра Великого блаженная и вечно… Читать ещё >

Развитие воспитания и педагогической мысли в России XVIII в (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В XVIII в. в России произошли заметные сдвиги в социальных отношениях, экономике и культуре. Изменения отмечены в сфере образования и воспитания, повсеместно стали создаваться государственные общеобразовательные, профессиональные и воспитательные учреждения, были открыты Академия наук, Петербургская учительская семинария, женские светские учебные заведения.

Важное значение для развития этих процессов имели реформы Петра I в области просвещения. В обществе укреплялось понимание необходимости светского, государственного регулирования воспитания и обучения. Появились новые государственные учебно-воспитательные учреждения, в которых осуществлялись общее образование и профессиональная подготовка. В первой четверти XVIII в. во всех губерниях создаются государственные начальные (цифирные) школы, в которых обучались дети от 10 до 15 лет. Школьные реформы затрагивали и церковное образование: была организована широкая сеть архиерейских школ и духовных семинарий.

В 1721 г. по инициативе известного церковного и общественного деятеля Феофана Прокоповича был открыт Дом сирот и бедных детей. Для них он написал специальную учебную книгу «Первое учение отрокам» с советами правильного воспитания детей. Развитие просвещения и воспитания в России Ф. Прокопович рассматривал как основное условие процветания государства, ибо был сторонником общественных форм воспитания и образования. В «Духовном регламенте» он разработал план устройства духовной академии, которая должна открывать своим воспитанникам дорогу не только к церковным, но и гражданским делам. Ф. Прокопович написал «Букварь», выдержавший 12 изданий. В предисловии к нему обоснована важность раннего воспитания детей.

О внимании к светскому воспитанию говорит и факт издания в этот период руководства «О правилах поведения светского юношества». Издание было подготовлено по указанию Петра I и впервые было опубликовано в 1717 г. под названием «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов повелением Его Императорского Величества Государя Петра Великого блаженная и вечно достойная памяти». Руководство предварялось букварем и краткими нравоучениями из Священного писания. В основной части выделены два раздела: нормы этикета в разговоре и стиль поведения в разных ситуациях. Юноше рекомендовалось почитать родителей, быть вежливым, смелым, отважным, избегать пьянства, злословия, грубости и т. д. В руководстве даны конкретные нормы поведения за столом и в присутственных местах, некоторые нормы гигиены.

Интересно, что заключительная часть книги включает в себя нормы поведения девушек, основанные на любви к слову Божию, смирении, молитве, исповедании веры, почтении к родителям. Эти нормы предполагали воспитание у будущих матерей семейства трудолюбия, приветливости, милосердия, стыдливости, чистоты телесной, бережливости, щедрости, верности и правдивости, скромности, а также осуждали легкомыслие и кокетство. В целом в руководстве нашли отражение как общеэтические нормы поведения, так и специфические черты воспитания.

Идеи Ф. Прокоповича оказали заметное влияние на известного историка, просветителя и организатора профессионального образования В. Н. Татищева, который отводил государству главную роль в развитии образования. Он был автором нескольких проектов по совершенствованию просвещения и воспитания в России и рассмотрел ряд педагогических проблем, связанных с возрастными особенностями, влиянием окружающей среды на воспитание и т. д. Много сделал Татищев для открытия горно-заводских школ. В его инструкции «О порядке преподавания в школах при уральских казенных заводах» даны не только рекомендации по профессиональной подготовке, но и правила поведения учащихся в школе и дома. Учащиеся горнозаводских школ должны были аккуратно посещать занятия, прилежно учиться, быть чистыми и опрятными, почитать родителей и старших, вежливо относиться друг к другу. Наказания полагались за лень, непокорность, за ложь и кражу. Правда, В. Н. Татищев советовал воздерживаться от физических наказаний за леность в учении.

Большое внимание нравственному воспитанию детей он уделял и в педагогическом трактате «Духовная моему сыну». После школьного учения, по мнению В. Н. Татищева, дворяне должны были совершенствовать свои познания, умения и навыки на государственной службе, и только после 30 лет думать о женитьбе.

Своеобразно трактовал особенности воспитания известный писатель и экономист XVIII в. И. Т. Посошков. В его философско-педагогических идеях старорусский консерватизм уживался с просветительскими реформами Петра I. Так, например, в «Завещании отеческом сыну моему» он следует традиции религиозного воспитания в страхе Божием, смирении, чистоте душевной и телесной, преданности православной вере, послушании отцу и духовнику, понимании православного вероучения. Большое значение И. Т. Посошков придавал нравственному воспитанию. Он считал, что у детей необходимо воспитывать любовь и преданность Отечеству, трудолюбие, скромность. Родители, по его мнению, с малых лет должны следить за тем, чтобы ребенок никого не обижал, всякому делал добро, говорил правду и т. д.

Реформаторские идеи И. Т. Посошкова изложены в сочинении «Книга о скудости и богатстве» и его проектах, направленных Петру.

I. Основным путем просвещения писатель считал создание профессиональных и общеобразовательных учебных заведений.

Расцвет идеи просвещения и школьного дела в России приходится на последнюю треть XVIII в. Это было время правления Екатерины II, которая проявляла большой интерес к воспитанию и образованию. Она была знакома с работами Дж. Локка, М. Монтеня, Ж.-Ж. Руссо, вела переписку с Д. Дидро и даже пригласила его в Россию. Ее интересовала также педагогическая деятельность И. Б. Базедова — немецкого педагога, основателя филантропизма, уделявшего большое внимание воспитанию детей из привилегированных сословий и видевшего основную цель воспитания в подготовке человека к счастливой и полезной жизни для себя и общества.

Под влиянием идей просветителей Западной Европы Екатерина II пришла к мысли, что обществу нужен человек, который сочетал бы образованность с профессиональной подготовкой, что воспитание должно способствовать формированию «новой породы людей». Эти идеи получили отражение в «Наказе императрицы Екатерины II» — программном документе, в котором были намечены важнейшие направления государственной образовательной политики России второй половины XVIII в. В этом документе была сформулирована также мысль о том, что именно правильное воспитание поможет каждому человеку осознать себя законопослушным гражданином, преданным самодержавию. Такое воспитание, начинаясь с раннего возраста внушением «страха Божия», должно было приучать детей к выполнению функций, соответствующих его сословию. Затем планировалось прививать детям трудолюбие, любовь к Отечеству, уважение к законам и правительству. Екатерина Великая считала, что воспитанию «новой породы людей» будет способствовать система закрытых учебных заведений.

Идеи Екатерины II разделял И. И. Бецкой, известный педагог и просветитель, получивший образование за границей. Его взгляды сложились под влиянием Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, К. А. Гельвеция. И. И. Бецкой считал, что посредством воспитания можно создать «новую породу людей». Главным условием формирования первого поколения таких людей является изоляция воспитанников от вредного влияния общества, предрассудков и пороков старого поколения.

В 1763 г. Бецкой представил Екатерине «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества». В нем, а также в более позднем труде «Краткое наставление, выбранное из лучших авторов, с некоторыми физическими примечаниями о воспитании детей от рождения до юношества» (1776) И. И. Бецкой выразил свои взгляды на всестороннее воспитание гуманных и справедливых дворян, а также купцов, промышленников, ремесленников, т. е. людей «третьего чина». С этой целью он предложил создать систему закрытых воспитательных учреждений сословного характера для детей с 5—6 и до 18—20 лет. Были открыты воспитательные дома сначала в Москве, а затем в Петербурге, Смольный институт благородных девиц с мещанским отделением, где серьезное внимание уделялось физическому развитию детей и приобщению к домашнему труду. Согласно уставам новых учреждений в них запрещалось применение телесных наказаний, использовался индивидуальный подход в оценке способностей каждого учащегося.

По плану И. И. Бецкова («Генеральный план императорского Воспитательного дома») предусматривалось, например, что дети до 2 лет будут находиться на попечении нянек и кормилиц, затем до 7 лет будут приучаться к посильной работе, до 11 лет — ходить в школу, учиться чтению и Закону Божьему, осваивать различные ремесла. Потом до 14 лет дети продолжат учебу на более высоком уровне (будут учиться считать, писать, рисовать, знакомиться с элементами географии, заниматься трудом).

Большое значение для развития педагогической мысли XVIII в. имели работы Е. Р. Дашковой «О смысле слова „воспитание“», А. А. Прокоповича-Антонского «О воспитании», «Слово о воспитании», В. В. Креатинина «Историческое известие о нравственном воспитании детей у двинских жителей», Е. Б. Сырейщикова «О пользе нравоучения при воспитании юношества», X. А. Чеботарева «Слово о способах и путях, ведущих к просвещению» и др. В них разрабатывались цели и направления развития национальной системы воспитания и обучения, отстаивался их светский и общественный характер.

Известный публицист, издатель и журналист Н. И. Новиков рассматривал воспитание как главный фактор формирования человеческой личности. Именно он как издатель опубликовал на русском языке работы Руссо, Дидро, Монтескьё, Вольтера и других французских просветителей. Ему первому среди русских ученых принадлежит определение педагогики как науки о воспитании детей. Именно он назвал педагогику особой и важной наукой и сформулировал ее предмет — «воспитание тела, разума и сердца». Главная цель воспитания, по Н. И. Новикову, — подготовить новых людей в духе «гражданских и общественных добродетелей». Он определил пути умственного, физического и эстетического воспитания, отстаивал преимущество общественного воспитания перед частным и домашним. Очень важно, что Новиков проповедовал мысль о том, что ребенок должен иметь элементарные права и прежде всего право на свободу. В этом смысле его взгляды были созвучны с идеями эпохи Просвещения.

Вопросы воспитания в рассматриваемый период приобрели в России большое социальное значение и служили предметом острой общественной борьбы. Широкого и полноценного образования и воспитания для всех детей, независимо от сословной принадлежности, требовал А. Н. Радищев — просветитель, писатель, философ. Целью воспитания он определял формирование патриотизма, под которым понимал свободу, вольность, равенство всех людей. Радищев утверждал: способности людей различны и во многом зависят от воздействия природной и социальной среды. Подчеркивая социальный характер воспитания, А. Н. Радищев отмечал, что людям свойственны общественные инстинкты и стремления. Человек, писал он, существо общественное и создан жить в обществе себе подобных[1].

Основой индивидуального развития А. Н. Радищев считал природные задатки, а воспитание и окружающую среду — его движущей силой. Причем общественной среде и воспитанию он отводил важнейшую роль в формировании человека. Как, впрочем, и физическому, умственному, нравственному воспитанию.

Главный путь нравственного воспитания молодежи, по А. Н. Радищеву, связан с ее участием в борьбе с общественным злом, социальной несправедливостью. Поэтому важно воспитывать у молодежи любовь к добру и ненависть к злу.

Многие идеи А. Н. Радищева о воспитании были восприняты его последователями. В частности, идея о соотношении частного и общественного воспитания, сущность нравственного воспитания, роль примера в воспитании, поощрение и наказание, пути умственного воспитания были рассмотрены в педагогическом трактате А. Д. Бестужева «О воспитании».

В целом можно отметить, что в России в XVIII в., во-первых, была предпринята попытка создания сети государственных учебно-воспитательных учреждений, во-вторых, были сформулированы ценные идеи о социальном воспитании граждан, в-третьих, сложился некоторый опыт общественного воспитания детей и молодежи.

  • [1] См.: Радищев А. Н. Беседа о том, что есть сын Отечества: Антология педагогической мысли России XVIII в. / сост. И. А. Соловков. — М., 1985. — С. 378, 379.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой