Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Административная ответственность. 
Правоведение

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Принцип презумпции невиновности означает, что лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Административным кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа либо должностного лица, рассмотревшего данное дело… Читать ещё >

Административная ответственность. Правоведение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие административного права. Административное право — отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, используемых государством в процессе осуществления управленческой деятельности. Управление, понимаемое в социальном смысле, многообразно. Оно рассматривается, прежде всего, как механизм организации общественных связей между государственными органами, общественными объединениями, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями, и людьми. Государство в лице своих полномочных органов через нормы административного права проводит в жизнь мероприятия политического, экономического и социально-культурного характера. Сторонами в административно-правовых отношениях могут быть органы исполнительной власти, государственные и муниципальные служащие, юридические лица, независимо от организационно-правовой формы собственности, граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства.

Предмет административного права составляют управленческие общественные отношения. Управленческим следует считать такое общественное отношение, когда в нем участвует федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ, исполнительный орган местного самоуправления либо их должностные лица, которые реализуют предоставленные им властные полномочия для осуществления управленческой деятельности.

Метод административного права устанавливает приемы и способы воздействия административно-правовых норм на общественные отношения, возникающие в процессе управленческой деятельности государства. Для регулирования административных отношений используется три основных метода: 1) предписание — возложение юридической обязанности совершить то или иное действие в условиях, предусмотренных правовой нормой (например, приказ руководителя органа исполнительной власти); 2) запрет — возложение обязанности не совершать то или иное действие (речь идет о нормах об административных правонарушениях); 3) дозволение — разрешение совершать то или иное действие в условиях, предусмотренных правовой нормой, или воздержаться от его совершения по своему усмотрению (право граждан на обжалование действий должностных лиц, нарушающих их конституционные права и свободы).

Названные способы правового регулирования рассчитаны на такие общественные отношения, в которых положение сторон исключает их юридическое равенство, т. е. они находятся в отношениях субординации. Представитель органа исполнительной власти обладает властными полномочиями в отношении другой стороны (например, инспектор ГИБДД и водитель транспортного средства). Со стороны исполнительных органов власти всегда исходят предписания, которым другая сторона обязана в силу законов и подзаконных актов подчиниться. Государственный орган в одностороннем порядке путем распоряжения принуждает физическое или юридическое лицо исполнить предписание правовой нормы.

Принципы административного права — это основные идеи, требования, выражающие сущность административного права. Принцип законности предполагает применение административно-правовых норм права в точном соответствии с Конституцией, законами РФ и другими нормативными правовыми актами. Принцип гласности означает, что акты административного нормотворчества, как правило, вступают в силу не ранее, чем с момента их официального опубликования. Принцип равенства перед законом устанавливает правило, что физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица привлекаются к административной ответственности независимо от места нахождения и организационно-правовых форм. Особые условия применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечении к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами.

Принцип презумпции невиновности означает, что лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Административным кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа либо должностного лица, рассмотревшего данное дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Принцип приоритетности интересов личности в жизни общества. Статья 2 Конституции гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

Принцип обеспечения законности при применении мер административного принуждения. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто наказанию иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Система административного права — совокупность взаимосвязанных правовых институтов, норм, которые регулируют однородные общественные отношения, входящие в предмет отрасли права.

В Общей части административного права выделяются нормы, определяющие: предмет и метод правового регулирования; статус участников административно-правовых отношений; вопросы административной ответственности, и другие. Что же касается содержания Особенной части административного права, то ее структура обусловлена отдельными сферами государственного управления. В частности, законодатель отдельно выделяет управление экономической, социально-культурной и административно-политической сферой.

Для отрасли административного права характерным является наличие множества источников, которые следует различать по их юридической силе. Конституция РФ — основной источник любого права, в том числе и административного. В Конституции закрепляются основные права и свободы личности, формирование и деятельность органов исполнительной власти. Кодекс РФ об административных правонарушениях принят 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ и введен в действие Федеральным законом № 196-ФЗ с 1 июля 2002 г. Кодекс определяет задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях, перечень видов административных наказаний и правила их применения, органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, порядок производства по делам об административных правонарушениях, порядок исполнения постановлений о назначении административных наказаний. Также источниками административного права являются Федеральные законы, такие как «О гражданстве Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан РФ» и др., и законы субъектов РФ.

К подзаконным правовым актам относятся: указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, ведомственные нормативные акты (приказы, инструкции и т. д.), акты субъектов РФ и местного самоуправления в области управленческой деятельности.

Понятие административной ответственности. Административная ответственность — это вид юридической ответственности, которая определяет обязанности лица претерпевать определенные лишения государственно-властного характера за совершенное административное правонарушение. Административная ответственность характеризуется следующими особенностями:

  • — основанием административной ответственности является административное правонарушение;
  • — субъектами административной ответственности могут быть физические и юридические лица;
  • — административные наказания применяются судом, широким кругом полномочных органов и должностных лиц (гл. 23 КоАП РФ);
  • — административные наказания применяются полномочными субъектами к неподчиненным им правонарушителям;
  • — применение административного наказания не влечет судимости и увольнения с работы;
  • — меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях. С 15 сентября 2015 г. рассмотрение дел, возникающих из публичных правоотношений, осуществляется по правилам Кодекса административного судопроизводства РФ.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой