Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Порядок заключения договора в электронной форме

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Договора в электронной форме возможно и путем проведения торгов. Этот способ имеет в настоящее время широкое распространение на разных интернет-аукционах (Антиквариат.ру, Мешок.ру, BayRu и др.). Договор заключается с выигравшим торги; лицо, затеявшее торги, является их организатором, в качестве которого может выступать собственник вещи, обладатель имущественного права или специализированная… Читать ещё >

Порядок заключения договора в электронной форме (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Существует три основных способа заключения договоров в сфере электронной торговли.

1.

Заключение

договоров посредством электронной почты. Данный способ наиболее простой. В литературе электронную почту обычно рассматривают как цифровой аналог обычной почты и выделяют такие ее преимущества, как повышенная надежность передачи пакетов данных, быстрота информационного обмена, сложность подделки электронного документа или делового письма (в процессе передачи информация шифруется; она не представлена непосредственно в виде букв, а передается пакетами данных, которые потом преобразуются обратно в буквы и другие символы). В этом случае между продавцом и покупателем (торговым посредником) происходит обмен электронными письмами или сообщениями, который может осуществляться на трех стадиях заключения сетевого договора: на преддоговорной стадии; на стадии предложения одной стороны заключить договор (оферта) и на стадии акцепта оферты.

В связи с этим возникает важный вопрос: что является моментом отправления и получения сообщения, направленного по электронной почте? Если составитель и адресат не договорились об ином, отправление сообщения данных происходит в момент его поступления в информационную систему, находящуюся вне контроля составителя или лица, которое отправило сообщение данных от имени составителя. Такое положение установлено в п. 1 ст. 15 Типового закона «Об электронной торговле» ЮНСИТРАЛ 1996 г. Под информационной системой, находящейся вне контроля составителя, в данном случае понимается сайт интернет-магазина, получающий сообщение от сервера, на котором находится почтовый ящик автора электронного письма.

Итак, временем отправления электронного сообщения является момент, когда оно покидает информационную систему, находящуюся под контролем составителя. Если электронное сообщение не покинуло информационную систему, временем отправления является момент получения сообщения. Мы считаем, что временем получения последнего является момент, когда создается возможность его извлечения по электронному адресу, указанному адресатом, а такая возможность создается в момент поступления электронного сообщения на электронный адрес контрагента. С того момента, как почтовая программа после доставки сообщений уведомила пользователя, что в папке «исходящие» писем нет, деловое письмо считается отправленным. Это положение вытекает из ст. 10 Конвенции ООН об использовании электронных сообщений в международных договорах 2005 г.

2.

Заключение

сетевого договора с использованием вебстраницы торговой площадки или сайта интернет-магазина. Продавец интернет-магазина предлагает товары и услуги, размещая информацию о них в графическом, текстовом или звуковом формате на своем информационном ресурсе. Покупатель, зайдя на сайт и желая воспользоваться размещенным предложением, заполняет определенную электронную форму (бланк электронного заказа), в которой указывает сведения о себе, оставляет свои персональные данные, а также знакомится с условиями сетевого договора. После заполнения данного электронного документа клиент нажимает помещенную, как правило, в конце формы кнопку-иконку «Согласен» или «Submit». Информация, предоставленная покупателем, поступает к хостинг-провайдеру на сервер. Обычно через некоторое время с сервера приходит подтверждение полученной информации; на практике принятие акцепта в подобной ситуации занимает секунды. После данного подтверждения стороны приступают к исполнению соглашения. Иными словами, договор можно считать заключенным в момент нажатия кнопки «Согласен». Если электронная форма с предложениями о заключении договора не содержит всех существенных условий, для того чтобы договор считался заключенным, необходимо получение покупателем подтверждения лица, распространяющего товары и услуги через сайт магазина, о согласии заключить договор с учетом всех существенных условий сетевого договора. На практике это происходит с помощью составления еще одного электронного документа или уточнения посредством непосредственных переговоров покупателя и продавца, например по телефону. В этом случае речь может идти о заключении первоначально предварительного, а затем и основного сетевого договора.

Уточним, что при получении ответа, посланного своевременно, но пришедшего не вовремя из-за технической ошибки или неисправности электронной почты, лицо, получившее такой ответ и изменившее свое намерение заключить договор, должно немедленно известить другую сторону о получении ответа с опозданием, и тогда опоздавший ответ считается новым предложением заключить договор. В противном случае договор считается заключенным с соответствующей обязанностью исполнить его, а в случае неисполнения — возместить убытки.

3. Приобретение физическим или юридическим лицом в магазине розничной торговли товаров по каталогу, посланному по электронной почте, или по заказу, осуществленному посредством электронной почты, представляет собой довольно распространенный пример сделки, совершаемой в практике электронной торговли.

Следует обратить внимание и на некоторые другие способы заключения договоров в электронной форме, которые пока не нашли предметного анализа в научной литературе, например заключение договора путем видеоили телеконференции, а также с помощью специализированных информационных сетей (договоры на рынке краткосрочных межбанковских кредитов и т. д.); в последнем случае специфика соглашений заключается в том, что помимо общих существуют и особые требования к оформлению (исполнению) этих договоров, установленные владельцами закрытых сетей.

Принципиальное значение при заключении договора в электронной форме имеет время и место его заключения. По общему правилу договор считается заключенным в момент достижения соглашения по всем существенным пунктам (консенсуальный договор). Иногда закон напрямую предписывает обязательное особое оформление для данного вида договора (удостоверение, регистрация), в этом случае договор считается заключенным только в момент заключения соглашения сторон в требуемой законом форме.

Местом заключения договора признается, как правило, то место, где он заключен. В случае с сетевым договором это место, которое выбрали сами стороны. Как правило, если информационный обмен осуществляется в российских зонах Интернета (зоне.ru и зоне. рф) и между российскими гражданами, действует законодательство РФ. Например, если договор заключен в г. Москве, то и местом его заключения признается г. Москва со всеми вытекающими последствиями. Это особенно важно, когда сетевой договор заключается с иностранными гражданами, торговыми представителями, зарубежными юридическими лицами. Если же в договоре не указано место его заключения, договор признается заключенным в месте жительства гражданина или месте нахождения юридического лица, направившего оферту. Вместе с тем ситуация в сфере электронной торговли порой выглядит несколько неопределенной, если сетевая торговля осуществляется интернет-площадкой сразу в нескольких структурных зонах Интернета, например в Рунете, во французской, немецкой и австралийской зонах. Для решения спорной ситуации следует принять за основу принцип наибольшей связи («center of gravity test»; «engster Zusammenhang»; «liens les plus etroits»). Так, в случае если стороны не выбрали применимое право, отношения регулируется законодательством того государства, с которым договор имеет наибольшую связь. Если договор подчинен более чем одной юрисдикции и стороны не договорились по поводу применимого права, в интересах сторон следует применить к нему право, которое как по форме, так и по сути признает данный договор действительным («favor negotii»; «lex validitatis»; «rule of validation»). В связи с этим можно предложить решение проблемы определения юрисдикции путем межгосударственного согласования применяемых критериев. Для этого возможны следующие способы:

  • 1) заключение международного соглашения об определении вопросов юрисдикции в отношении деятельности с использованием сети «Интернет», в котором необходимо определить критерии отнесения к юрисдикции государства для каждого распространенного типа отношений;
  • 2) частичное устранение проблем путем унификации материального законодательства; если однородные информационные отношения будут защищаться в различных государствах в одинаковой степени, выбор юрисдикции будет не принципиален (например, по Конвенции о киберпреступности 2001 г.);
  • 3) заключение международного соглашения, определяющего применимое к различным ситуациям право (например, право страны нахождения сервера, на котором размещен сетевой информационный ресурс); такой способ будет эффективен лишь при одновременной унификации законодательств различных стран, иначе недобросовестное лицо (субъект электронной торговли) сможет заранее «подобрать» для себя удобное право.

Основой для соглашения по вопросам подсудности в рамках СНГ может стать Соглашение стран СНГ от 20.03.1992 «О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности», которое ратифицировано постановлением Верховного Совета РФ от 09.10.1992 № 3620−1. Среди подобных коллизионных привязок ст. 4 Соглашения выделяет: постоянное место жительства; место нахождения на день предъявления иска; место осуществления хозяйственной деятельности ответчика; место нахождения имущества в спорах о праве собственности на недвижимое имущество; место исполнения обязательства из договора, являющегося предметом спора, и т. д.

Заключение

договора в электронной форме возможно и путем проведения торгов. Этот способ имеет в настоящее время широкое распространение на разных интернет-аукционах (Антиквариат.ру, Мешок.ру, BayRu и др.). Договор заключается с выигравшим торги; лицо, затеявшее торги, является их организатором, в качестве которого может выступать собственник вещи, обладатель имущественного права или специализированная интернет-площадка (например, Молоток.ру), действующая на основании специального договора с собственником вещи или обладателем авторского права на информационный продукт и выступающая от его имени. Торги могут проводиться в форме аукциона или конкурса. Аукцион в сфере электронной торговли является наиболее распространенной формой. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу — лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организаторами торгов, предложило лучшие условия.

В аукционе и конкурсе должно участвовать не менее двух лиц; если в них принимал участие только один субъект, торги признаются несостоявшимися.

Аукционы и конкурсы могут быть открытыми и закрытыми. В открытом аукционе и открытом конкурсе могут участвовать любые лица, в закрытом — только специально приглашенные для этой цели (например, продажа антиквариата в Интернете); такие сайты требуют не только регистрации, но и реальной идентификации участника торгов, который нередко должен внести задаток в размере, в сроки и в порядке, указанных в специальном извещении. В Интернете массовое распространение имеют открытые аукционы.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой