Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формы государственного устройства

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Конфедерация образуется на добровольной основе, и ее субъекты имеют право свободного выхода. Она не обладает признаками, присущими государству: не обладает суверенитетом; нет единого гражданства; нет единой территории; нет единой конституции и единого законодательства; нет единой налоговой и финансовой систем и т. д. Субъекты конфедерации не утрачивают своего суверенитета и остаются полностью… Читать ещё >

Формы государственного устройства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Форма государственного устройства — категория качественно самостоятельная, она во многом определяется конкретно-историческими особенностями возникновения и развития государства. Поэтому в одних и тех же формах правления могут быть различные формы государственного устройства.

В юридической литературе термин «государственное устройство».

обозначает организацию территории государства, соотношение государства как целого с его составными частями.

Поэтому в последние годы он все чаще заменяется понятием «государственно-территориальное устройство»[1]. Это и понятно, поскольку исторически любое государство возникало в виде особенного территориального объединения.

Для выполнения своего социального назначения — организации производственно-экономической жизни, обеспечения защиты интересов и прав различных групп населения, а также всего общества от внешних угроз и т. п. — государство реализует собственные важнейшие задачи на всей «своей» территории. Вся эта многообразная деятельность не может эффективно осуществляться только из одного центра. Тем более если размеры территории и численность населения довольно большие. Именно в связи с этим возникает необходимость деления всей территории государства на соответствующие подразделения — губернии, области, штаты, земли и т. п., которые управляются региональными органами государства. Следовательно, с неизбежностью встает вопрос оптимального распределения власти центра и регионов.

На это структурирование государства влияет множество факторов: потребности экономики, рост населения, политические интересы, исторический опыт государственности, политико-правовые заимствования, геополитическое окружение и т. д. Эти и другие факторы определяют конкретную форму государственного устройства той или иной страны. Это было осознано еще в самых древних государствах, которые знали различные виды внутреннего деления. При этом статус территориальных единиц, входящих в государство, уже тогда мог быть неодинаков.

В итоге форма государственного устройства показывает следующее. Вопервых, из каких составных частей состоит внутренняя структура государства. Во-вторых, каков статус (правовое положение) этих частей и взаимоотношения их органов власти. В-третьих, каким образом строятся отношения центральных и региональных государственных органов.

Соответственно понятие формы государственного устройства раскрывает то, каковы территориальная организация государства, статус частей, его составляющих, их взаимоотношения между собой и центральной властью страны.

Существуют две основные формы государственно-территориального устройства.

Унитарное государственное устройство предполагает существование единого, слитного государства, подразделяющегося лишь на административно-территориальные единицы и поэтому не включающего в себя никаких государственных образований. В нем господствуют единые конституционные принципы, существует только одна система центральных органов власти (один парламент, одно правительство, один верховный суд), как правило, функционируют одна валютная система, одноканальная система налогов, единая система права, одна армия, единое (общегосударственное) гражданство и т. п. (Франция, Швеция, Финляндия, Эстония, Турция и т. д.).

Унитарное (от лат. units — один) государство — слитная государственнотерриториальная организация, отличающаяся полным политическим единством, составные части которого так или иначе подчинены центральным органам власти и функционируют в рамках целостной государственно-правовой системы. Достоинство унитарного государства в том, что оно простое, располагает всей полнотой власти.

В зависимости от степени централизации унитарные государства делятся на централизованные и относительно децентрализованные (иногда их называют простые и сложные). В бюрократически централизованных государствах во главе местных органов государственной власти стоят назначенные центром чиновники, которым подчиняются местные органы самоуправления. Демократическая форма централизации допускает большую степень самостоятельности выборных местных органов государственной власти в решении их региональных вопросов[2].

Относительно децентрализованным теория называет государство, в котором центральные органы государственной власти имеют весьма ограниченные права вмешательства в решения местных проблем и где местные органы, избираемые населением, обладают значительным объемом автономии. Автономия — это внутреннее самоуправление районов государства, отличающихся географическими, национальными, бытовыми особенностями (Корсика во Франции, Азорские острова в Португалии, Аланские острова в Финляндии). Указанная форма государственного устройства находит применение в том, что требуется учет специфических интересов территориальных единиц (национальных, этнических, географических, исторических и др.). Права по управлению у автономных образований несколько шире, чем у населения обычных административно-территориальных единиц. Однако самостоятельность автономий допускается только в пределах, установленных центральной властью. Административно-территориальное деление в разных странах строится по неодинаковым принципам и включает различное число ступеней. Обычно это области, провинции, губернаторства и т. д., из которых состоят единицы областного звена; общины как низовая единица. Во многих странах таких ступеней деления три, в некоторых существует двухзвенное административное деление (Болгария, Коста-Рика и др.), в других — четырехзвенное (Колумбия, Камерун, Сенегал). В мире есть очень мелкие государства, где вообще нет административнотерриториального деления (Науру и Тувалу в Океании, Бахрейн в Персидском заливе, Мальта в Средиземном море и др.), существуют и страны, в разных частях которых административно-территориальное деление неодинаково (например, Уэльс и Шотландия в Великобритании).

Унитаризм по сравнению с феодальной раздробленностью на уделы, княжества, иной партикуляризм — явление, безусловно, прогрессивное, он способствовал становлению единого рынка, развитию буржуазных экономических отношений. Даже сейчас в ряде развивающихся стран (Индонезия, Ливия, Камерун и т. д.) федеративные государства в целях ускорения экономического и культурного развития страны были преобразованы в унитарные. Однако с развитием капитализма, научно-технического прогресса, появлением глобальных экологических проблем и другими факторами начинаются интеграционные процессы, которые приводят к созданию сложных государств и их образований — федераций, конфедерацией, содружеств и т. д.

Федеративное государственное устройство предполагает существование государства (единого, но сложного), включающего в себя другие государства-члены или государственные (государственноподобные) образования. Они рассматриваются как субъекты федерации и занимают всю или почти всю территорию государства. В некоторых федерациях наряду с субъектами есть и несубъекты: федеральные территории, федеральные округа, федеральные владения и др., составляющие часть территории государства. Несубъекты федерации имеют иной правовой статус по сравнению с субъектами. В федеративном государстве административно-территориальное деление — это деление субъектов федерации.

Число федераций в мире сравнительно невелико (28) — менее восьмой части всех государств, но это, как правило, крупные страны, в них проживает треть человечества.

Федеративное (от лат. foedus — союз) государство — союзное государство. Государственные образования, входящие в состав федеративного государства, могут не являться государствами в собственном смысле слова, поскольку они нс обладают суверенитетом. Им предоставлен лишь некоторый эквивалент суверенитета, заключающийся в более или менее широком участии в осуществлении государственной власти федерацией. Однако в российской политической действительности реально существует полнота государственной власти субъектов РФ, которая вне пределов федеральной власти обладает верховенством и независимостью, т. е. является суверенной. В Конституции Чечни, как и в Конституции Татарстана, сформулирован принцип суверенитета, ограниченного верховной федеральной властью: «Суверенитет Чеченской Республики выражается в обладании всей полнотой власти (законодательной, исполнительной и судебной) вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и Чеченской Республики и является неотъемлемым качественным состоянием Чеченской Республики». Аналогичным образом определен суверенитет субъектов федерации в конституциях ряда зарубежных стран. Так, в ст. 40 мексиканской Конституции говорится о суверенитете штатов «во всем, что относится к их внутренним делам»; в ст. 3 швейцарской Конституции устанавливается: «Кантоны сувсрснны, поскольку их суверенитет нс ограничен Федеральной конституцией».

Перспективной в связи с этим является идея о необходимости нового федерализма, который в отличие от традиционного должен быть ориентирован не только на эффективное управление государственной системой, но и на удовлетворение идентификационных потребностей национальных и этнических меньшинств[3], к числу которых относится идея суверенности, что подтверждается социологическими исследованиями по вопросам национальной идентичности[4].

Поэтому в теории и практике российского федерализма под суверенитетом (суверенностью) субъекта РФ все чаще понимают полноту государственной власти субъекта РФ вне пределов действия верховной федеральной власти, зафиксированную Конституцией РФ[5].

Государственная власть федерации, в конечном счете, исходит от власти вошедших в нее государств. Это может проявляться в разных формах. С одной стороны, всегда выделяется круг вопросов, которые не могут быть решены без участия центральной власти, но с другой стороны, субъекты федерации наряду с хозяйственной и социально-культурной самостоятельностью приобретают и определенную политическую самостоятельность. Это и отличает их от административно-территориальных образований унитарного государства.

Таким образом, федерация — это союзная государственно-территориальная организация, состоящая из государств или государственных образований, опирающаяся на принцип их согласия, основанная одновременно на целостности государственной власти и ее вертикальном разделении между федерацией и ее членами (субъектами) при верховенстве федерации[6].

В федерации существует два уровня государственного аппарата: федеративный и субъектов федерации. На высшем уровне федеративный характер государства выражается в создании двухпалатного союзного парламента, одна из палат которого отражает интересы субъектов федерации (верхняя). При ее формировании используется принцип равного представительства вне зависимости от численности населения. Другая палата формируется для выражения интересов всего населения государства, всех его регионов. В федерации может существовать государственный аппарат и на местном уровне.

Одним из формальных признаков федерации является наличие двойного гражданства. Каждый гражданин считается гражданином федерации и гражданином соответствующего государственного образования.

В федеративном государстве функционирует правовая система, построенная на принципе централизации, единства. Но субъекты федерации могут создавать и свою правовую систему. Чаще всего им предоставляется право принятия даже собственной конституции. Принцип приоритета общефедеративного закона над законами субъектов федерации является всеобщим и необходимым для всех видов федерации.

Таким образом, в пределах федерации действуют федеральные законы, а также соответствующие им законы субъектов федерации. Действие последних, как правило, распространяется лишь на территорию соответствующего субъекта. Кроме того, федеральные законодательные органы могут принимать законы специально для определенных членов федерации и устанавливать им особый правовой статус.

Субъект федерации обладает правом иметь собственную судебную систему. Высшая судебная инстанция федерации, как правило, не рассматривает жалобы на решения судов субъектов федерации или рассматривает, но в крайне ограниченных и специально установленных случаях.

В федерации используется двухканальная система налогов: федеральные и налоги субъекта федерации. Как правило, собранные налоги поступают в общефедеральную казну и затем уже часть их (посредством бюджета) передается для использования субъектам федерации. Финансовая зависимость является одним из важных дополнений к тому конституционному механизму, с помощью которого центральная власть подчиняет и контролирует субъекты федераций[7].

Главным вопросом любой федерации является разграничение компетенции между союзом и субъектами федерации. От решения этого вопроса зависят юридическое положение государственных образований и характер тех отношений, которые складываются между федерацией и ее членами. Как правило, эти отношения в основном определяются конституцией федерации или федеративными договорами. Поэтому в федерации реализуется либо конституционный, либо договорно-конституционный принцип. В связи с этим, видимо, предлагается выделять федерации договорные и конституционные. Известны и две иные основные формы федерации: на основе союза и на основе автономии субъектов федерации, причем в обоих случаях важно различать их историческое происхождение, юридический статус и фактическое положение.

США, Швейцария, Танзания и ОАЭ возникли как федеративные государства на основе союза. Другие федерации являются ими на основе автономии их субъектов. К таковым относятся Бельгия, Венесуэла, Нигерия, Индия, Австрия, Пакистан и другие государства.

В отечественной литературе по-прежнему делят федерации на национально-государственные и административно-территориальные. В основе первой должны лежать национальные факторы, и поэтому они имеют место в многонациональном государстве. Для такой федерации характерными являются республики, входящие в федерацию, автономные формы государственности и т. д., могут иметь место и культурные автономии. В основу административно-территориальной федерации, как правило, положены экономические, географические, транспортные и иные территориальные факторы. Большую роль играют исторические традиции, языковые, иные культурные факторы.

Однако существующие ныне федерации (кроме Бельгии с 1993 г.) построены не на национально-территориальной основе. В большинстве государств мира федерация рассматривается не как форма решения национального вопроса, а как форма децентрализации управления. Поэтому нигде число субъектов федерации не соответствует числу национальных групп (этого нет и в Бельгии, как не было и в прежнем Советском Союзе).

Существующие в настоящее время федерации (за частным исключением упомянутой Бельгии, в которой созданы три национально-территориальные единицы и один особый район, Объединенных Арабских Эмиратов и России) основаны на политической автономии в той или иной степени их субъектов, хотя в конституционных документах положения об этом встречаются редко.

Одним из сложных вопросов федерации является вопрос о праве наций на самоопределение и выходе из состава федерации (право сецессии). Сецессия — это односторонний выход субъекта федерации из ее состава. В абсолютном большинстве современных федераций это право конституционно не закреплено (исключение составляет Эфиопия). Однако в Конституции СССР 1977 г. такое право у союзных республик было, что и явилось формальным основанием для их выхода из состава Советского Союза в 1990—1991 гг. В современных конституциях право сецессии не закреплено, поскольку оно может нарушить гарантии целостности суверенного федеративного государства, привести к внутригосударственному конфликту (иногда вооруженному).

После Второй мировой войны возникает новая форма территориальнополитического устройства, которая отличается и от сложного унитарного государства с автономией, и от федерации. Территория такого государства состоит из автономных образований, которые имеют право принимать местные законы, но сфера местного законодательства четко очерчивается в конституции и контролируется специальным представителем центра. Однако в отличие от федерации у них нет совместной компетенции с центральными органами. Юристы называют такое государство регионалистским и рассматривают эту форму как переходную от унитаризма к федерализму[8].

Некоторые ученые-юристы выделяют еще один вид формы государственного устройства — конфедерацию. Однако формально она не является государством. Строго говоря, конфедерации, сообщества, союзы, содружества государств к проблеме государственно-территориального устройства имеют отдаленное отношение, поскольку перечисленные формы — это межгосударственные, международные объединения государств, заслуживающие отдельного рассмотрения, как правило, в рамках международно-правовой науки.

Конфедерация представляет собой союз (объединение) государств, образованный, как правило, на основе договора для решения каких-либо определенных задач в экономической, политической или военной сферах. Конфедерация в отличие от федерации не образует нового государства.

Конфедерация образуется на добровольной основе, и ее субъекты имеют право свободного выхода. Она не обладает признаками, присущими государству: не обладает суверенитетом; нет единого гражданства; нет единой территории; нет единой конституции и единого законодательства; нет единой налоговой и финансовой систем и т. д. Субъекты конфедерации не утрачивают своего суверенитета и остаются полностью самостоятельными государствами. В конфедерации для эффективного решения поставленных задач образуются соответствующие органы управления, которые могут принимать нормативные правовые акты рекомендательного характера. Финансирование ведения общих дел осуществляется государствами — участниками объединения из взносов в размерах, установленных соглашением сторон[9].

Примерами (уже ставшими классическими) служат объединившиеся в конфедерацию швейцарские кантоны в период с 1815 по 1848 г. или США в период с 1781 по 1787 г. В более поздний период в конфедерацию объединялись Египет и Сирия (Объединенная Арабская Республика с 1958 по 1961 г.). Как очевидно из приведенных примеров, конфедерации создаются на небольшой срок и на практике встречаются редко. Как показывает история, конфедерации нередко служили переходной формой к федеративному устройству государства. Так, Швейцария в настоящее время — федеративное государство. Название страны — Швейцарская конфедерация — осталось лишь данью истории. Из конфедерации, образованной первоначально 13 американскими штатами, впоследствии были созданы Соединенные Штаты Америки, также представляющие собой, но форме государственного устройства федерацию.

  • [1] Чиркин В. Е. Указ. соч. С. 201.
  • [2] Теория юриспруденции: учеб, пособие / под ред. Р. В. Шагиевой. С. 59.
  • [3] Галкин А. А. и др. Федерализм и публичная сфера в России // Полис. 2001. № 4.С. 133−134.
  • [4] Дробижева Л. Проблема асимметричной федерации в глазах элиты и масс // Федерализм в России. Казань, 2001. С. 321—323.
  • [5] Черепанов В. А. О суверенности субъекта РФ // Закон и право. 2003. № 9. С. 6.
  • [6] Федерализм: теория, институты, отношения (сравнительно-правовые исследования).М" 2001. С. 21.
  • [7] Теория юриспруденции: учеб, пособие / под ред. Р. В. Шагаевой. С. 98.
  • [8] Чиркин В. Е. Указ. соч. С. 238.
  • [9] Теория юриспруденции: учеб, пособие / под ред. Р. В. Шагаевой. С. 102.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой