Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Пути преодоления неуспеваемости младшего школьника

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Все эти факторы вызывают развитие школьной неуспеваемости, при которой у ребенка помимо нарушений в овладении знаниями, возникают нарушения в поведении, в межличностных взаимодействиях, отклонения в психическом самочувствии, выраженные в неврозах, различных эмоционально-поведенческих реакциях, при которых страдает ребенок, постоянно чувствующий собственную неполноценность, неуверенность… Читать ещё >

Пути преодоления неуспеваемости младшего школьника (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

При проведении наблюдений необходимо учитывать, что они не обладают той самостоятельностью, которая свойственна знаменательным словам, и только в сочетание с последними употребляются в речи. Неуспеваемость учащихся возникает в силу внутренних и внешних причин, неблагоприятных социально-экономических условий жизни, недостаточной квалификации учителей, просчетах в организации учебно-воспитательного процесса, отсутствия индивидуального подхода к детям, перегрузки учащихся и других факторов. Наряду с социальными причинами на успеваемость школьников также оказывают влияние различного рода нарушения в деятельности анализаторов (снижение слуха, зрения, речи), наследственные, врожденные и приобретенные заболевания, отставание в физическом и умственном развитии.

В исследованиях учёных-педагогов (Ю.К. Бабанский, Б. П. Есипов, Л. В. Занков, С. Т. Шацкий и др.) причины неуспеваемости делятся, как правило, на зависящие от учителя и не зависящие. Среди первых Б. П. Есипов называет следующие: слабое знание учителем предмета и методики его преподавания, неумение проявлять требовательность к учащимся, незнание индивидуальных особенностей учеников, плохую организацию их работы, неумение сочетать требовательность к ученику с уважением к его личности, неправильный выбор путей установления контакта с семьёй и другие.

С.Т. Шацкий видел решение проблем неуспеваемости в организации индивидуального подхода к школьникам. Вслед за ним А. А. Бударный пришёл к выводу о необходимости дифференциации обучения школьников путём выделения в классе трёх наиболее характерных по степени восприятия и понимания учебного материала групп учащихся.

Ю.К. Бабанский разработал систему мер по предупреждению неуспеваемости школьников, в основе которой лежит организация диагностики «реальных возможностей школьников», установление доминирующих причин этого явления и оптимальное использование имеющихся средств педагогического воздействия.

Основной причиной неуспеваемости П. П. Блонский считал биологическую неполноценность ребёнка. Выделяя причины, которые ведут к неуспеваемости, П. П. Блонский указывал следующее:

  • — низкая работоспособность, то есть неумение правильно организовывать свой учебный труд;
  • — отсутствие интереса к учению и желания учиться;
  • — слабое общее развитие.

Е.А. Аркин причиной неуспеваемости считал социальные факторы:

  • — неблагоприятная атмосфера в семье;
  • — плохие жилищные условия;
  • — отсутствие книг и учебных пособий;
  • — переполненность классов;
  • — слабые в профессиональном отношении кадры.

Серьёзной причиной неуспеваемости являются ошибки родителей. Желая быстрее воспитать в ребёнке способности к саморегуляции и самоконтролю, часто родители читают ему нравоучения, внушая тем самым чувство неполноценности, дают инструкции, убивая самостоятельность, а также ограждают от массовых запретов, заставляя их соблюдать под прессом угроз и наказаний. Некоторые дети панически боятся сделать ошибку, когда готовят уроки. Это происходит в тех случаях, когда родители педантично их проверяют и при этом очень драматично относятся к ошибкам. Даже если родители не наказывают ребёнка, психологическое наказание все равно присутствует. [20,21].

Приводит к возникновению неуспеваемости неверная оценка учителем характера и причин затруднений, приводящая к высоким требованиям в познавательной сфере ребенка, личности в целом. Это в свою очередь, вызывает большие проблемы, преодоление которых с каждым годом все труднее. Появляется хроническое отставание в усвоении школьных знаний, которые приводят к вторичным нарушениям психосоциального развития и различным формам отклоняющегося поведения.

Неблагоприятно влияет на школьника обедненная природными стимулами среда:

  • — закрытые помещения;
  • — ограниченные пространства

Это приводит к угасанию образно-чувственного восприятия мира, сужению зрительных горизонтов, угнетению эмоциональной сферы школьника. В результате абсолютная и относительная нагрузка на ученика оказывается значительно больше нормативной, а физическая цена его учения — слишком высокой .

Затруднения в учебе, приводящие к школьной неуспеваемости, вызваны также недостатками в подготовке ребенка к школе. Дети, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со взрослыми и сверстниками, не уверены в себе, боятся не оправдать ожидания взрослых, испытывают трудности общения в школьном коллективе и страх перед учительницей, приводящий к неврозам и школобоязни. На затруднения в учебе оказывает влияние и общее состояние ребенка: нарушение формирования отдельных психических функций и познавательных процессов, нарушение формирования школьных навыков, двигательные нарушения, эмоциональные расстройства. [22,23].

Все эти факторы вызывают развитие школьной неуспеваемости, при которой у ребенка помимо нарушений в овладении знаниями, возникают нарушения в поведении, в межличностных взаимодействиях, отклонения в психическом самочувствии, выраженные в неврозах, различных эмоционально-поведенческих реакциях, при которых страдает ребенок, постоянно чувствующий собственную неполноценность, неуверенность в правильности своего поведения, своих решений. В этой ситуации ребенок переживает устойчивое, эмоциональное неблагополучие: постоянное ожидание неуспеха в школе, плохое отношение к себе со стороны педагогов и одноклассников, боязнь школы, нежелание посещать её. Состояние безотчетного, неопределенного беспокойства порождает тревогу — эмоционально-заостренное ощущение предстоящей угрозы, боязнь определенных объектов или мыслей, чувство страха. Оно проявляется в том, что ребенок теряется, когда его спрашивают, не находит нужных слов для ответа на вопрос, говорит дрожащим голосом, а часто умолкает совсем. Он совершает много лишних движений, или, наоборот становится неподвижным, скованным. В основе этого страха лежит боязнь сделать ошибку, совершить глупость и быть осмеянным. Больше всего дети боятся отвечать у доски, именно у доски в полной мере проявляется их беззащитность. [17,18].

В ряде случаев страх вызван конфликтами со сверстниками, боязнью проявлений агрессии с их стороны. Социальная позиция школьника, налагающая на него чувство ответственности, обязанности также может спровоцировать проявление страха, страха «быть не тем». Ребенок боится не успеть, опоздать, сделать не то, не так, быть осужденным и наказанным, поскольку он старается овладеть новыми знаниями, серьезно относится к своим обязанностям и очень переживает по поводу отметок.

И.В. Дубровина объединила психологические причины, лежащие в основе неуспеваемости, в две группы. К первой относятся недостатки познавательной деятельности в широком смысле этого слова, а ко второй — недостатки в развитии мотивационной сферы детей. Среди психологических причин первой группы выделяются следующие три:

  • — несформированность приемов учебной деятельности;
  • — недостатки развития психических процессов, главным образом мыслительной деятельности ребенка;
  • — неадекватное использование ребенком своих индивидуально-типологических особенностей, проявляемых в познавательной деятельности .

Для того чтобы у ребенка не возникла проблема школьной неуспеваемости, нужно помочь ему приспособиться к школе. Крайне важно, чтобы это приспособление было осуществлено без серьезных внутренних потерь для ребенка, без ухудшения самочувствия, настроения, самооценки. Нужно помочь ему почувствовать себя в школе комфортно, высвободить имеющиеся у него интеллектуальные, личностные, физические ресурсы для успешного обучения и полноценного развития. [30,31].

В психолого-педагогической литературе данная проблема отражается следующим образом. Приходя в школу, ребенок попадает в качественно новый для него мир, который вызывает перестройку всего образа жизни и деятельности. Перед ребенком стоит цель приспособления к:

  • — школьному учителю;
  • — учению;
  • — дисциплине в школе.

Для предупреждения проблемы неуспеваемости многие психологи рекомендуют формировать у учащихся знания, умения, навыки, с использованием конкретного материала, разбрасывать и применять различные виды помощи для успешного решения предъявляемых заданий.

Важнейшим предупреждением неуспеваемости, по мнению Б. П. Есипова, является индивидуальный подход учителя к детям, опирающийся на знание личности каждого ученика и правильную организацию домашней самостоятельной работы школьника.

Ю.К. Бабанский разработал систему мер по предупреждению неуспеваемости школьников, в основе которой лежат организация диагностики «реальных возможностей школьников», установление доминирующих причин этого явления и оптимальное использование имеющихся средств педагогического воздействия [33].

На наш взгляд, проблемы, приводящие к неуспеваемости школьника, могут возникнуть на любом этапе школьного обучения, поэтому важно предупреждения и преодоления проблемы школьной неуспеваемости. Лишь при помощи целостной системы совместной деятельности педагогов, психологов, родителей, самого ребенка, с опорой на помощь психологов, а при необходимости врачей-специалистов можно добиться успехов. [28,29].

Таким образом, причин школьной неуспеваемости очень много. Например:

ѕ Биологическая неполноценность ребенка;

ѕ Недостаточная подготовка ребенка в школе;

ѕ Недостатки познавательной деятельности;

ѕ Недостатки развития мотивационной сферы ребенка;

ѕ Социальные факторы;

Причины неуспеваемости, зависящие от учителя (слабое знание учителем предмета и методики его преподавания, незнание индивидуальных особенностей учеников и т. д.).

Предотвратить причины неуспеваемости легче, чем преодолевать. Поэтому успешное обучение ребенка в школе рассматривается как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой