Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Административная ответственность за информационные правонарушения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

18] Вопрос об ответственности за обработку персональных данных в целях, несовместимых с целями их обработки, является актуальным с точки зрения развития цифровой экономики: создание цифровой экономики предполагает активный анализ большихданных компаниями для поиска новых закономерностей и создания инновационногобизнеса. В том числе компаниям требуется беспроблемно анализировать персональные… Читать ещё >

Административная ответственность за информационные правонарушения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Административная ответственность наступает только при наличии всех предусмотренных законодательством элементов состава административного правонарушения. Административная ответственность отличается от уголовной меньшей степенью общественной опасности деяний и расширенным кругом субъектов административной ответственности, так как субъектами при этом выступают не только физические лица, но и юридические. Расширение круга субъектов административной ответственности потребовало модифицировать понятие вины как психического отношения лица к содеянному: так как психика присуща лишь человеку (и, вероятно, некоторым животным), а не абстрактному понятию, для юридических лиц психическое отношение заменено на принятие юридическим лицом всех зависящих от него мер по соблюдению установленных правил и норм.

Основанием административной ответственности является административное правонарушение, которое определяется в КоАП РФ как «противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность» (ч. 1 ст. 2.1). Состав административного правонарушения является следующим.

  • 1. Субъект — физическое лицо, достигшее возраста 16 лет[1], или юридическое лицо.
  • 2. Субъективная сторона — наличие вины. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению[2].
  • 3. Объект — общественные отношения, охраняемые нормами административного права. Объектом административной ответственности за нарушения норм информационного законодательства являются отношения в области здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и общественной нравственности (гл. 6 КоАП РФ), связи и информации (гл. 13 КоАП РФ), предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций (гл. 14 КоАП РФ), общественного порядка и общественной безопасности (гл. 20 КоАП РФ), порядка управления (гл. 19 КоАП РФ), прав граждан (гл. 5 КоАП РФ).
  • 4. Объективная сторона — противоправное действие или бездействие нарушителя.

Мерами административной ответственности являются штраф, конфискация предмета административного правонарушения, приостановление деятельности и иные меры, предусмотренные КоАП РФ[3].

Специфика административной ответственности за нарушение норм законодательства об информации. Под влиянием информационных технологий законодатель ввел целый ряд новелл в области административной ответственности. В частности, появились новые составы административных правонарушений: введена административная ответственность для владельцев аудиовизуальных сервисов[4] и новостных агрегаторов[5], операторов поисковых систем за неисполнение решения суда о защите права лица на забвение, введена ответственность для операторов связи за неисполнение обязанности по ограничению доступа к сайту, подлежащему блокировке, или за неисполнение обязанности по возобновлению доступа к сайту, подлежащему разблокировке (ст. 13.34 КоАП РФ). Внесены изменения в существующие составы административных правонарушений: например, ощутимо увеличен штраф за обработку персональных данных с нарушениями законодательства (ст. 13.11 КоАП РФ).

В зависимости от области отношений, составляющих предмет информационного права, КоАП РФ предусматривает следующие составы административных правонарушений.

Информационные технологии. В области информационных технологий появились новые составы административных правонарушений: установлена административная ответственность для новых субъектов информационного права, наделенных специальным правовым режимом, — владельцев новостных агрегаторов и владельцев аудиовизуальных сервисов, организаторов распространения информации, операторов поисковых систем, провайдеров хостинга.

В частности, административный штраф для владельца новостного агрегатора предусмотрен в случае, если он не будет хранить в течение шести месяцев распространенную им новостную информацию или не предоставит доступ к этой информации Роскомнад;

зору (ст. 13.32 КоАП РФ), не исполнит предписания Роскомнадзора о прекращении распространения общественно значимой новостной информации (ст. 19.7.10−1 КоАП РФ)[6], являющейся недостоверной или фальсифицированной. Вопрос о том, какая информация является общественно значимой и как определить недостоверность или фальсифицированность информации, остается открытым. Для владельца аудиовизуального сервиса административный штраф предусмотрен за распространение телеканала или телепрограммы, не зарегистрированных в качестве СМИ (ст. 13.35 КоАП РФ)[7], за нарушение порядка распространения среди детей информации, причиняющей вред их здоровью (ст. 13.36 КоАП РФ), за распространение материалов, призывающих к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 13.37 КоАП РФ), а также за неисполнение требований Роскомнадзора об устранении выявленных нарушений законодательства (ст. 19.7.10−2 КоАП РФ)[8].

Организатор распространения информации — субъект, появившийся в информационном праве в 2014 г.[9], привлекается к административной ответственности в виде штрафа за неисполнение обязанностей, установленных ст. 10.1 Закона об информации (ст. 13.31 КоАП РФ). Например, организатор распространения информации несет административную ответственность за неисполнение обязанности хранить на территории РФ информацию о фактах приема, передачи, доставки электронных сообщений пользователями, а также информацию об этих пользователях в течение года и за неисполнение обязанности предоставить данную информацию по запросу компетентных органов[10].

Оператор поисковой системы — еще один субъект информационного права со специальным правовым режимом — может быть привлечен к административной ответственности в виде штрафа за неисполнение решения суда о прекращении выдачи ссылок и за нарушение права на забвение (ч. 1.1 ст. 17.15 КоАП РФ): лицо, о котором в поисковой системе распространяется неактуальная, недостоверная, утратившая для него значение информация, вправе обратиться к оператору поисковой системы, который будет обязан прекратить выдачу этой информации о заявителе[11].

Еще один новый состав введен в КоАП РФ для оператора связи, обеспечивающего доступ к сети Интернет: административный штраф придется уплатить оператору связи в случае, если он не заблокирует доступ к сайту, подлежащему блокировке, либо не возобновит доступ к сайту, основания для блокировки которого отпали (ст. 13.34 КоАП РФ).

Провайдер хостинга привлекается к административной ответственности за несообщение Роскомнадзору информации, идентифицирующей владельцев аудиовизуальных сервисов и новостных агрегаторов (ст. 19.7.10 КоАП РФ).

Особенностью административной ответственности за правонарушения в области законодательства об информации является также то, что использование информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть Интернет) при совершении деяния может стать квалифицирующим признаком, влекущим более строгое наказание при привлечении к административной ответственности. Например, использование информационно-телекоммуникационных сетей выступает квалифицирующим признаком при распространении информации, направленной на пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних (ч. 2 ст. 6.21 КоАП РФ). Административный штраф за распространение подобной информации без использования информационно-телекоммуникационных сетей ниже[12], чем при совершении того же деяния, но с использованием информационных сетей[13].

Информация с ограниченным доступом. Сразу несколько составов административных правонарушений направлены на защиту информации с ограниченным доступом. Во-первых, административная ответственность наступает за разглашение информации с ограниченным доступом (например, разглашение адвокатской тайны, врачебной тайны) (ст. 13.14 КоАП РФ).

Из судебной практики

Редактор веб-сайта сетевого издания был привлечен к ответственности за разглашение информации с закрытого заседания областной думы: после получения от неустановленного лица аудиозаписи закрытого заседания редактор опубликовал на сайте статью, в которой рассказывал о вопросах, поднятых на закрытом заседании областной думы[14].

Разглашение информации с ограниченным доступом в ряде случаев влечет не административную, а уголовную ответственность: например, уголовно наказуемыми деяниями являются разглашение коммерческой, банковской и налоговой тайны (ст. 183 УК РФ), разглашение переписки, почтовых и иных сообщений граждан (ст. 138 УК РФ).

Во-вторых, административная ответственность наступает за нарушение правил защиты информации (ст. 13.12 КоАП РФ) (например, за нарушение лицензии на осуществление деятельности в области защиты информации (ч. 1), за использование несертифицированных средств защиты информации (ч. 2). Нарушение правил защиты информации может выражаться в нарушении условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности в области защиты информации: например, постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 313.

устанавливает перечень работ и услуг в области шифрования, подлежащих лицензированию[15]. Нарушение условий лицензии влечет административную ответственность.

Из судебной практики

Председатель правления акционерного общества был привлечен к административной ответственности за то, что приказом председателя единственным штатным сотрудником, ответственным за информационную безопасность общества, было назначено лицо, не имеющее высшего профессионального образования по направлению подготовки «Информационная безопасность»[16]. Данный приказ нарушил условие лицензии, согласно которому штат организации в области информационной безопасности должен состоять из квалифицированного персонала[17].

Кроме того, административная ответственность предусмотрена за незаконную деятельность в области защиты информации (например, за осуществление при отсутствии лицензии деятельности, связанной с защитой государственной тайны) (ст. 13.13 КоАП РФ).

Персональные данные. Составы административных правонарушений в области персональных данных стали более детализированными: во-первых, оператору запрещено обрабатывать персональные данные без письменного согласия субъекта персональных данных (ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ); во-вторых, запрещено ограничивать доступ к документу или вовсе не иметь документа, отражающего политику по обработке персональных данных (ч. 3 ст. 13.11 КоАП РФ); в-третьих, запрещено не предоставлять субъекту персональных данных информацию об обработке этих данных (ч. 4 ст. 13.11 КоАП РФ), не выполнять требование об уничтожении неполных, устаревших, незаконно полученных персональных данных (ч. 5 ст. 13.11 КоАП РФ). Кроме того, оператору персональных данных запрещено обрабатывать персональные данные в целях, несовместимых с целями обработки персональных данных (ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ)[18].

Размер штрафа за нарушения в области персональных данных был увеличен и дифференцирован: если старая редакция КоАП РФ устанавливала единый штраф для различных нарушений в области персональных данных, максимальный размер которого составлял 10 тыс. руб. для юридических лиц, то новая редакция КоАП РФ дифференцирует штрафы в зависимости от состава правонарушения в области персональных данных, а максимальный размер штрафа может достигать 75 тыс. руб. для юридических лиц (ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ).

Реклама. Административная ответственность предусмотрена за незаконную рекламу наркотических средств, психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ (ст. 6.13 КоАП РФ), превышение допустимого объема рекламы в телепрограмме, периодических печатных изданиях, нарушение специальных требований, установленных для рекламы лекарственных средств и медицинских услуг (ст. 14.3 КоАП РФ).

Также административными правонарушениями являются реклама табака и табачных изделий (ст. 14.3.1 КоАП РФ), нарушения требований к установке рекламной конструкции (ст. 14.37 КоАП РФ), размещение рекламы на дорожных знаках (ст. 14.38 КоАП РФ).

В связи с особой значимостью выборов законодатель ввел административную ответственность за нарушение в ходе избирательной кампании условий рекламы предпринимательской деятельности кандидатов (ст. 5.9 КоАП РФ).

Средства массовой информации. В области СМИ административная ответственность предусмотрена за злоупотребление свободой массовой информации, которое может выражаться, например, в распространении информации о несовершеннолетнем пострадавшем или информации о том, как самостоятельно изготовить взрывное устройство, если данные правонарушения не содержат признаков уголовно наказуемых деяний (ч. 3, 5 ст. 13.15 КоАП РФ), в распространении материалов, содержащих призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ч. 6 ст. 13.15 КоАП РФ), и даже в экзотическом административном штрафе за содержащиеся в распространяемом фильме «скрытые вставки, воздействующие на подсознание людей» (ч. 1 ст. 13.15 КоАП РФ)1.

Кроме того, административная ответственность наступает за нарушение порядка распространения СМИ, например, за нецензурную брань, содержащуюся в СМИ, за распространение незарегистрированного СМИ (ст. 13.21 КоАП РФ).

Оскорбление, т. е. унижение чести и достоинства лица в неприличной форме, является административным правонарушением. Причем СМИ несут административную ответственность за «непринятие мер к недопущению оскорбления» (ч. 3 ст. 5.61 КоАП РФ). Например, сайт, зарегистрированный в качестве сетевого издания, обязан удалять комментарии пользователей, содержащие оскорбления. Неудаление комментариев, содержащих оскорбления, может стать основанием административной ответственности для владельца сетевого издания. Однако сайт, не зарегистрированный в качестве сетевого издания (и, следовательно, не являющийся СМИ), не будет нести ответственность за непринятие мер к недопущению оскорбления, так как данная норма распространяется только на специальный субъект — средства массовой информации[19][20].

Так как СМИ играют важную роль в процессе проведения выборов и референдумов, влияя на формирование мнения избирателей, нарушения, допущенные СМИ в агитационный период (ст. 5.8 КоАП РФ) и во время выборов (ст. 5.5 КоАП РФ), влекут административную ответственность. В том числе административная ответственность предусмотрена в случае, если СМИ не предоставит кандидату возможность опубликовать опровержение в защиту чести, достоинства или деловой репутации (ст. 5.13 КоАП РФ).

  • [1] См.: Часть 1 ст. 2.3 КоАП РФ.
  • [2] См.: Часть 2 ст. 2.1 КоАП РФ.
  • [3] См.: Статья 3.2 КоАП РФ.
  • [4] Административный штраф за совершение административных правонарушенийвладельцем аудиовизуального сервиса установлен ст. 13.35—13.37, 19.7.10−2 КоАП РФ. Владелец аудиовизуального сервиса — это лицо, которое владеет сайтом или страницейсайта либо программой, с помощью которых предоставляется доступ к аудиовизуальным произведениям за плату или при условии просмотра рекламы (ч. 1 ст. 10.5 Законаоб информации).
  • [5] Административный штраф за совершение административных правонарушений владельцем новостного агрегатора установлен ст. 13.32, 19.7.10−1 КоАП РФ. Владелец новостного агрегатора — это лицо, которое владеет сайтом или страницейсайта либо программой, с помощью которых предоставляется доступ к новостнойинформации, пользовательская аудитория которого превышает в течение суток 1 млн (ч. 1 ст. 10.4 Закона об информации).
  • [6] Основанием для требования о прекращении распространения информации является распространение новостным агрегатором фальсифицированных общественно значимых сведений, «недостоверной общественно значимой новостной информации подвидом достоверных сообщений» (ч. 8 ст. 10.4 Закона об информации).
  • [7] You Tube-канал — это тоже незарегистрированный телеканал, который нельзяраспространять? Под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное наименование (название) и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год (ст. 2 Закона РФ «О средствах массовой информации»).
  • [8] Любопытно, что наибольший размер штрафа предусмотрен именно за данноеадминистративное правонарушение, совершенное владельцем аудиовизуального сервиса: именно за неустранение нарушений законодательства установлены самые большие штрафы (1 млн руб. за первое и 3 млн руб. за повторное нарушение), а, например, не за нарушение порядка распространения среди детей информации, причиняющейвред их здоровью (максимальный штраф — 500 тыс. руб.). Сравнимый размер штрафадля владельцев аудиовизуальных сервисов предусмотрен только за распространениематериалов, призывающих к осуществлению экстремистской деятельности (1 млн руб.).Причина такого большого размера штрафа за неустранение нарушений законодательства связана с тем, что основной целью введения нового субъекта информационногоправа была ч. 7 ст. 10.5 Закона об информации, согласно которой владельцем популярного (более 100 тыс. пользователей в день) аудиовизуального сервиса должно бытьроссийское юридическое лицо или гражданин Российской Федерации, не имеющийгражданства иного государства. Иными словами, иностранные компании (например, Netflix) не допускаются к бизнесу онлайн-кинотеатров в России. Причем законодательпредусмотрел не только штраф для сдерживания стремления иностранцев вести бизнесонлайн-кинотеатров в Российской Федерации, но и блокировку таких сайтов до тех пор, пока владелец сайта не будет изменен (п. 2 ч. 14 ст. 10.5 Закона об информации).
  • [9] См.: Федеральный закон от 05.05.2014 № 97-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об информации, информационных технологиях и о защите информации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационныхсетей».
  • [10] Проблема состоит в том, что законодатель ввел очень широкое понятие организатора распространения информации, поэтому, исходя из буквального толкования нормзакона, самый широкий круг лиц несет теперь обязанности, возложенные закономна организаторов распространения информации (например, это могут быть и социальные сети, и интернет-магазины, и сайты, функционал которых позволяет пользователямоставлять комментарии. См. подробнее: Савельев А. И. Комментарий к Федеральномузакону от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологияхи о защите информации» (постатейный). М.: Статут, 2015.
  • [11] См.: Часть 1 ст. 10.3 Закона об информации.
  • [12] Для граждан административный штраф за пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних составляет от 4000 до 5000 руб., для юридических лиц — от 800 тыс. до 1 млн руб. либо приостановление деятельности на срокдо 90 суток (ч. 1 ст. 6.21 КоАП РФ).
  • [13] В случае если пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних велась с использованием информационно-телекоммуникационныхсетей (т. е. появляется квалифицирующий признак деяния — информационно-телекоммуникационные сети), размер штрафа увеличивается: для граждан административныйштраф составляет от 50 тыс. до 100 тыс. руб., для юридических лиц — 1 млн руб. либоприостановление деятельности на срок до 90 суток (ч. 2 ст. 6.21 КоАП РФ).
  • [14] См.: Постановление Верховного Суда РФ от 12.01.2015 № 71-АД14−16.
  • [15] Например, лицензированию подлежит деятельность по «шифрованию информации, не содержащей сведений, составляющих государственную тайну, с использованиемшифровальных (криптографических) средств в интересах юридических и физическихлиц, а также индивидуальных предпринимателей», и «предоставление юридическими физическим лицам защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств каналов связи для передачи информации» (п. 25, 27 приложения к Положению о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространениюшифровальных (криптографических) средств).
  • [16] Постановление Верховного суда Республики Татарстан № 4а-297.
  • [17] Лицензионное условие о наличии в штате квалифицированного персонала предусмотрено подп. «д» п. 6 Положения о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств.
  • [18] Вопрос об ответственности за обработку персональных данных в целях, несовместимых с целями их обработки, является актуальным с точки зрения развития цифровой экономики: создание цифровой экономики предполагает активный анализ большихданных компаниями для поиска новых закономерностей и создания инновационногобизнеса. В том числе компаниям требуется беспроблемно анализировать персональные данные, например, о ежедневной продолжительности сна людей, об их рационе, о спортивных тренировках для последующего анализа этих данных с целью выведения полезных закономерностей. При этом компании не должны подвергать себя рискунарушить законодательство об обработке персональных данных. Отмечается, что даженовый европейский акт, направленный на защиту персональных данных — General DataProtection Act, не снял всех опасений компаний относительно того, что даже обезличивание персональных данных клиента и последующий их анализ в рамках Big DataAnalysis может повлечь применение штрафа европейским регулятором за нарушениезаконодательства о персональных данных. См.: Information Commissioner’s Office. Bigdata, artificial intelligence, machine learning and data protection [Electronic resource] //URL: https://ico.org.uk/media/for-organisations/documents/2 013 559/big-data-ai-ml-and-data-protection.pdf. P. 39 (дата обращения: 10.03.2019).
  • [19] Данная норма, правда, не очень востребована на практике, так как ни одногосудебного решения, применяющего эту норму, найти не удалось. А жаль, так как былоочень интересно посмотреть, каким образом бы доказывалось воздействие фильмана подсознание людей.
  • [20] См.: Мещерякова Т. Р. Административная ответственность за оскорбление //Административное право и процесс. 2014. № 2. С. 49.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой