Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Основные этапы самостоятельной работы студентов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Некоторые преподаватели стремятся ознакомиться с содержанием доклада перед занятием — это может рекомендоваться лишь на младших курсах. Более целесообразно ограничиться одобрением плана доклада, обычно вопросы плана, доклада рекомендуются ПМК или в ходе консультации. Составной частью подготовки к семинару являются занятия в музеях, просмотры документальных и учебных фильмов, имеющих отношение… Читать ещё >

Основные этапы самостоятельной работы студентов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Обучение психологии подразумевает также самостоятельную работу студентов. К ней можно отнести: с.р. во время основных аудиторных занятий (лекций, семинаров, лабораторных работ); с.р. под контролем преподавателя в форме консультаций, зачетов, экзаменов; Внеаудиторная с.р. при выполнении заданий учебного и творческого характера.

Можно выделить следующие этапы самостоятельной работы студентов:

  • 1. Подготовительный. Включает в себя определение целей, планирование, подготовка методического обеспечения, оборудования.
  • 2. Основной — реализация программы, использование приемов поиска информации, усвоения, переработки, применения, передачи знаний, фиксирование результатов, самоорганизация процесса работы.
  • 3. Заключительный — оценка значимости и анализ результатов, их систематизация, оценка и выводы о результатах труда.

Виды и методика организации и проведения семинарского занятия

Семинарское занятие по психологии является диалогической формой учебного занятия. На нем студенты имеют возможность усвоения знаний в процессе их активного обсуждения, хотя степень их активности может быть различной. Как отмечалось выше, на семинарах студенты закрепляют знания, полученные на лекциях или из книг, в процессе их пересказа или обсуждения. Подготовка к занятиям по первоисточникам (а не только учебникам), выступление с сообщениями расширяют знания студентов по курсу.

Педагогическая практика позволяет выделить три основных типа семинаров, принятых в высшей школе:

  • 1. Семинар, имеющий основной целью углубленное изучение определенного систематического курса и тематически прочно связанный с ним.
  • 2. Семинар, предназначенный для основательной проработки отдельных, наиболее важных и типичных в методологическом отношении тем курса или даже отдельной темы.
  • 3. Семинар или спецсеминар исследовательского типа с независящей от лекции тематикой по отдельным частным проблемам для углубленного их изучения.

Основные функции семинара:

  • 1. Познавательная. Позволяет организовать творческое, активное изучение теоретических и практических вопросов, установить непосредственное общение преподавателя со слушателями, формирует самоконтроль за правильным пониманием изучаемого материала со стороны слушателей, закрепляет и расширяет знания.
  • 2. Воспитательная, осуществляет связь теоретических знаний с практикой, усиливает обратную связь субъекта и объекта воспитания, формирует принципиальность и смелость в суждениях, самокритичность, дает широкие возможности преподавателю для индивидуальной работы и изучения индивидуальных особенностей слушателей.
  • 3. Функции контроля: уровня знаний слушателей, качества их самостоятельной работы.

В зависимости от степени активизации мнемической или мыслительной деятельности студентов формы организации семинарских занятий можно разделить на два типа: 1) репродуктивный и 2) продуктивный.

Репродуктивный тип организации занятия предполагает, прежде всего, акти-визацию мнемических способностей студентов. Они должны запомнить и пересказать определенный учебный материал на основе материала лекций или учебников или первоисточников. Преподаватель предъявляет определенные требования к степени точности воспроизведения, к возможности выражения знаний «своими словами», высказыванию собственного мнения и оценки. Репродуктивный характер занятию придает постановка вопросов следующего типа:

Внимание и его виды;

Понятие о памяти;

Основные свойства характера.

Продуктивный тип организации занятия предполагает активизацию мыслительных способностей студентов. Они должны сравнить, проанализировать, обобщить, критически оценить, сделать умозаключение на основе услышанного или прочитанного материала. Такой характер занятию придает постановка вопросов следующего типа:

Чем отличается…;

Что общего между…;

Какие механизмы…;

Выделите достоинства и недостатки… (предполагается, что ответы на эти вопросы в явном виде в учебнике или лекции не даны).

Подготовка семинара: Подготовка слушателей к семинару практически начинается с лекции.

Как правило, лекция и семинар отдалены друг от друга 1 -2 неделями. За это время слушатели имеют возможность ознакомиться с планом семинара, изучить и законспектировать рекомендованную литературу.

Обычно на семинарское занятие выносятся 2−3 вопроса. Кроме основных вопросов, в плане семинара указывается еще ТЕМА ДОКЛАДА (если семинар проводится с докладом).

Выбору тем докладов следует уделить очень большое внимание, потому что от этого во многом зависит работа семинара.

Темы докладов должны быть посвящены актуальным в теоретическом и политическом отношениях вопросам. Тема. доклада должна быть заглавной в проблематике всего семинара.

Важнейшей составной частью любого плана семинара является список рекомендованной литературы. В него необходимо включить самые главные произведения классиков, другую литературу, не перегружая его.

Большую помощь слушателям при подготовке к семинару оказывают преподаватели. Практически эта работа начинается с лекции, в которой даются методические советы и рекомендации, как следует подойти к изучению указанной литературы, ее общая характеристика.

Лектор постоянно должен иметь в виду предстоящий семинар, нацеливая слушателей на подготовку к нему, подчеркивая наиболее важные вопросы, подлежащие обстоятельному изучению.

Важным условием успешной подготовки к семинару является четкая организация самостоятельной работы слушателей.

Примерно за 3−5 дней до семинара преподаватель может пригласить на беседу 1−2 слушателей, либо определенную группу слушателей для выяснения, как они разобрались в изученной литературе, дать методические советы.

Необходимо требовать от слушателей глубоко изучения всех вопросов плана семинара. Вместе с тем, целесообразно иногда рекомендовать отдельным слушателям готовить специальные выступления по сложным вопросам. Можно также поручать наиболее подготовленным выступать с обзором журнальных статей по теме занятия.

Необходим постоянный контроль за самостоятельной работой слушателей и планомерная помощь им в подготовке семинара.

Некоторые преподаватели стремятся ознакомиться с содержанием доклада перед занятием — это может рекомендоваться лишь на младших курсах. Более целесообразно ограничиться одобрением плана доклада, обычно вопросы плана, доклада рекомендуются ПМК или в ходе консультации. Составной частью подготовки к семинару являются занятия в музеях, просмотры документальных и учебных фильмов, имеющих отношение к теме предстоящего семинара.

Серьезную роль в подготовке и проведении семинаров играют ПМК: на ПМК преподаватели коллективно обсуждают вопросы содержания и методики каждого занятия.

Хорошо зарекомендовала себя практика подготовки и обсуждения методических разработок по каждой теме семинарского занятия. Она включает в себя подвопросы каждого основного вопроса, план доклада, основные и дополнительные вопросы.

Кроме того, в методических разработках предусматриваются воспитательные моменты, дополнительная литература для слушателей и преподавателей; дается примерный расчет времени, указывается, какие следует использовать ТСО и наглядные пособия, художественная и мемуарная литература.

Нередко вопросы методики проведения семинарского занятия рассматриваются на заседаниях кафедр.

Подготовка семинарского занятия. План проведения семинара Подготовка к семинару:

  • 1. Групповая установочная консультация:
    • — время проведения;
    • — ее основное содержание;
    • — дополнительная литература.
  • 2. Индивидуальные консультации (вызов слушателей для ознакомления с подготовкой к семинару и оказания им помощи).
  • 3. Работа с докладчиком:
    • — беседа о плане доклада;
    • — рекомендация литературы;
    • — обсуждение основных положений содержание,
    • — контроль и оказание помощи.
  • 4. Проведение учебного занятия в музее, просмотр документального, учебного фильма и другие мероприятия в помощь предстоящему семинару.
  • 5. Подбор технических средств обучения и наглядных пособий.
  • 6. Связь с учебными группами слушателей.

План проведения семинара.

  • 1. Изучение рекомендованной к семинару литературы, особенно новых документов.
  • 2. Примерный расчет времени на обсуждение каждого вопроса плана семинарского занятия.
  • 3. План или тезисы вступительного слова:
    • — значение темы;
    • — задачи семинара;
    • — важнейшие теоретические вопросы, подлежащие обсуждению;
    • — порядок работы семинара и т. д.
  • 4. Дополнительные вопросы к плану семинара:
    • — дается перечень вопросов.
  • 5. Организация работы слушателей на семинаре:
    • — кому предоставить слово в первую очередь;
    • — кого и когда вызвать для контроля.
  • 6. Порядок использования ТСО, наглядных пособий, иллюстраций, художественной литературы.
  • 7. Заключительное слово:
    • — оценка семинара в целом;
    • — оценка доклада;
    • — разбор выступлений слушателей;
    • — освещение и обобщение наиболее важных теоретических вопросов;
    • — вывод по теме.

Проведение семинара:

1. Обычно семинарское занятие начинается вступительным словом преподавателя.

Оно должно быть кратким, рассчитанным на 5−10 минут и не дублировать того, что было сказано в период подготовки занятия, на консультации.

Преподаватель формулирует цели и задачи семинара, четко показывает место и значение изучаемой темы.

Обращает внимание участников семинара на основные положения, проблемные вопросы, активное участие в обсуждении которых должны принять все слушатели.

Нацеливает слушателей на рассмотрение теоретических вопросов в тесной связи с жизнью, практикой и опытом. Указывает порядок проведения семинара, отмечает его особенности.

Выясняет, все ли слушатели готовы к занятию.

2. После вступительного слова преподавателя обычно следует доклад (реферат) одного из слушателей.

Доклад посвящается, как правило, одному из важнейших теоретических и политических вопросов, центральной проблеме всего семинарского занятия.

Продолжительность доклада: 15−20 минут.

Следует предостеречь докладчика от стремления затронуть все вопросы, стоящие в плане занятия.

Немаловажное значение имеет и форма выступления докладчика. Наиболее распространенная ошибка многих выступающих с докладом — это чтение по тексту. Оно снижает интерес слушателей, ослабляет контакт с докладчиком, мало помогает выработке навыков публичных выступлений.

  • 3. После выступления докладчика ему могут быть заданы вопросы.
  • — Следите за тем, чтобы вопросы относились непосредственно к теме доклада и семинара.
  • — Практикуется для сокращения времени подавать вопросы в письменном виде. Записки подаются преподавателю, который решает, какие из них дать для ответа докладчику, какие поставить на обсуждение группы, а на какие вопросы ответить самому.

Если докладчик на какие-то вопросы не может ответить, они ставятся на обсуждение группы. В ходе обсуждения доклада или в заключительном слове преподавателя они получают свое разрешение. ^.

4. Порядок обсуждения доклада может быть не всегда одинаковым.

На одних семинарах доклад целесообразно подвергнуть специальному обстоятельному рассмотрению:

  • — вокруг доклада развертывается дискуссия;
  • — преподаватель добивается, чтобы содержание доклада, основная проблема семинара были всесторонне изучены и хорошо усвоены всеми.

На других семинарах обсуждение доклада может идти не отдельно, а вместе с остальными вопросами семинара.

  • 5. Организация обсуждения вопросов плана семинара.
  • — Часть преподавателей практикуют одновременное обсуждение всех вопросов, содержащихся в плане семинарского занятия. Это наименее удачная форма, так как:
  • — отсутствует система в обсуждении;
  • — слушатели не приучаются к логическому мышлению;
  • — принижается роль преподавателя.

Более приемлем другой порядок проведения, когда не обсудив один вопрос, слушатели не переходят к обсуждению другого.

Для того, чтобы правильно в методическом отношении подойти к организации обсуждения вопросов, надо хорошо знать слушателей, степень их подготовки, особенности каждого.

Некоторые преподаватели дают слово при обсуждении тому, кто первым поднял руку.

Педагогически правильнее дать первому слово тому, кто слабее подготовлен, реже выступает.

С другой стороны, регулирование выступлений на семинаре усиливает контрольные функции и способствует более тщательной подготовке слушателей к последующим занятиям.

В целом, довольно широко практикуются выступления добровольные, но не следует исключать и выступления по вызову преподавателя. Это следует лучше всего делать тогда, когда нет желающих выступить или когда преподаватель решил проверить подготовку отдельных слушателей, вовлечь их в обсуждение проблемы.

НЕЛЬЗЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЯТЬ ОБСУЖДЕНИЕМ ПО ВЫЗОВУ!

Выступления на семинаре не должны превышать 10−15 минут. Нужно учить слушателей излагать свои мысли кратко, содержательно, логично и ясно.

Иногда слушатели выступают по заранее «облюбованному» ими вопросу. Такие выступления допустимы лишь при условии, что слушатель готов и по всем другим вопросам семинара.

6. Вмешательство преподавателя в обсуждение вопросов при выступлении слушателей допустимо и оправдано в случаях, когда надо сразу же поправить выступающего, если он допустил грубую ошибку, если выступление уходит в сторону от обсуждаемого вопроса.

Без особой необходимости не рекомендуется останавливать или поправлять выступающего. Методически более правильно, чтобы ошибки были вскрыты коллективно.

Можно задать уточняющий, дополнительный, наводящий вопрос.

7. Практикуйся организация творческих дискуссий по наиболее острым, спорным вопросам или в случае ошибки в выступлении, неточностей.

Важно, чтобы дискуссия не сбивалась с главных вопросов на второстепенные.

8. В ходе семинара у слушателей возникает много вопросов. Важно использовать их для развития активного обсуждения темы.

Не всегда выгодно и методически правильно отвечать на возникающие вопросы в заключительном слове.

  • 9. На семинаре преподаватель должен работать в первую очередь со всей группой, а не с отдельными слушателями, не злоупотреблять диалогом, соблюдать педагогический такт.
  • 10. Активное использование ТСО, наглядных пособий.
  • 11. Заключительное слово преподавателя должно содержать:
    • — характеристику подготовленности группы к семинару и его оценку в целом, положительные стороны и типичные недостатки;
    • — анализ доклада и выступлений, дополнение и углубление содержания рассматриваемых вопросов;
    • — всесторонний анализ доклада;
    • — рекомендацию докладчику творчески подходить к теоретическим положениям, связывать их с жизнью;
    • — учет пропагандистского мастерства, умения установить контакт с аудиторией, форм изложения, логичности мысли, убедительности и яркости речи;
    • — оценку самостоятельности разработки доклада. При разборе выступлений надо вначале сказать о степени их активности, отметить тех, кто выступал впервые (редко выступают), кто отмалчивался на предыдущих занятиях;
    • — указать, насколько остро умеют реагировать участники семинара на неточные или ошибочные выступления;
    • — правильно ли ставились вопросы докладчику;
    • — несколько глубоко изучен и обсужден материал темы семинара.

Преподаватель исправляет допущенные в ходе семинара и не замеченные слушателями неточности и ошибки, обязательно дает правильное, научное толкование вопроса.

Раскрывает содержание тех вопросов, которые ставились, но не получили должного освещения.

Отвечает на вопросы, которые по его предложению задаются слушателями перед заключительным словом.

При разборе выступления НЕДОПУСТИМО распекание выступавших, унижение их достоинства.

Заключительное слово завершается выводами по теме семинара и методическими советами по дальнейшей самостоятельной работе.

Продолжительность заключительного слова при 4-х часовом семинаре 20−25 минут, при 6-ти часовом семинаре — до 45 минут.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой