Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Введение. 
Технология формирования произносительной стороны речи

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Окружающий мир полон звуков, которые отличаются огромным разнообразием. Живяв мире сложных природных, речевых, музыкальных звуков. Слух имеет огромное значение для развития человека. Познание окружающей действительности, явлений природы и общественной жизни крайне затруднено у ребенка, лишенного слуха. Связанная с сознанием в целом, речь человека включается в определенные взаимоотношения совсеми… Читать ещё >

Введение. Технология формирования произносительной стороны речи (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Учение И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А.Р. урия об условно-рефлекторных временных связях и о динамической локализации психических функций. Психофизиологическая организация речевой деятельности. Три функциональных блока в деятельности мозга по А. Р. Лурии. Взаимодействие трех ведущих функциональных систем: кинестетической, слуховой и зрительной. Их роль в формировании речи. Строение речевого аппарата.

  • — Центральный речевой аппарат: кора головного мозга, подкорковые ядра, проводящие пути, ядра ствола мозга, черепно-мозговые нервы.
  • — Периферический речевой аппарат: дыхательный отдел, голосовой отдел, артикуляционный отдел.
  • — Механизм голосообразования (фонация). Сила голоса, тембр голоса, высота голоса.
  • — Артикуляционный отдел: основные органы, надставная труба.

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка. Для нормального становления речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости и органы чувств ребенка — слух, зрение, обоняние, осязание — были также достаточно развиты.

Особенно важно для формирования речи развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов. Все это в значительной степени зависит от окружающей среды. Если ребенок не получает новых ярких впечатлений, не создана обстановка, способствующая развитию движений и речи, задерживается его физическое и психическое развитие. Для развития речи большое значение имеет психофизическое здоровье ребенка — состояние его высшей нервной деятельности высших психических процессов, а также его физическое состояние.

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Для того чтобы понять патологию речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание.

В педагогике сложились давние традиции воспитанияи обучения на родном языке. Мысли о необходимости обучения родному языку впервые годы жизни содержатся в трудах многих известных педагогов, писателей, философов. Формирование правильного произношения у детей — это сложный процесс, ребенок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. Но у многих детей этот процесс задерживается. Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают, но при благоприятных условиях обучения дети способны самокорекции. Весь дошкольный возраст — это время энергичного развития речи и, в частности, владения правильным звукопроизношением. Проблемы развития речи в раннем детстве отражены в работах А. А. Леонтьева, М. И. Лисиной, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина и других авторов.

Целью исследования является изучение особенностей развития речевого аппарата у детей. В соответствии с целью определены следующие задачи исследования:

  • 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
  • 2. Познакомиться с анатомическим строением, возрастными особенностями органов речи у детей.
  • 3. Ознакомиться с правильным развитием речи.

Анатомическое строение, функции и возрастные особенности органов речи. Всякий предмет или явление воспринимается человеком в определенном соотношении частей. В некоторых случаях значительными оказываются не столько сами составные части, сколько отношения, в которых они находятся между собой. Восприятие, как сложный системный процесс приема и обработки информации осуществляется на основе функционирования специальных сенсорных систем и анализаторов. Кора головного мозга, включая в свой состав многочисленные анализаторы, сама является грандиозным анализатором внешнего мира и внутренней среды организма. Установлено наличие трех корковых областей: сенсорные, моторные и ассоциативные. Сенсорные зоны локализованы в определенных областях коры: зрительная сенсорная зона располагается в затылочной области обоих полушарий, слуховая — в височной области, зона вкусовых ощущений — в нижней части теменных областей, соматосенсорная зона, анализирующая импульсацию с рецепторов мышц, суставов, сухожилий, кожи располагается в области задней центральной извилины. Моторные области коры. Зоны расположения которых закономерно вызывает двигательную реакцию, называют моторными или двигательными. Они расположены в области предцентральной извилины. Моторная кора имеет двусторонние внутрикорковые связи со всеми сенсорными областями-это обеспечивает тесное взаимодействие сенсорных и моторных зон.

В ассоциативной коре расположены и центры, связанные с речевой деятельностью. Ассоциативные области коры рассматриваются как структуры, ответственные за синтез поступающей информации, и как аппарат необходимый для перехода от наглядного восприятия к абстрактным символическим процессам. С ассоциативными зонами коры связано формирование свойственной только человеку второй сигнальной системы. Анализаторные системы осуществляют превращение раздражителей внешнего мира впервые сигналы и передачу их в центры головного мозга. Эти сигналы на различных уровнях головного мозга преобразуются и перекодируются. В высших отделах центральной нервной системы преобразование сенсорных сигналов завершается ощущениями и представлениями, осознанием образов. И. П. Павлов впервые создал представление об анализаторе, состоящей из трех взаимосвязанных отделов: периферического, проводникового и центрального. Периферическим звеном анализаторов являются рецепторы. Они представлены нервными окончаниями или специальными нервными клетками, реагирующими на определенные изменения в окружающей среде. Рецепторы различны по строению, местоположению и функциями.

Окружающий мир полон звуков, которые отличаются огромным разнообразием. Живяв мире сложных природных, речевых, музыкальных звуков. Слух имеет огромное значение для развития человека. Познание окружающей действительности, явлений природы и общественной жизни крайне затруднено у ребенка, лишенного слуха. Связанная с сознанием в целом, речь человека включается в определенные взаимоотношения совсеми психическими процессами, но основным и определяющим для речи является ее отношение к мышлению. Между речью и мышлением существует единство, включающее различия, заостряющиеся в противоположности. Речь и мышление возникают у человека в единстве на основе общественно-трудовой практики. Развитие речи ребенка подчинено определенным закономерностям и существует специфический возрастной период ее развития — первые три года. По истечения этой стадии процесс слухоречевого развития и обучения замедляется и требует больших усилий и времени. Основным механизмом, лежащий в основе усвоения речи, является процесс имитации, где решающим условием сохранения и развития врожденного подражательного рефлекса является живое эмоциональное общение взрослого с каждым ребенком индивидуально. Различные модуляции голоса взрослого выполняют роль пускового сигнала, приводящее в действие, безусловно-рефлекторный, механизм эхолалии, где ребенок «играет» звуками, тренирует речевой аппарат, дифференцирует окружающие звуки и голоса. Потребность в общении получает дальнейшее развитие. Впервые возникая в социальной ситуации, речь сопровождает другие виды деятельности ребенка. Правильное произнесение звуков предполагает сопряженную деятельность слухового и речедвигательного анализаторов.

При этом слуховому анализатору принадлежит важная ведущая роль. Акустические образы речи взрослых запечатлеваются в слуховой памяти ребенка и служат базой для их воспроизведения, поиска требуемых артикуляторных движений до совпадения с произношением окружающих. При ведущей роли слухового анализатора последовательность усвоения произношения звуков определяется артикуляторными свойствами: проделывается путь от грубой артикуляторной дифференциации к более тонким процессам. Устная речь становится универсальным средством мышления, общения и познания, и оттачивается на протяжении всей жизни. Овладение речью является одной из центральных, важнейших психических функций в определяющей степени зависит от слуха. Ребенок, имеющий серьезные дефекты слуха, не сможет самостоятельно научиться говорить, так как нечетко воспринимает звуковую речь, не слышит звуковых образцов. Слух имеет исключительное значение для формирования произносительной стороны речи. Ребенок с недостатками слуха не может контролировать собственное произношение. Соответственно от этого в значительной степени страдает его устная речь. Все эти факторы отрицательно влияют на процесс овладения всей сложной системой языка, следовательно, ограничивают возможности обучения и познания окружающего мира. Речь лежит в основе развития других познавательных процессов, поэтому ее отсутствие или недоразвитие нарушает мыслительную деятельность. Речь регулирует поведение и все виды деятельности ребенка. Поэтому воспитание детей с неполноценной речью вызывает определенные затруднения, именно глубокие нарушения слуха и речи способствуют известной социальной изоляции аномальных детей, так как их участие в различных видах совместной деятельности с нормально слышащими детьми ограничено. Таким образом, глубокое и стойкое нарушение слуха оказывает отрицательное влияние на психическое, физическое и личностное развитие ребенка. Глубоким и стойким считается такое поражение слуховой функции, при котором процесс развития протекает на дефектной основе и не обнаруживает признаков улучшения пораженной функции, а лечебные средства оказываются неэффективными.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой