Научно-фондовая деятельность музеев: музейные собрания
Также не вполне осмысленное расширение может привести к размыванию смысловой концепции музея и тем самым повредить его посещаемости. В этом случае многие учреждения идут на создание обособленных тематических филиалов, зачастую — территориально удаленных друг от друга. Образующая группа музеев имеет единое финансирование, администрацию, реставрационную базу, но способна привлекать разные аудитории… Читать ещё >
Научно-фондовая деятельность музеев: музейные собрания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Сердце любого музея — его фонды. Утратив подлинные фонды, музей не может существовать и выполнять свою социокультурную миссию. А потому важнейший профиль музейного дела — научно-фондовая деятельность, направленная на расширение, сохранение и изучение музейного собрания.
Комплектование и пополнение собраний
Практически все музеи не только сохраняют и экспонируют уже имеющуюся коллекцию, но также работают над ее расширением. Обсудим наиболее частые пути пополнения музейного фонда.
Очевидный путь — приобретение ценностей непосредственно у их создателей (например, покупка картины у самого художника), либо у их предыдущих собственников. Эта покупка может быть обычной двухсторонней сделкой или, скажем, иметь формат участия в аукционе. Если мы говорим о частных музеях, то приобретение служит главным способом пополнения коллекции.
Если у музея не хватает собственных средств, для покупки знакового экспоната администрация зачастую обращается за дополнительным финансированием к учредителю и крупнейшим спонсорам.
Наиболее богатые музеи и состоятельные коллекционеры содержат специальный штат специалистов-байеров (скупщиков), помогающих отыскивать достойные для покупки экспонаты, вести предварительные переговоры с владельцами, иногда — покупать напрямую. Байеры являются профессионалами рынка антиквариата и современного искусства, как правило, работают в единой команде с оценщиками и юристами.
Современный вид приобретения — краудфандинг, сбор денег на покупку через многочисленные индивидуальные пожертвования небольших сумм, в том числе и на специализированных интернет-площадках.
Зарубежная практика В 2010 г. Лувр собрал 1 млн евро, предназначавшийся для приобретения картины «Три грации» Лукаса Кранаха Старшего. На это музею потребовался всего один месяц.
Другой традиционный способ пополнения коллекции — принятие экспоната в дар от какого-либо лица либо организации. Дарителями могут выступать не только представители элиты, но и лица со скромным достатком. Встречаются самые разные мотивации и житейские ситуации — желание поддержать конкретный музей, улучшение имиджа, переезд в другой город или страну с невозможностью транспортировки экспоната, забота о сохранности и необходимость в дорогостоящей профессиональной реставрации.
Известно много случаев, когда частные коллекционеры составляли особое завещание, по которому собрания после смерти завещателя передавались государству или входили в фонд конкретного музейного учреждения. Зачастую у наследников нет необходимых средств, познаний и интересов для продолжения коллекционирования, и они сами обращаются в музеи с просьбой о включении унаследованных объектов в фонд.
Норма закона С 1 июня 2019 г. вводится в российскую практику понятие наследственного договора. Подобный договор предполагает обязательство наследника для вступления в право собственности на имущество соблюсти определенные условия. Как раз через форму наследственного договора станет возможным четко оформить процедуру завещания того или иного объекта в музей с гарантированным исполнением воли завещателя.
В некоторых случаях у значимых объектов нет лиц, вступивших в наследство в установленном законом порядке. Тогда экспонат попадает в государственную собственность и может быть передан в государственный музей.
Со времен королевских собраний музеи прибегают к такой форме комплектования, как прямой заказ произведения художнику. Иногда музей дает точную тему, которая должна дополнить создаваемую экспозицию, но в большинстве случаев кураторы отбирают работы в процессе и по завершению их создания.
Исторический экскурс Вспомним, что Павел Третьяков на протяжении 30 лет делал заказы различным художникам на написание портретов ведущих русских литераторов той эпохи, что легло в основу знаменитого собрания галереи. За полвека до этого Джордж Доу с помощниками по заказу Зимнего дворца портретировал свыше 300 военачальников, участвовавших в Отечественной войне 1812 г.
Музей может являться не только культурным, но и научно-исследовательским учреждением. Важнейшую роль в пополнении коллекций исторических и краеведческих музеев играют специальные полевые исследования — археологические (рис. 4.1) и этнографические научные экспедиции. Зачастую музеи тесно сотрудничают с гуманитарными факультетами университетов, студенты которых получают возможность экспедиционного прохождения учебной практики.
Рис. 4.1. Верхнедвинская археологическая экспедиция, Эрмитаж1.
Экспедиции подразделяются на кустовые (длительное обследование района вокруг центрального пункта размещения экспедиции) и маршрутные (изучение местности по линейному маршруту с небольшими остановками). По временной классификации экспедиции подразделяются на разовые, регулярные (обычно — ежегодные) и постоянные.
Также к полевым исследованиям относится репортажный сбор материалов в момент какого-либо исторического или художественного события. Так, сотрудники военно-исторических музеев могут посещать действующие войска для пополнения коллекции.
Члены экспедиции ведут специальную документацию — полевые записи и полевые дневники, в которых указываются все найденные предметы, описываются источники, обстоятельства их получения, фиксируется вся сопутствующая информация. К экспедиционной документации также относятся акты покупок и дарения по каждому конкретному предмету. После возвращения экспедиции в музей все документы тщательно анализируются для первичного учета музейных предметов.
Еще один традиционный способ пополнения коллекции — обмен экспонатами с другим музеем или частным коллекционером. Приведем типичную ситуацию: в одном музее ретро-автомобилей есть две машины одинаковой модели, и в другом ретро-собрании — аналогичная ситуация с другой моделью. Логично этим музеям обменяться дублирующими моделями для увеличения интереса к своим коллекциям. При поиске партнеров по обмену необходима грамотная оценка стоимости меняемых объектов, а также предварительная экспертиза их подлинности и сохранности.
Многие музеи выручают коллег за счет дублетных фондов в случаях создания новых музеев либо при утерях в результате чрезвычайных происшествий.
Так, после катастрофического пожара в Национальном музее Риоде-Жанейро (2018 г.) ЮНЕСКО и многие музеи мира пообещали предо;
ставить экспонаты для возрождения крупнейшего института Бразилии, а также оказать помощь в реставрации повреждений.
Грамотно проведенный обмен экспонатами способен выстроить более целостную смысловую концепцию экспонирования и привлечь новых посетителей.
Расширение музейной коллекции через передачу от государства национализированных ценностей — редкий в наши дни путь, но частая практика первых лет советской власти. Тогда изъятое имущество дворянских и купеческих собраний, а также религиозных организаций попадало в хранилища государственных музеев.
Некоторые бывшие коммунистические страны приняли решение о возврате национализированных ценностей бывшим владельцам и их наследникам, признав незаконный характер изъятия частной собственности. В России утвердилась схожая практика возвращения культурных объектов Русской православной церкви.
Исторический способ пополнения коллекции — военные трофеи. Например, образцы захваченного в ходе операции в Южной Осетии (2008 г.) западного вооружения было передано в Центральный музей Вооруженных Сил. В современном международном праве подобные действия не встречают одобрения, многие годы тянутся юридические переговоры о реституции ценностей, иногда — прямые судебные процессы.
Современный аналог национализации — конфискация имущества. Эта мера применяется в случае соответствующего судебного приговора. Определенные ценности попадают в руки государства из коллекций осужденных высокопоставленных чиновников, представителей бизнес-сообщества, крупных деятелей криминального мира. Аналогична судьба ценностей, которые были выявлены в качестве контрабанды таможенными и правоохранительными органами.
Отечественная практика В 2018 г. в музей «Новый Иерусалим» поступила конфискованная коллекция Валерия Носова — первого заместителя министра финансов Московской области, осужденного на 14 лет за хищение бюджетных средств. В коллекции полотна Ивана Айвазовского, Константина Коровина и других выдающихся живописцев, старинные книги и фотографии.
знаменитых античных и средневековых скульптур, необходимых для художественного образования. Многие научные музеи копируют удачные элементы экспозиции, наглядно демонстрирующие тот или иной естественный закон.
Отечественная практика В 1968 г. Надежда Ходасевич (Леже) прислала из Парижа на свою родину в Белев обширное собрание высококачественных репродукций и слепков мировых шедевров, изготовленных мастерскими Лувра. Белевский художественно-краеведческий музей сегодня представляет четыре зала этого уникального собрания.
Известный музейный деятель, основатель Государственного музея А. С. Пушкина в Москве А. 3. Крейн поделился своим наблюдением процесса комплектования: «Поиск требует огромного организационного напряжения, настойчивости, умения постоять за интересы дела, дипломатичности, способности договориться с самыми различными людьми и учреждениями. Собирание — процесс непрерывных разговоров и уговоров. Собирание — постоянное движение: поездки по городам, хождение по государственным хранилищам и частным домам, по мастерским художников и комиссионным магазинам, по никому не ведомым складам мебели и инвентаря. Не следует забывать, что находки всегда связаны еще с упаковкой, транспортировкой, и научный сотрудник музея непременно превращается то в экспедитора, то в грузчика».
Заканчивая разговор о пополнении коллекций, необходимо обратить внимание на некоторые возникающие административные сложности: больше экспонатов — выше ответственность.
Расширение требует новых площадей для экспонирования и хранения, наем дополнительного персонала, определенные работы по музеефикации и реставрации новых объектов. Поэтому руководство музея всегда рассматривает вопрос пополнения коллекции с учетом объективных финансовых и организационных возможностей.
Также не вполне осмысленное расширение может привести к размыванию смысловой концепции музея и тем самым повредить его посещаемости. В этом случае многие учреждения идут на создание обособленных тематических филиалов, зачастую — территориально удаленных друг от друга. Образующая группа музеев имеет единое финансирование, администрацию, реставрационную базу, но способна привлекать разные аудитории и проводить мероприятия различных форматов.
Характерно разделение по хронологии «классика — современность» либо по отдельным географически разнесенным объектам. Так, в состав музея-заповедника А. П. Чехова «Мелихово» помимо собственно усадьбы входит Новоселковская и Мелиховская школы, усадьба «Лопасня-Зачатьевское» и почтово-телеграфное отделение.
станции Лопасня. Усадьба в Лопасне не имеет прямого отношения к А. П. Чехову, но знаменательна связями владельцев Васильчиковых с Пушкиными, Ланскими и Гончаровыми. Включение усадьбы и других объектов в мелиховский музей позволило создать единый культурный кластер Чеховского района Московской области.
Итак, как мы убедились, пополнение фондов — непрерывный процесс функционирования любого музея. Обратимся к принципам их изучения.