Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Научно-фондовая деятельность музеев: музейные собрания

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Также не вполне осмысленное расширение может привести к размыванию смысловой концепции музея и тем самым повредить его посещаемости. В этом случае многие учреждения идут на создание обособленных тематических филиалов, зачастую — территориально удаленных друг от друга. Образующая группа музеев имеет единое финансирование, администрацию, реставрационную базу, но способна привлекать разные аудитории… Читать ещё >

Научно-фондовая деятельность музеев: музейные собрания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Сердце любого музея — его фонды. Утратив подлинные фонды, музей не может существовать и выполнять свою социокультурную миссию. А потому важнейший профиль музейного дела — научно-фондовая деятельность, направленная на расширение, сохранение и изучение музейного собрания.

Комплектование и пополнение собраний

Практически все музеи не только сохраняют и экспонируют уже имеющуюся коллекцию, но также работают над ее расширением. Обсудим наиболее частые пути пополнения музейного фонда.

Очевидный путь — приобретение ценностей непосредственно у их создателей (например, покупка картины у самого художника), либо у их предыдущих собственников. Эта покупка может быть обычной двухсторонней сделкой или, скажем, иметь формат участия в аукционе. Если мы говорим о частных музеях, то приобретение служит главным способом пополнения коллекции.

Если у музея не хватает собственных средств, для покупки знакового экспоната администрация зачастую обращается за дополнительным финансированием к учредителю и крупнейшим спонсорам.

Наиболее богатые музеи и состоятельные коллекционеры содержат специальный штат специалистов-байеров (скупщиков), помогающих отыскивать достойные для покупки экспонаты, вести предварительные переговоры с владельцами, иногда — покупать напрямую. Байеры являются профессионалами рынка антиквариата и современного искусства, как правило, работают в единой команде с оценщиками и юристами.

Современный вид приобретения — краудфандинг, сбор денег на покупку через многочисленные индивидуальные пожертвования небольших сумм, в том числе и на специализированных интернет-площадках.

Зарубежная практика В 2010 г. Лувр собрал 1 млн евро, предназначавшийся для приобретения картины «Три грации» Лукаса Кранаха Старшего. На это музею потребовался всего один месяц.

Другой традиционный способ пополнения коллекции — принятие экспоната в дар от какого-либо лица либо организации. Дарителями могут выступать не только представители элиты, но и лица со скромным достатком. Встречаются самые разные мотивации и житейские ситуации — желание поддержать конкретный музей, улучшение имиджа, переезд в другой город или страну с невозможностью транспортировки экспоната, забота о сохранности и необходимость в дорогостоящей профессиональной реставрации.

Известно много случаев, когда частные коллекционеры составляли особое завещание, по которому собрания после смерти завещателя передавались государству или входили в фонд конкретного музейного учреждения. Зачастую у наследников нет необходимых средств, познаний и интересов для продолжения коллекционирования, и они сами обращаются в музеи с просьбой о включении унаследованных объектов в фонд.

Норма закона С 1 июня 2019 г. вводится в российскую практику понятие наследственного договора. Подобный договор предполагает обязательство наследника для вступления в право собственности на имущество соблюсти определенные условия. Как раз через форму наследственного договора станет возможным четко оформить процедуру завещания того или иного объекта в музей с гарантированным исполнением воли завещателя.

В некоторых случаях у значимых объектов нет лиц, вступивших в наследство в установленном законом порядке. Тогда экспонат попадает в государственную собственность и может быть передан в государственный музей.

Со времен королевских собраний музеи прибегают к такой форме комплектования, как прямой заказ произведения художнику. Иногда музей дает точную тему, которая должна дополнить создаваемую экспозицию, но в большинстве случаев кураторы отбирают работы в процессе и по завершению их создания.

Исторический экскурс Вспомним, что Павел Третьяков на протяжении 30 лет делал заказы различным художникам на написание портретов ведущих русских литераторов той эпохи, что легло в основу знаменитого собрания галереи. За полвека до этого Джордж Доу с помощниками по заказу Зимнего дворца портретировал свыше 300 военачальников, участвовавших в Отечественной войне 1812 г.

Музей может являться не только культурным, но и научно-исследовательским учреждением. Важнейшую роль в пополнении коллекций исторических и краеведческих музеев играют специальные полевые исследования — археологические (рис. 4.1) и этнографические научные экспедиции. Зачастую музеи тесно сотрудничают с гуманитарными факультетами университетов, студенты которых получают возможность экспедиционного прохождения учебной практики.

Верхнедвинская археологическая экспедиция, Эрмитаж.

Рис. 4.1. Верхнедвинская археологическая экспедиция, Эрмитаж1.

Экспедиции подразделяются на кустовые (длительное обследование района вокруг центрального пункта размещения экспедиции) и маршрутные (изучение местности по линейному маршруту с небольшими остановками). По временной классификации экспедиции подразделяются на разовые, регулярные (обычно — ежегодные) и постоянные.

Также к полевым исследованиям относится репортажный сбор материалов в момент какого-либо исторического или художественного события. Так, сотрудники военно-исторических музеев могут посещать действующие войска для пополнения коллекции.

Члены экспедиции ведут специальную документацию — полевые записи и полевые дневники, в которых указываются все найденные предметы, описываются источники, обстоятельства их получения, фиксируется вся сопутствующая информация. К экспедиционной документации также относятся акты покупок и дарения по каждому конкретному предмету. После возвращения экспедиции в музей все документы тщательно анализируются для первичного учета музейных предметов.

Еще один традиционный способ пополнения коллекции — обмен экспонатами с другим музеем или частным коллекционером. Приведем типичную ситуацию: в одном музее ретро-автомобилей есть две машины одинаковой модели, и в другом ретро-собрании — аналогичная ситуация с другой моделью. Логично этим музеям обменяться дублирующими моделями для увеличения интереса к своим коллекциям. При поиске партнеров по обмену необходима грамотная оценка стоимости меняемых объектов, а также предварительная экспертиза их подлинности и сохранности.

Многие музеи выручают коллег за счет дублетных фондов в случаях создания новых музеев либо при утерях в результате чрезвычайных происшествий.

Так, после катастрофического пожара в Национальном музее Риоде-Жанейро (2018 г.) ЮНЕСКО и многие музеи мира пообещали предо;

ставить экспонаты для возрождения крупнейшего института Бразилии, а также оказать помощь в реставрации повреждений.

Грамотно проведенный обмен экспонатами способен выстроить более целостную смысловую концепцию экспонирования и привлечь новых посетителей.

Расширение музейной коллекции через передачу от государства национализированных ценностей — редкий в наши дни путь, но частая практика первых лет советской власти. Тогда изъятое имущество дворянских и купеческих собраний, а также религиозных организаций попадало в хранилища государственных музеев.

Некоторые бывшие коммунистические страны приняли решение о возврате национализированных ценностей бывшим владельцам и их наследникам, признав незаконный характер изъятия частной собственности. В России утвердилась схожая практика возвращения культурных объектов Русской православной церкви.

Исторический способ пополнения коллекции — военные трофеи. Например, образцы захваченного в ходе операции в Южной Осетии (2008 г.) западного вооружения было передано в Центральный музей Вооруженных Сил. В современном международном праве подобные действия не встречают одобрения, многие годы тянутся юридические переговоры о реституции ценностей, иногда — прямые судебные процессы.

Современный аналог национализации — конфискация имущества. Эта мера применяется в случае соответствующего судебного приговора. Определенные ценности попадают в руки государства из коллекций осужденных высокопоставленных чиновников, представителей бизнес-сообщества, крупных деятелей криминального мира. Аналогична судьба ценностей, которые были выявлены в качестве контрабанды таможенными и правоохранительными органами.

Отечественная практика В 2018 г. в музей «Новый Иерусалим» поступила конфискованная коллекция Валерия Носова — первого заместителя министра финансов Московской области, осужденного на 14 лет за хищение бюджетных средств. В коллекции полотна Ивана Айвазовского, Константина Коровина и других выдающихся живописцев, старинные книги и фотографии.

знаменитых античных и средневековых скульптур, необходимых для художественного образования. Многие научные музеи копируют удачные элементы экспозиции, наглядно демонстрирующие тот или иной естественный закон.

Отечественная практика В 1968 г. Надежда Ходасевич (Леже) прислала из Парижа на свою родину в Белев обширное собрание высококачественных репродукций и слепков мировых шедевров, изготовленных мастерскими Лувра. Белевский художественно-краеведческий музей сегодня представляет четыре зала этого уникального собрания.

Известный музейный деятель, основатель Государственного музея А. С. Пушкина в Москве А. 3. Крейн поделился своим наблюдением процесса комплектования: «Поиск требует огромного организационного напряжения, настойчивости, умения постоять за интересы дела, дипломатичности, способности договориться с самыми различными людьми и учреждениями. Собирание — процесс непрерывных разговоров и уговоров. Собирание — постоянное движение: поездки по городам, хождение по государственным хранилищам и частным домам, по мастерским художников и комиссионным магазинам, по никому не ведомым складам мебели и инвентаря. Не следует забывать, что находки всегда связаны еще с упаковкой, транспортировкой, и научный сотрудник музея непременно превращается то в экспедитора, то в грузчика».

Заканчивая разговор о пополнении коллекций, необходимо обратить внимание на некоторые возникающие административные сложности: больше экспонатов — выше ответственность.

Расширение требует новых площадей для экспонирования и хранения, наем дополнительного персонала, определенные работы по музеефикации и реставрации новых объектов. Поэтому руководство музея всегда рассматривает вопрос пополнения коллекции с учетом объективных финансовых и организационных возможностей.

Также не вполне осмысленное расширение может привести к размыванию смысловой концепции музея и тем самым повредить его посещаемости. В этом случае многие учреждения идут на создание обособленных тематических филиалов, зачастую — территориально удаленных друг от друга. Образующая группа музеев имеет единое финансирование, администрацию, реставрационную базу, но способна привлекать разные аудитории и проводить мероприятия различных форматов.

Характерно разделение по хронологии «классика — современность» либо по отдельным географически разнесенным объектам. Так, в состав музея-заповедника А. П. Чехова «Мелихово» помимо собственно усадьбы входит Новоселковская и Мелиховская школы, усадьба «Лопасня-Зачатьевское» и почтово-телеграфное отделение.

станции Лопасня. Усадьба в Лопасне не имеет прямого отношения к А. П. Чехову, но знаменательна связями владельцев Васильчиковых с Пушкиными, Ланскими и Гончаровыми. Включение усадьбы и других объектов в мелиховский музей позволило создать единый культурный кластер Чеховского района Московской области.

Итак, как мы убедились, пополнение фондов — непрерывный процесс функционирования любого музея. Обратимся к принципам их изучения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой