Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Сущность понятий «коммуникация», «коммуникативные умения», «коммуникативные универсальные учебные действия»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Понятие «коммуникативные умения» в педагогическом словаре под редакцией А. Ю. Коджаспирова, трактуется как процесс передачи педагогом информации по средствам речи и соответствующего поведения, способствующий установлению контактов с классом, влияющий на его настроение, готовящий к восприятию учебного материала. Г. А. Урунтаева трактует «коммуникативные умения» как освоенный человеком способ… Читать ещё >

Сущность понятий «коммуникация», «коммуникативные умения», «коммуникативные универсальные учебные действия» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

??? ??? ??? ???

Для определения понятий «коммуникации» и коммуникативных умений, мы обратились к психолого-педагогической литературе.

В последнее время широкое распространение получил термин «коммуникация», наряду с термином «общение». Впервые термин «коммуникация» [от лат. Communicatio от communicare — делать общим, сообщать, беседовать] появился в научной литературе в начале XX века и рассматривалась зарубежными исследователями в контексте двух основных общетеоретических построений:

  • 1) бихевиоризма (основой коммуникации является не язык как система, а непосредственные речевые сигналы, манипулируя которыми можно воспитать человека любого склада; представителем этого подхода является Д. Уотсон);
  • 2) символического интеракционизма (персонализма), где коммуникация есть внутренняя метафизическая способность личности открывать в себе чувства другого.

Обратившись к словарю русского языка, мы проанализировали следующие определения коммуникации. В словаре русского языка С. И. Ожегова «коммуникация» растолковывается как сообщение, общение. Речь, как средство коммуникации.

В современном словаре иностранных слов, «коммуникация» определяется как «общение, обмен мыслями, сведениями, идеями и т. д.; специфическая форма, взаимодействия людей в процессе их познавательно трудовой деятельности; важнейший механизм становления индивида как социальной личности, проводника установок данного социума, формирующих индивидуальные и групповые установки, как средство коррекции асоциального проявления индивида или группы».

В психологическом словаре коммуникация — «есть смысловой аспект социального взаимодействия».

Философский словарь трактует коммуникацию как «процессы социального взаимодействия, взятые в их знаковом аспекте (язык, пара и экстралингвистические, и оптико-кинетические знаковые системы), основывающиеся на взаимопонимании, дискуссии».

При сравнительной характеристике понятий нами замечено, что понятие «коммуникативный» отождествляется с понятием «коммуникабельный» и характеризуется как «способный, склонный к коммуникации, установлению контактов и связей, легко устанавливающий их, общительный».

Мы заметили, что в этих понятиях прослеживаются общие признаки: «коммуникация» везде определяется как процесс социального взаимодействия. Различие заключается в том, что каждый словарь по — своему трактует понятие «коммуникация» с точки зрения той или иной науки. Также установлено, что термины «коммуникация» и «общение» являются синонимами, это позволяет считать понятия тождественными. Кроме этого, многие авторы говорят о таких понятиях, как коммуникативность (В.Я Якунин, Р.А. Парошина), взаимодействие (Л.А. Шипилина), коммуникативные умения (Н.А. Леонтьев, В.А. Якунин), коммуникативные качества, способности личности (Б.Г. Ананьев, А. А. Бодалев, В. А. Канн — Калик), коммуникативные процессы (Г. Дридзе, А. Л. Леонтьев, В.А. Якунин).

Для того чтобы выявить коммуникативные умения нам необходимо рассмотреть понятие «коммуникативность».

В психолого-педагогических исследованиях (В.Д. Ширшов, Л. К. Аверченко, В. Е. Семенович и др.) коммуникативность определяется как:

  • ? активность в установлении контактов, открытость, естественность и непринужденность поведения, эмоциональная зрелость, независимость мышления. Стремление в своих решениях полагаться на себя, уверенность в себе и в своих силах, стремление и умение работать с людьми в коллективе;
  • ? специфическое педагогическое явление;
  • ? как качество, представляющее совокупность ряда существенных относительно устойчивых свойств личности, способствующих коммуникативному процессу для определения успешности учебно-воспитательной работы с учащимися;
  • ? одна из тех составляющих общения (коммуникативная, интерактивная, перцептивная).

Понятие «коммуникативные умения» в педагогическом словаре под редакцией А. Ю. Коджаспирова, трактуется как процесс передачи педагогом информации по средствам речи и соответствующего поведения, способствующий установлению контактов с классом, влияющий на его настроение, готовящий к восприятию учебного материала.

Г. А. Урунтаева трактует «коммуникативные умения» как освоенный человеком способ установления взаимоотношений между людьми. К ним относятся умения входить в контакт с человеком, понимать его личные качества и намерения, предвидеть результаты его поведения и в соответствии с этим строить свое.

В словаре синонимов понятия «коммуникация» и «общение» характеризуются как близкие синонимы, что позволяет считать эти термины эквивалентами. Так, А. А. Леонтьев подчеркивает, что «общение есть не только взаимодействие людей в обществе, а в первую очередь взаимодействие людей как членов общества», тем самым, определяя общение как вид деятельности.

В социальной психологии, философии и педагогике «общение» рассматривается как:

  • ? самостоятельный вид человеческой деятельности;
  • ? взаимодействие людей в целях установления взаимоотношений;
  • ? «система целенаправленных и мотивированных процессов, обеспечивающих взаимодействие людей в коллективной деятельности, реализующих общественные и личностные, психологические отношения и использующих специфические средства, прежде всего язык».

Отдельные ученые в своих работах (А.Б. Зверинцев, А. Н. Леонтьев, А. А. Леонтьев, Б.Д. Парыгин) понятиям «общение» и «коммуникация» придают один смысл. Однако, другие ученые (Б.Г. Ананьев, Г. М. Андреева, Г. М. Дридзе, В. Я Якунин и др.) считают, что отождествление этих понятий является поспешным.

Мы придерживаемся, мнения о различии понятий «общение» и «коммуникация», рассматриваем коммуникацию как процесс обеспечения многофункциональности общения (а именно основных трех групп функций: когнитивной, аффективной, регулятивной), но признаем их тесную взаимосвязь и взаимопроникновение.

Сравнив понятия «коммуникация» и «коммуникативные умения», мы пришли к выводу, что коммуникация представляет собой процесс социального взаимодействия, а коммуникативные умения — это способность к установлению контактов и связей в общении. Это такие умения как:

  • · умение выслушать точку зрения другого;
  • · умение высказывать свою точку зрения;
  • · умение доказывать и аргументировать свою точку зрения;
  • · умение правильно донести информацию;
  • · умение сотрудничать в работе.

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет, что «коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми».

Основными составляющими компонентами коммуникативных универсальных учебных действий являются:

  • 1. умение общаться и взаимодействовать с партнёрами по совместной деятельности или обмену информацией;
  • 2. способность действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия;
  • 3. организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • 4. умение работать в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы);
  • 5. следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества;
  • 6. речевые действия как средства регуляции собственной деятельности.

Рассмотрев сущность понятий «коммуникативные умения» и «коммуникативные универсальные учебные действия» нами замечено, что понятие «коммуникативные универсальные учебные действия» шире понятия «коммуникативные умения», а также в содержательном аспекте отличаются тем, что коммуникативные универсальные учебные действия формируются только в деятельности и во взаимодействии с другими.

Коммуникативные действия можно разделить (с неизбежной долей условности, поскольку они исключительно тесно между собой связаны) на три группы в соответствии с тремя основными аспектами коммуникативной деятельности:

  • o коммуникацией как воздействием (коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности; преодоление эгоцентризма в пространственных и межличностных отношениях)
  • o коммуникацией как сотрудничеством (коммуникативные действия, направленные на кооперацию, т. е. согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности)
  • o коммуникацией как условием интериоризации (речевые действия, служащие средством коммуникации, способствуют осознанию и усвоению отображаемого содержания.

К концу 1 класса учащиеся должны:

  • 1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
  • 2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
  • 2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
  • 3. Слушать и понимать речь других.
  • 4. Взаимодействовать в паре.

Во 2 классе:

  • 1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
  • 2. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • 3. Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
  • 4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

В 3 классе:

  • 1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
  • 2. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • 3. Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
  • 4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

6. Критично относиться к своему мнению.

7. Понимать точку зрения другого.

8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

К концу 4 класса:

  • 1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
  • 2. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • 3. Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.
  • 4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

6. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

7. Понимать точку зрения другого.

8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.

Можно без преувеличения сказать, что основные виды коммуникативных, в том числе речевых действий, в силу своего действительно универсального, т. е. максимально обобщённого, характера естественным образом распространяются на все учебные предметы и, особенно, на внеурочную деятельность. Поскольку нет предметов, где дискуссии были бы неуместны, а работа учеников в малых группах не требовала бы координации разных точек зрения в ходе достижения общего результата. Актуальная проблема заключается скорее в подборе содержания и разработке конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной области), а главное, в овладении педагогическим составом методиками организации в классе учебного сотрудничества («учитель — ученик «, «ученик — ученик»). Таким образом, возникает вопрос о роли учителя в процессе формирования универсальных учебных действий.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой