Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Понятие категории определённости / неопределённости. 
Способы её языкового выражения в немецком языке

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В последующие столетия учёные пришли к выводу о том, что каждая частная наука использует категорию определённости-неопределённости, но несколько по-своему интерпретирует её. Однако все интерпретации базируются на философской основе и связаны прежде всего с категориями частного и общего, конкретного и абстрактного. Эти категории активно обсуждались в 17−18 веках в трудах западноевропейских… Читать ещё >

Понятие категории определённости / неопределённости. Способы её языкового выражения в немецком языке (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

История развития категории определенности-неопределенности

«Категория определённости /неопределённости — одна из категорий семантики высказывания. Её функция — актуали-за-ция и детерми-ни-за-ция имени, демонстрация его единственности в описываемой ситуации (опре-де-лён-ность) либо выражение его отношения к классу подобных ему феноменов.»1 В лингвистической литературе имеется целый ряд работ, посвященных данной категории, ее семантике и средствам выражения. Хотя категория определенности-неопределенности, пожалуй, никогда не выдвигалась на первое место в ряду приоритетных тем лингвистических исследований, тем не менее и эта категория не раз становилась объектом внимания языковедов, представляющих различные школы и направления. В разные периоды развития теоретического и типологического языкознания определенность изучалась на материале различных языков, прежде всего европейских, где имеется явно выраженный на поверхностном уровне показатель этой категории — артикль. Однако представляется очевидным, что определенность, хотя и не является грамматической универсалией (поскольку многие языки формально никак ее не выражают), может рассматриваться как универсальная понятийная категория, присущая всем языкам и проявляющаяся в семантической структуре высказывания. Действительно, носители любого языка, независимо от наличия или отсутствия в нем формальных показателей определенности, говоря о чем-либо, довольно часто имеют в виду конкретные, определенные предметы и явления, либо неопределенные. И, как правило, ни для кого из участников коммуникативного акта не составляет труда понять, определенный предмет был назван или неопределенный. «…одно и то же мыслительное содержание в разных языках мира может быть выражено различными языковыми способами.» [Серебренников 1974: 43]. А значит, и определенность, являясь частью «мыслительного содержания» любого языка, может быть исследована на материале практически любого языка с тем, чтобы стало возможным построение общей теории категории определенности/ неопределенности. Нельзя, однако, не учитывать и тот факт, что даже само выражение «категория определенности» является порождением современного языкознания. Еще относительно недавно никто не выделял, а значит, и не изучал ее в качестве самостоятельной лингвистической категории. Лучшим наглядным свидетельством тому могут явиться дефиниции данной категории, а вернее, такого понятия, как «определенность», предлагавшиеся на разных этапах развития науки о языке. Естественно, что определения, сформированные и сформулированные разными исследователями, в значительной степени зависят от подхода лингвиста к данному языковому явлению, что, в свою очередь, определяется тем лингвистическим направлением, представителем которого он является. Кроме того, подобные определения зависят от базы исследования, т. е. конкретных изучаемых языков; от намеченных целей и выбранных методов исследования и от множества других факторов. Необходимо учитывать и то, что «…в процессе развития науки нередко оказывается, что термин, в момент своего возникновения идеально адекватный состоянию знаний в соответствующей отрасли, через некоторое время утрачивает какое-либо качество и требует пересмотра своего значения.» [Старинин 1963: 72].

Как и многие другие понятийные категории, определенность попала в поле зрения прежде всего философов и логиков, и на протяжении многих веков оставалась скорее логико-философской, нежели лингвистической категорией. Определенность как философский термин употребляется в двух значениях:

  • 1) для обозначения определенных предметов материального мира, т. е. того, что характеризует их в количественном и качественном отношениях;
  • 2) для обозначения определенности мышления.

Представления об определённости-неопределённости занимают особое место в философии Платона. Они служат ему средством выражения соответственно идеального и чувственно материального миров. Идеальный мир, мир сущностей — это мир определённости, а материальный мир — это мир неопределённости. Определённость характеризует устойчивость, совершенство, соразмерность, упорядоченность идеального мира, тогда как неопределённость олицетворяет изменчивость, несовершенство, хаотичность материального мира.

В философии Аристотеля определённость и неопределённость имеют более широкий смысл, чем у Платона. Определённость — это суть всякого бытия, по Аристотелю. Неопределённость понимается им как объективная лишённость определённого бытия, определённого качества, количества, места, времени и т. д. Понятия определённости и неопределённости используются Аристотелем для характеристики объективной необходимости и случайности. Необходимые явления характеризуются строгой определённостью, они могут происходить только так, а не иначе. Случайность, будучи, как и необходимость, причиной обусловленной, характеризуется неопределённостью и непредсказуемостью.

В последующие столетия учёные пришли к выводу о том, что каждая частная наука использует категорию определённости-неопределённости, но несколько по-своему интерпретирует её. Однако все интерпретации базируются на философской основе и связаны прежде всего с категориями частного и общего, конкретного и абстрактного. Эти категории активно обсуждались в 17−18 веках в трудах западноевропейских философов. Высказывалось мнение о том, что они представляют собой объективное диалектическое единство. Так, французский философ 17 века Гассенди, основоположник сенсуализма, писал: «…всеобщее само по себе иллюзорно: видел ли ты во всём мире что-нибудь, что не было бы особенным?» [Гассенди, 1966;68: 222]. Проблему соотношения общего и частного, конкретного и абстрактного исследовал также английский философ Джон Локк. Он считал, что общее — это рационально осознаваемая сущность материальных вещей. «Отвлечённые идеи суть продукт разума, но имеют своим основанием сходство вещей» [Локк, 1960: 472].

Признание Локком общего как «реальной сущности вещей» явилось предпосылкой для развития теории познания в философии 19−20 веков. Но если Джон Локк утверждал, что на первой ступени познания существует переход от эмпирически наблюдаемых свойств вещей к обобщённому понятию, от частного к общему, от конкретного к абстрактному и на этом процесс познания заканчивается, то уже в 19 веке философы думали несколько иначе. Так, Гегель, подчёркивая диалектическое единство понятий определённости и неопределённости и указывая на их тесную связь с категориями конкретности и абстрактности, считал, что «процесс познания идёт от конкретного к абстрактному и далее — от абстрактного к конкретному» [Гегель, 1934, т.5: 66]. Эта идея Гегеля позже получила развитие в трудах К. Маркса, который писал, что «конкретное является и исходным и конечным пунктом процесса познания» [Маркс, Энгельс, 1958, т. 12:727].

В лингвистике это может означать следующее. Обычно понятие о предмете речи проходит в речевом акте последовательные стадии развития, отражая восхождение мысли от абстрактного к конкретному. Процесс конкретизации понятия имеет три стадии. Сначала из системы языка берётся общее понятие, затем, применительно к какому-либо конкретному предмету, оно становится частным. В результате комбинирования абстракций частное понятие становится конкретным, единичным. Такое развитие понятия находит отражение в значении категории определённости-неопределённости. Слово, обладающее генерализирующей (общей) определённостью в системе языка, переходя в речь, приобретает значение индивидуализирующей (частной) неопределённости. По мере уточнения и ограничения данного понятия с развитием речевого акта слово приобретает индивидуализирующую определённость. Таким образом, понятие, в своём восхождении от общего к частному, находит выражение в тех или иных формах категории определённости-неопределённости.

В 20 веке для определения основного содержания определённости-неопределённости учёные-философы занялись обстоятельным изучением проблемы связи между определённостью-неопределённостью и некоторыми диалектико-логическими категориями. Так, В. С. Готт и А. Д. Урсул, основываясь прежде всего на трудах Аристотеля и Гегеля, подробно описали взаимосвязь неопределённости с категориями случайности и возможности, а определённости — с категориями необходимости и действительности. Однако философы особо подчеркнули тот факт, что с определённостью необходимость связана тогда, когда она воспринимается как неизбежность, если же необходимость воспринимается как возможность и случайность, то её следует считать проявлением неопределённости.

Определённость учёные охарактеризовали как такую форму объективного существования явлений, которая обладает следующими признаками: «1) наличие резко выраженных граней между состояниями явлений природы, 2) относительная независимость свойств, состояний явлений друг от друга, 3) выражение необходимости через однозначность переходов возможности в действительность.» [Готт, Урсул, 1971: 45,56]. Учёный-логик Н. И. Кондаков, обобщив философские исследования В. С. Готта и А. Д. Урсула, назвал определённость и неопределённость понятиями, характеризующими «такую ситуацию, когда происходит процесс отбора, выбора элемента или подмножества из какого-либо множества» [Кондаков, 1975:380].

В лингвистике есть и другие толкования содержания категории определённости-неопределённости: «Под определённостью-неопределённостью понимаются такие разнородные явления, как: 1) противопоставление известного неизвестному; 2) противопоставление фиксированного (конкретного, индивидуализированного, референтного) и нефиксированного (неконкретного, неиндивидуализированного, нереферентного); 3) противопоставление класса или абстрактного представителя класса члену класса; 4) противопоставление ранее упоминаемого в тексте и впервые вводимого в текст; 5) противопоставление уверенности и неуверенности говорящего (так называемая субъективная модальность неопределённости); 6) противопоставление точности и неточности информации» [Кузьмина, 198: 158].

Таким образом, все эти значения определённости/неопределённости имеют частный характер и производны от общей лингвофилософской концепции определённости-неопределённости. Также, исходя из этого, можно утверждать, что любой язык должен иметь средства, позволяющие говорящему при передаче информации выразить различие между известными и неизвестными ему элементами. Следовательно, рассмотрение категории определённости/неопределённости является необходимым шагом к более глубокому проникновению в сущность исследуемой категории.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой