Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Хрестоматийный материал. 
Теория и методика воспитания

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Искусство самопознания включает в себя самонаблюдение, самокритику, самоанализ. Наблюдая за собой, отмечайте ваши недостатки и достоинства, способности, фиксируйте, в каких видах деятельности они проявляются. Анализируйте ваши поступки, действия, умения и навыки, давайте им точную оценку — учитесь искусству самооценки. Постоянно воспитывайте в себе наблюдательность, самокритичность, высокую… Читать ещё >

Хрестоматийный материал. Теория и методика воспитания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ИЗ ПРОГРАММЫ СПО-ФДО «ПОЗНАЙ СЕБЯ"*

КТО Я? Этот вопрос каждый задает себе. И не случайно. Призыв «Познай самого себя» был высечен на арке Дельфийского Храма и адресовался каждому входящему сюда. Мы люди, а люди — такие существа, которые ищут причину происходящего вокруг них. Рано или поздно возникает желание узнать и о себе. Это случается чаще всего тогда, когда мы начинаем сами оценивать свои поступки и искать их причины. При этом мы сравниваем себя с другими людьми: со своими товарищами, взрослыми, героями фильмов. Каждый из нас представляет собой загадочный и сложный мир, который можно сравнить разве что со строением Вселенной, мир, рассчитать изменения в котором порой, кажется, невозможно. Мы знаем, как отремонтировать утюг, плиту и даже магнитофон. А вот разобраться в себе, оказывается, не просто и очень даже не просто.

А зачем нужно знать себя? Может, без этого и жить спокойнее? Но иногда хочется понять: почему мы поступаем так или иначе, почему мы не можем сделать то, что делают другие? Иногда кажется, что кто-то вместо нас совершает те или иные поступки. Еще больше мучает вопрос: как быть и какими быть?

Вспомни, как прошел вчерашний день. Вчера утром у тебя было плохое или хорошее настроение? А почему? Что повлияло на это?

Ты вчера поссорился с другом (подругой). Почему это случилось? Ты переживал за героев телевизионной передачи, художественного фильма? Чем они тебе понравились? А не пытался ли ты сравнивать себя с ними?

И еще тысячи «почему», на которые хочется получить ответ почти каждому человеку.[1]

Когда ты утром смотришь в зеркало, то стараешься увидеть то, что считаешь наиболее важным в данный момент: прическу, одежду, лицо и т. п. Но постарайся посмотреть, что прячется за твоей внешностью, задумайся над вопросом «Кто я?», выбирая то, что, по твоему мнению, является наиболее важным. Но сначала мы предлагаем тебе небольшой тест, который поможет определить, насколько ты знаешь себя.

Знаю ли я себя?

Выбери ответ, который соответствует твоему мнению.

1. Если ты делаешь выбор какого-то дела, то можешь ли объяснить себе, почему именно этот выбор?

Да-2.

Трудно сказать — 1.

Нет — 0.

2. Понимаешь ли ты причины плохого или хорошего отношения товарищей к тебе?

Да —2.

Трудно сказать —1.

Нет — 0.

3. Были ли у тебя на прошлой неделе поступки, причины которых ты затрудняешься объяснить?

Были — 0.

Не помню — 1.

Не было — 2.

4. Если время повернуть назад, то вчерашний день:

Прожил бы точно так же — 1.

Многое сделал бы лучше — 2.

Не считал нужным об этом думать — 0.

5. Можешь ли ты точно предсказать, как поступишь в сложной ситуации?

Да-2.

Нет — 0.

Трудно сказать — 1.

6. Хорошо ли ты знаешь, что изменилось в тебе, если сравнить поведение сегодня и год назад?

Знаю — 2.

Не знаю — 0.

Не задумывался — 1.

7. Задумываешься ли ты о том, какие изменения произойдут в тебе завтра?

Задумываюсь — 2.

Не задумываюсь — 0.

Над этим мне предстоит подумать — 1.

8. Трудно ли тебе выбрать то дело, которое соответствует твоему характеру?

Трудно — 0.

Не трудно — 2.

Не знаю — 1.

9. Знаешь ли ты, какая примерно профессия соответствует твоим качествам личности?

Знаю — 2.

Не знаю — 0.

Не задумывался — 1.

10. Знаешь ли ты, как произвести хорошее впечатление на окружающих?

Знаю — 2.

Не знаю — 0.

Не уверен — 1.

11. Смог бы ты назвать героя книги или фильма, на которого ты похож?

Смог бы — 2.

Не смог бы — 0.

Не задумывался — 1.

Подсчитай баллы. Если ты набрал 16 и более баллов, то ты себя знаешь достаточно хорошо, если от 10 до 16, то тебе следует более глубоко изучить свои качества, если менее 10, то изучение себя надо начинать немедленно, так как всякое промедление приведет к нежелательным результатам.

Каждый человек по-своему талантлив, обладает определенными задаткам, способностями, наклонностями.

Искусство самопознания включает в себя самонаблюдение, самокритику, самоанализ. Наблюдая за собой, отмечайте ваши недостатки и достоинства, способности, фиксируйте, в каких видах деятельности они проявляются. Анализируйте ваши поступки, действия, умения и навыки, давайте им точную оценку — учитесь искусству самооценки. Постоянно воспитывайте в себе наблюдательность, самокритичность, высокую требовательность.

Упражнение 1.

«Самое трудное — познать себя» /Гёте/.

  • 1. Как ты понимаешь выражение «познай себя»?
  • 2. Как ты познаешь себя? Что и как ты изучаешь в своем внутреннем мире?
  • 3. Требователен ли ты к себе? Всегда ли правильно оцениваешь свои достоинства и недостатки, действия и поступки?
  • 4. Какие качества личности тебе надо воспитать?

Упражнение 2.

«Как можно познать самого себя? Только путем действия, но никогда путем созерцания. Попытайся выполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть» /Гёте/.

  • 1. Какие качества личности, черты характера, способности ты открыл в себе «путем действия» — в работе, в общении и т. п.
  • 2. Опиши путь этого открытия.

Упражнение 3.

«Подсознательно я никогда не сомневался, что займу свое место среди гениев» /Б. Шоу/.

  • 1. Как ты считаешь, уверенность в себе — это хорошо или плохо?
  • 2. Видишь ли ты разницу между уверенностью в себе и самоуверенностью?
  • 3. Нужна ли человеку уверенность в себе?
  • 4. Уверенность и скромность — совместимы ли эти понятия?
  • 5. Уверен ли ты в себе, своих силах, в том, что достигнешь желаемых рубежей своего развития?

Упражнение 4.

«Жил-был и по сей день живет музыкант. Одно у него солнце и однаединственная жизнь. А ветер был первым дыханием и первым его словом. И Ветром звали его собственные дети. Потому что брали начало свое от ветра и стали бы им, не встреть на пути струн… Так, всякий, кто обретает свои струны, обретает имя, превращается из ветра в музыку, и роду его не быть развеянным» /Янис Петерс/.

  • 1. Что в этой притче подразумевается под словами «обрести свои струны»?
  • 2. Встретил ли ты на своем пути такие «струны»? А если еще нет, то что ты делаешь, чтобы их обрести?

Упражнение 5. «Оцени себя»

Оценить себя объективно трудно. Но все-таки попробуй! Перед тобой две таблицы. В первой перечислены положительные качества личности, черты характера, во второй — отрицательные. Поставь себе баллы — от 0 до 5 в зависимости от того, насколько эти качества в тебе сформированы. Сложи баллы в каждой из таблиц. Их разница подскажет, насколько объективно ты себя оцениваешь.

Аккуратность Ворчливость Внимательность Грубость Дисциплинированность Жадность Дружелюбие Жизнерадостность Настойчивость Общительность Ответственность Отзывчивость Принципиальность Скромность Уверенность в себе Завистливость Замкнутость Злопамятность Бестактность Капризность Мстительность Нерешительность Несдержанность Обидчивость Предлагаемая методика позволяет стимулировать самопознание учащихся и на основе этого создать условия для работы над собой с целью формирования личности.

Вопросы для повторения

  • 1. Как в педагогике определяется самовоспитание?
  • 2. Как соотносится воспитание, самовоспитание и саморазвитие?
  • 3. Какие этапы реализуются в процессе самовоспитания?
  • 4. Какую роль играет самопознание в самовоспитании?

Практические задания

  • 1. Изучите себя, составьте свой психологический портрет.
  • 2. Составьте для себя программу самовоспитания.
  • 3. Составьте таблицу, в которой отразите средства стимулирования самовоспитания детей.

Рекомендуемая литература

  • 1. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. — Казань, 1996.
  • 2. Ковалев А. Г. Личность воспитывает себя. — М., 1983.
  • 3. Кочетов А. И. Педагогические основы самовоспитания. — М., 1974.
  • 4. Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. — М., 1991.
  • 5. Осипов П. Н. Стимулирование самовоспитания учащихся. — Казань, 1997.
  • [1] Программа СПО-ФДО «Познай себя». Руководители авторского коллективаМ. И. Рожков, А. В. Волохов. — М.: СПО-ФДО, 1993. — С. 24—56.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой