Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Понятия «активность» и «учебная активность» в современной психолого-педагогической литературе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При этом направление, качество и уровень реализации этих тенденций определяются другими «содержательными» особенностями личности — ее интеллектуальными и характерологическими особенностями, комплексом ее отношений и мотивов". Понятие «learning activity» в переводе с английского языка означает состояние или качество учебной деятельности, а также учебную деятельность или учебную активность… Читать ещё >

Понятия «активность» и «учебная активность» в современной психолого-педагогической литературе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие «активность» находится на стыке нескольких направлений и в научной литературе часто употребляется в различных значениях, однако смысловые нагрузки его различны.

Поэтому мы обратились к энциклопедическим, толковым словарям и к словарям иностранных слов.

В философском словаре дана следующая трактовка понятия активности: «Активность (от франц. activite сила действия) — действенность, деятельное поведение. Противоположность — пассивность. Активный — деятельный, действующий, действенный». Это понятие примерно одинаково часто применяется в психологии и смежных науках для обозначения трех неодинаковых явлений: определенной, конкретной деятельности индивида, состояния, противоположного пассивности и для обозначения инициативности или явления, противоположного реактивности: в этом случае подчеркивается тот факт, что субъект действовал по своему почину, внутренне вовлечено, а не реагировал бездумно, подобно машине.

Этимологически понятие «активность» происходит от латинского слова activus и означает «усиленную деятельность, деятельное состояние». Большой Энциклопедический Словарь также трактует активность как «деятельное участие, энергичную деятельность». Такой подход к определению понятия «активность» соотносится с переводом слова activity с английского языка, что означает «деятельность, активность, энергия».

В Педагогической энциклопедии читаем: «Активность — важнейшая черта, способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. Как особенность личности человека активность проявляется в энергичной, интенсивной деятельности, в труде, учении, в общественной жизни, различных видах творчества, играх и т. д.».

В психологии активность рассматривается как «всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобразования или поддержания жизненно значимых связей со средой» и «выступает в соотнесении с деятельностью, обнаруживаясь как динамическое условие ее становления, осуществления и видоизменения, как свойство ее движения». В отечественной психологии активность постоянно связывают с деятельностью, а в структуре деятельности — прежде всего с таким ее звеном, как потребность.

«Активность — это деятельность, готовность к деятельности и инициативность. Необходимо различать активность внутреннюю (мыслительную) и внешнюю (моторную). В процессе учения имеет место как тот, так и другой вид активности. Некоторые авторы разделяют активность на исполнительную и творческую».

Активность учащихся по их отношению к самой учебной деятельности и средствам учения, по мнению некоторых авторов, выражается во внимательном слушании учителя, молчаливом сосредоточении на своих мыслях, пристальном наблюдении за опытом, несмотря на отсутствие внешних проявлений, в действительности является подлинной активностью. «Внутренняя активность, сосредоточенность мысли учащегося могут не иметь внешних ярких выражений. Внешняя активность учащегося, его суетливость, попытки дополнить ответы учащихся, вмешательство в объяснение преподавателя вовсе не свидетельствует о направленности мысли и воли учащегося». Таким образом, активность связана с сознательным целеустремленным проявлением усилий учащегося и ведет к успешному выполнению всякой задачи, которая возникает в процессе обучения. Активность учащихся необходима во всех звеньях процесса учебной деятельности и непременно предполагает ту или иную степень самостоятельности мысли учащихся.

Л.П. Аристова рассматривает активность как «проявление преобразовательного отношения субъекта к окружающим явлениям и предметам». Г. М. Муртазин сущность познавательной активности связывает с управлением процессом учебного познания путем целенаправленного побуждения, стимулирования и усиления этих процессов.

Ряд исследователей рассматривает активность как свойство личности, обращают внимание на психологическую сторону этого понятия, ставят в прямую зависимость активность учащегося в учебном процессе от напряжения внимания, анализа и синтеза, догадки и предположения, сомнения и проверки, обобщения и суждения, интереса, настойчивости, энтузиазма. В своей работе Л. Н. Габеева рассматривает активность как качество личности, как внимательность, расположенность, живое соучастие в общем процессе, быстрое реагирование на изменение обстоятельств деятельности. Активность необходимо рассматривать и как цель деятельности, и как средство её достижения, и как результат. Целью обучения является не только овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, но и формирование ведущих качеств их личности, таких как направленность и устойчивость познавательных интересов, стремление к эффективности в овладении знаниями и способами деятельности, в мобилизации волевых усилий на достижение учебно-познавательной цели.

Отечественный психолог, воспитанник научной школы дифференциальной психофизиологии Небылицын В. Д., труды которого посвящены проблемам общих свойств нервной системы человека, темпераменту, структуре эмоциональности, напряженности деятельности операторов систем управления и др., в последние годы своей жизни занимался проблематикой целостной характеристики индивидуальности.

Он восстановил в правах понятие «активность», которое значительно шире понятия «деятельность» и более адекватно в контексте проблематики индивидуальности: «Понятием общей активности объединяется группа личностных качеств, обусловливающих внутреннюю потребность, тенденцию индивида к эффективному освоению внешней действительности, к самовыражению относительно внешнего мира. Такая потребность может реализовываться либо в умственном, либо в двигательном (в т. ч., речедвигательном), либо в социальном (общение) плане», «Степени активности распределяются от вялости, инертности и пассивного созерцательства на одном полюсе до высших степеней энергии, мощной стремительности действий и постоянного подъема на др.

При этом направление, качество и уровень реализации этих тенденций определяются другими «содержательными» особенностями личности — ее интеллектуальными и характерологическими особенностями, комплексом ее отношений и мотивов". Понятие «learning activity» в переводе с английского языка означает состояние или качество учебной деятельности, а также учебную деятельность или учебную активность. В принципе такое толкование понятия объясняет использование некоторыми авторами словосочетаний «учебная деятельность» и «учебная активность» как синонимов. Некоторыми исследователями активность в целом и учебная активность в частности рассматриваются и «как индивидуально обусловленный процесс становления, осуществления и видоизменения деятельности». В нашей работе мы будем придерживаться определения понятия учебной активности как целенаправленного систематического процесса познания, протекающего при условии интенсивной деятельности учащегося, характеризующейся, прежде всего, преобразующим отношением ученика (субъекта) к учебному материалу (объекту познания) и стремлением к самостоятельности. В ходе этого взаимодействия изменяется не только объект воздействия, но и, что очень важно для цели обучения, воздействующий субъект — ученик. Такой процесс познания направлен не только на углубление знаний учащихся о явлениях, но и на особое их осмысление и выработку личностного отношения к усваиваемым знаниям и самому познавательному процессу.

В активной познавательной деятельности, следовательно, происходит не только усвоение знаний, умений и навыков, но и выработка эмоционально-оценочного отношения к процессу и результатам познания.

Учебная активность обусловливает интенсивность и характер протекания учения, характеризуется отношением обучающегося к процессу учения, проявляется в познавательной деятельности и определяет степень (прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности. На наш взгляд, в этом и заключается сущность учебной активности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой