Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Учебная дисциплина «профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Под методами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних следует понимать совокупность приемов и средств, используемых для установления содержания и форм изучаемых явлений, их закономерностей, входящих в предмет исследования, и способы выявления, ограничения, нейтрализации и устранения причин и условий (криминогенных факторов), способствующих безнадзорности и правонарушениям… Читать ещё >

Учебная дисциплина «профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Предмет и задачи курса «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в РФ»

Учебная дисциплина «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» тесно связана с предметом ювенальной криминологии, изучающей преступность несовершеннолетних. Предмет исследования ювенальной криминологии включает в себя преступность несовершеннолетних как социальное явление, личность несовершеннолетнего преступника, причины и условия, порождающие преступность несовершеннолетних, а также профилактику данной преступности. Безнадзорность, как правило, является неотъемлемым условием правонарушающего поведения подростков.

Под правонарушением в юриспруденции понимается деяние, нарушающее какие-либо нормы права (гражданского, административного, трудового и т. п.). Преступлением признается наиболее опасный вид правонарушения, за совершение которого предусмотрена уголовная ответственность. Понятия правонарушения и преступления необходимо рассматривать в качестве родовых, при этом понятие «правонарушение» является более широким, включающим в себя и понятие «преступление».

Вопросы профилактики преступности несовершеннолетних в предмете ювенальной криминологии также входят в предмет учебной дисциплины «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и рассматриваются с позиций таких наук, как философия, педагогика, психология, социология, юриспруденция, социальная работа и др.

Предметом юридических наук и отраслей является правовое регулирование в определенных сферах общественных отношений, что подразумевает достижение цели формирования у граждан правопослушного поведения и имеет прямую взаимосвязь с профилактикой правонарушений.

Особое место в юридических науках, связанных с формированием правопослушного поведения, занимают уголовное право, уголовный процесс и уголовно-исполнительное право. Со временем важное место в этом ряду должны занять ювенальное право и ювенальная юстиция.

В предмет уголовного законодательства входит определение перечня общественно опасных деяний, запрещенных под угрозой уголовного наказания. Предмет уголовного процесса представляет совокупность правовых норм, регулирующих уголовное судопроизводство, правоприменительную деятельность по расследованию преступлений и выявлению их причин и условий.

Уголовно-исполнительное законодательство регулирует порядок исполнения и отбывания уголовного наказания, а также исправления осужденных и предупреждения совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

Методы воспитательного воздействия, входящие в предмет педагогики, имеют решающее значение для организации профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, так как являются средством воздействия на поведение несовершеннолетних.

Наряду с методами воспитания в настоящее время широко внедряются в практическую деятельность психологические методы, учитывающие результаты исследований в области детской психологии, устанавливающие закономерности психического развития несовершеннолетнего, а также причины его отклоняющегося (девиантного) поведения.

Социология, как одна из поведенческих наук, изучающая причинноследственные связи, образующиеся в процессе социальных отношений между людьми, имеет непосредственное отношение к предмету профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, устанавливая закономерности поведения ребенка в семье, школе и иных социальных группах.

Прямое отношение к профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних имеет и социальная работа, выявляющая наиболее эффективные методы помощи тем социальным группам, которые наиболее нуждаются в ней. К таким группам следует относить несовершеннолетних и их семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении и т. п.

Философия обобщает все знания о человеке и определяет принципиальные подходы к познанию реальной действительности, в том числе к изучению философскими методами проблем, связанных с предупреждением правонарушений несовершеннолетних.

Учебная дисциплина «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» не является обособленной областью научных знаний или отраслью права. Она представляет собой систему знаний о данных общественных отношениях, содержит сведения из различных научных отраслей, способных содействовать организации как теоретических исследований по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, так и практической деятельности в данном направлении.

Предметом учебной дисциплины «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» являются обобщенные знания о теоретических исследованиях, методах практической деятельности, нормативно-правовых актах, направленных на предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Особое значение в предмете изучаемой дисциплины имеет организация практической деятельности субъектов профилактики, так как без этого любые теоретические исследования теряют смысл. Прикладной характер учебной дисциплины «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» обусловлен ее содержанием, а результат профилактической деятельности вполне поддается статистическим оценкам в таких аспектах социальной жизни, как уровень общественного порядка и общественной безопасности.

Задачи практической деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних определены в ст. 2 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее — Федеральный закон «Об основах системы профилактики…»).

  • 1. Предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому.
  • 2. Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
  • 3. Социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
  • 4. Выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.

Задачи курса «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» согласуются с задачами, определенными на законодательном уровне, и включают в себя:

  • — изучение причин, порождающих безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних, и условий, способствующих этому;
  • — изучение международного и российского законодательства в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и опыта данной деятельности;
  • — формирование умений и навыков организации и проведения профилактической работы с несовершеннолетними, склонными к антиобщественному и правонарушающему поведению, и с другими категориями детей в целях предупреждения правонарушений;
  • — формирование умения эффективно применять на практике знания о профилактической деятельности;
  • — воспитание правовой культуры и активной жизненной позиции в педагогической и правоприменительной деятельности по формированию у несовершеннолетних правопослушного поведения;
  • — овладение педагогическими, психологическими, социологическими и правовыми методами профилактического воздействия на несовершеннолетних.

В результате усвоения содержания дисциплины «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» студенты должны знать:

  • — нормативные акты, регулирующие профилактическую деятельность с несовершеннолетними и обеспечивающие данную деятельность в различных сферах социальной деятельности;
  • — систему органов и учреждений, осуществляющих профилактику, их структуру, цели, задачи, формы и методы работы;
  • — методику выявления несовершеннолетних безнадзорных и правонарушителей;
  • — юридические механизмы оказания социально-правовой и воспитательной помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
  • — юридические виды ответственности несовершеннолетних.

Под методами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних следует понимать совокупность приемов и средств, используемых для установления содержания и форм изучаемых явлений, их закономерностей, входящих в предмет исследования, и способы выявления, ограничения, нейтрализации и устранения причин и условий (криминогенных факторов), способствующих безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних.

Учитывая, что учебная дисциплина «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» не является обособленной научной или юридической отраслью и находится на стыке различных наук, ее методы носят комплексный характер. Выбор метода исследования или практической деятельности зависит от того, под каким углом зрения и с позиций какой науки рассматривается существующая проблема.

Основным методом исследования, присущим всем наукам, является диалектический метод, включающий в себя философские законы и категории: познаваемость мира, единство и борьба противоположностей, переход количества в качество, причинность и следствие и др.

Для криминологии характерны такие методы, как наблюдение, эксперимент, опрос, моделирование и др.

В педагогике наиболее часто применяются такие методы, как наблюдение, тестирование, анкетирование, изучение опыта, беседа, педагогический анализ и др.

В юриспруденции — историко-правовой, сравнительно-правовой, статистический и другие методы.

В социологии — метод выдвижения и проверки гипотез, анкетирования, интервьюирования, контент-анализа, социологического эксперимента и др.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой