Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Судебная власть в субъектах российской федерации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В Республике Саха (Якутия) Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции: нормативных правовых актов Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики, главы Республики, Правительства Республики, других органов исполнительной власти Республики; уставов муниципальных образований, нормативных актов органов местного самоуправления; договоров высших органов государственной власти… Читать ещё >

Судебная власть в субъектах российской федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В соответствии с положениями ч. 2 и 4 ст. 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (далее — ФКЗ «О судебной системе РФ»), в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов, составляющие судебную систему Российской Федерации. Как уже отмечалось, к судам субъектов относятся: конституционные (уставные) суды субъектов и мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов.

В соответствии с положениями ст. 27 ФКЗ «О судебной системе РФ», конституционный (уставный) суд субъекта может создаваться субъектом РФ для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта, органов местного самоуправления субъекта конституции (уставу) субъекта, а также для толкования конституции (устава) субъекта. Конституционный (уставный) суд субъекта рассматривает отнесенные к его компетенции вопросы в порядке, установленном законом субъекта.

Создание у себя конституционного (уставного) суда — это исключительно прерогатива субъекта, его право, а не обязанность. Во многом это объясняется тем, что в соответствии с положениями ст. 27 ФКЗ «О судебной системе РФ» финансирование конституционного (уставного) суда субъекта производится исключительно за счет средств бюджета соответствующего субъекта. На данный момент конституционные (уставные) суды действуют далеко не во всех субъектах РФ. В ряде субъектов их деятельность была намеренно приостановлена (например, в Челябинской области и Республике Бурятия).

Наименование суда связано исключительно с видом субъекта. Республики имеют право принимать конституции, соответственно и суды в республиках именуются конституционными. Все остальные субъекты имеют право образовать уставные суды. Однако каких-либо отличий в правовом статусе разница в наименованиях за собой не влечет.

В соответствии с положениями вышеупомянутой ст. 27 ФКЗ «О судебной системе РФ», решение конституционного (уставного) суда субъекта, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом, в том числе и Конституционным судом РФ.

Компетенция конституционных (уставных) судов субъектов также может различаться. В части субъектов РФ законодательно закрепляется компетенция конституционных (уставных) судов в полном соответствии со ст. 27 ФКЗ «О судебной системе РФ», практически без расширения (например, в Свердловской области). В другой части субъектов РФ закрепляется гораздо более широкая компетенция данных органов (например, в Республике Татарстан и особенно в Республике Саха (Якутия)).

Порядок формирования конституционных (уставных) судов, а также численность судей конституционных (уставных) судов и срок их полномочий устанавливается субъектами РФ самостоятельно.

Требования к кандидатам на должности судей конституционных (уставных) судов также определяются субъектом, с учетом того, что в соответствии с положениями ч. 1 ст. 2 Закона РФ от 26 июня 1992 г. № 3132−1 «О статусе судей в Российской Федерации» все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом. В частности на судей конституционных (уставных) судов распространяются ограничения и запреты, а также гарантии и ответственность, установленные указанным законом. Кроме того, в п. 4 ч. 2 ст. 4 данного закона установлено правило о том, что судьей конституционного (уставного) суда субъекта, а также мировым судьей может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы в области юриспруденции не менее 5 лет.

В Свердловской области Уставной суд рассматривает вопросы соответствия законов Свердловской области и иных правовых актов, за исключением ненормативных (индивидуальных), принимаемых органами государственной власти Свердловской области, иными государственными органами Свердловской области, органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, Уставу Свердловской области, а также осуществляет толкование Устава Свердловской области. Уставный суд состоит из пяти судей, назначаемых на должности Законодательным собранием Свердловской области по представлению губернатора Свердловской области.

Полномочия Уставного суда Свердловской области не ограничены определенным сроком, однако судья Уставного суда назначается на должность сроком на 6 лет. Предельный возраст пребывания в должности судьи Уставного суда — 65 лет[1].

В Республике Татарстан Конституционный суд рассматривает дела о конституционности: законов Республики; нормативных правовых актов президента и Кабинета министров Республики, иных органов государственной власти Республики; нормативных правовых актов органов местного самоуправления; не вступивших в силу соглашений о международных и внешнеэкономических связях Республики, а также дает толкование Конституции Республики Татарстан. Кроме того, Конституционный суд рассматривает споры о компетенции между органами государственной власти Республики, между органами государственной власти Республики и органами местного самоуправления, между органами местного самоуправления. Конституционный суд Республики также дает заключения о соответствии действий и решений президента Республики Конституции Республики. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов Конституционный суд проверяет конституционность закона Республики или его отдельных положений, нормативных правовых актов президента и Кабинета министров Республики, а также органов местного самоуправления.

Конституционный суд Республики состоит из 6 судей, избираемых Государственным советом Республики Татарстан. Полномочия Конституционного суда не ограничены определенным сроком. Судья Конституционного суда избирается на должность сроком на 10 лет. Предельный возраст для пребывания в должности судьи Конституционного суда — 70 лет[2].

В Республике Саха (Якутия) Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции: нормативных правовых актов Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики, главы Республики, Правительства Республики, других органов исполнительной власти Республики; уставов муниципальных образований, нормативных актов органов местного самоуправления; договоров высших органов государственной власти; назначения и проведения республиканского референдума. Кроме того, Суд разрешает споры о компетенции между органами государственной власти Республики, между органами местного самоуправления, между органами государственной власти Республики и органами местного самоуправления. Конституционный суд также по жалобам граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона Республики, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, проверяет конституционность актов правоприменительной практики органов исполнительной власти Республики. Конституционный суд дает официальное толкование Конституции, а также дает заключение о нарушении Конституции Республики при принятии решения о досрочном прекращении полномочий Государственного собрания (Ил Тумэн), о нарушении Конституции Республики при выражении недоверия высшему должностному лицу и руководителям органов исполнительной власти Республики, о наличии или отсутствии правовых препятствий для проведения выборов главы Республики, народных депутатов Республики, о соответствии Конституции Республики законов и иных нормативных правовых актов Республики, о соответствии Конституции Республики внутрифедеральных договоров и соглашений, международных соглашений Республики. Конституционный суд Республики участвует в разрешении конституционно-правовых споров между Республикой и Российской Федерацией, а также осуществляет предварительный контроль законов Республики о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики с точки зрения соблюдения законодательной процедуры их принятия. Наконец, Конституционный суд Республики выступает с законодательной и конституционной инициативами по вопросам своего ведения.

Конституционный суд Республики Саха (Якутия) состоит из 5 судей, назначаемых Государственным собранием (Ил Тумэн) Республики по представлению главы Республики. Судья Конституционного суда Республики назначается на должность на срок 15 лет. Предельный возраст для пребывания в должности судьи — 70 лет. Назначение на должность судьи на второй срок не допускается[3].

В соответствии с положениями ст. 28 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта.

Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» (далее — ФЗ «О мировых судьях в РФ») предусматривает, что мировые судьи назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта. Причем на срок, установленный законом соответствующего субъекта, но не более чем на 5 лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность (ч. 1 ст. 6 и ч. 1 ст. 7).

Заметим, что в Российской Федерации повсеместно применяется именно первый способ, предполагающий назначение мирового судьи на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта.

В Красноярском крае мировые судьи назначаются на должность Законодательным собранием Края по представлению председателя Красноярского краевого суда, основанному на заключении Квалификационной коллегии судей Края. Срок полномочий мирового судьи при назначении на должность составляет 3 года. При повторном и последующих назначениях на должность мирового судьи мировой судья назначается на 5 лет[4].

В Курганской области мировые судьи назначаются Курганской областной думой. Назначение производится по представлению председателя Курганского областного суда, основанному на положительном заключении квалификационной коллегии судей Курганской области. Мировой судья назначается на должность на 3 года. При повторном и последующих назначениях на должность мирового судьи мировой судья назначается на 5 лет[5].

Обеспечение ежемесячного денежного вознаграждения, ежеквартального денежного поощрения мировых судей, других выплат, осуществляемых за счет средств фонда оплаты труда, социальных выплат, предусмотренных для судей федеральными законами, а также обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий мировых судей жилыми помещениями является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется через органы Судебного департамента при Верховном суде РФ. Однако материальнотехническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляют органы исполнительной власти соответствующего субъекта в порядке, установленном законом соответствующего субъекта.

Мировой судья, в соответствии со ст. 3 ФЗ «О мировых судьях в РФ», единолично рассматривает в первой инстанции:

  • • уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с ч. 1 ст. 31 Уголовно-процессуального кодекса РФ;
  • • дела о выдаче судебного приказа;
  • • дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;
  • • дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества при цене иска, не превышающей 50 тыс. руб.;
  • • иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об ограничении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка, других дел по спорам о детях и дел о признании брака недействительным;
  • • дела по имущественным спорам, за исключением дел о наследовании имущества и дел, возникающих из отношений по созданию и использованию результатов интеллектуальной деятельности, при цене иска, не превышающей 50 тыс. руб.;
  • • дела об определении порядка пользования имуществом;
  • • дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом РФ об административных правонарушениях[6] и законами субъектов.

Таким образом, к судам субъектов мы можем относить конституционные (уставные) суды субъектов и мировых судей.

  • [1] См.: ч. 2 ст. 4; ч. 1 и 3 ст. 6; ч. 1 ст. 21 Закона Свердловской областиот 6 мая 1997 г. № 29−03 «Об Уставном Суде Свердловской области».
  • [2] См.: ч. 1—5 ст. 3; ст. 4; ч. 1 ст. 12 Закона Республики Татарстан от 22 декабря 1992 г. № 1708-XII «О Конституционном суде Республики Татарстан».
  • [3] См.: ст. 3; ч. 1 ст. 6; ч. 1 ст. 11 Конституционного закона РеспубликиСаха (Якутия) от 15 июня 2002 г. № 363-II «О Конституционном суде Республики Саха (Якутия) и конституционном судопроизводстве».
  • [4] См.: ч. 1 ст. 3; ст. 4 Закона Красноярского края от 20 июня 2006 г.№ 19−4817 «О мировых судьях в Красноярском крае».
  • [5] См.: ч. 1.1 ст. 1; ст. 2 Закона Курганской области от 1 августа 2000 г.№ 356 «О мировых судьях в Курганской области».
  • [6] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушенияхот 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой