Средства оценивания результатов обучения
Устный индивидуальный опрос. Письменная контрольная работа или самостоятельное решение контрольных задач; допуск к контрольной работе и защите ее результатов; выполнение расчетно-графической работы, курсового проекта. Применим любой вид работы. Краткие, четкие информационные основные вопросы, которые могут касаться определения понятий, единиц и способов измерения величин, формулировок правил… Читать ещё >
Средства оценивания результатов обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Существенная проблема создания фонда оценочных средств — подбор адекватных заданий, ответы на которые показывают, что планируемые в образовательной программе цели достигнуты. Задание — это педагогическая форма, нацеленная на достижение усвоения обучающимися запланированных результатов. Каждое задание создано для определенной цели, а потому, можно сказать иначе, имеет свою миссию и свои характеристики. По определению В. С. Аванесова: «Педагогическое задание — это средство интеллектуального развития, образования и обучения. Результат интеллектуального развития можно определить как способность понимать, рассуждать, логически аргументировать, находить закономерности в явлениях, изменения в наблюдаемых объектах, критически оценивать мышление и деятельность.» Учебные задания используются как для приобретения новых знаний, умений (обучающий эффект), развития способов умственных действий, общеучебных умений, так и для контроля. Многократно утверждалось, что нельзя одну и ту же систему заданий использовать для разных целей, и особенно, для контроля разных уровней подготовленности испытуемых, так как это повышает погрешность и снижает качество измерений. В зависимости от цели проверки контролирующие вопросы могут ставиться в различной форме (табл.7).
Таблица 7.
Взаимосвязь между целями и способами контроля, формой постановки вопросов контроля.
Цель проверки. | Форма постановки. | Способ контроля. | Примечание. |
Проверить наличие у студентов тех или иных ЗУНов без констатации глубины, системности и творческого характера усвоения. | Краткие, четкие информационные основные вопросы, которые могут касаться определения понятий, единиц и способов измерения величин, формулировок правил, законов, схематических изображений устройства различных приборов, установок. | Фронтальный оперативный, вводный, ретроспективный контроль. Текущий, промежуточный. Методы: письменная контрольная работа, устный опрос тестирование. Средства контроля: технически диктант, опросы тесты. | Допустимо лишь на начальном этапе изучения какой-либо темы, для второстипенного материала или базовых знаний. |
Констатировать глубину усвоения знаний. | Серия последовательных логически вытекающих друг из друга основных и дополнительных вопросов. | Индивидуальный или групповой устный опрос, может быть любой вид контроля. | Особенно важно на завершающих этапах темы или раздела. |
Выявить степень сформированнасти умений и навыков. | Вопросы ставиться в соответствии с алгоритмом действий, лежащий в основе умений и навыка. | Устный индивидуальный опрос. Письменная контрольная работа или самостоятельное решение контрольных задач; допуск к контрольной работе и защите ее результатов; выполнение расчетно-графической работы, курсового проекта. Применим любой вид работы. | Цель контроля может быть достигнута в полной мере только в ходе выполнения студентами соответствующих заданий, контрольных задач или упражнений. |
Удостовериться в правильности понимания усвоенного материала, определить у студента наличие базовых знаний составляющих основу понимания; проверить понимания учебного материала. | Основные актуализирующие вопросы. Краткость четкость, оперативность и доступность, общий характер вопроса. Серия диагностических основных дополнительных и вспомогательных вопросов. | Устный индивидуальный или комбинированный опрос (технический диктант или решение ситуационных качественных контрольных заданий и опрос по диагностическим вопросам). | Успешная диагностика может быть осуществлена при наличии структурной схемы учебного материала из которой хорошо видны ее логико-дидактические связи диагностируемого материала с ранее изученным. |