Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование экономической компетентности будущего педагога профессионального обучения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В соответствии с результатами теоретического анализа и с учетом раскрытого выше понятия «экономическая компетентность» можно сказать, что под экономической компетентностью специалиста в системе профессионального образования нами понимается интегративное качество личности, выраженное в единстве его экономических знаний, практической подготовленности, способности осуществлять все виды экономической… Читать ещё >

Формирование экономической компетентности будущего педагога профессионального обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В современном мире образовательные системы испытывают воздействие различных социальных факторов. Это связано с тем, что многие страны пришли к обществу с высокоразвитой экономикой, основанной на знаниях и информации. Как никогда раньше доступ к этим ресурсам, наряду с мотивацией и умением граждан их использовать, становится важным для укрепления конкурентоспособности и расширения возможностей трудоустройства. Для большинства людей в течение длительного периода их жизни наличие оплачиваемой работы означает независимость, укрепляет самоуважение и благосостояние, является ключом к качеству жизни в целом. Это означает, что образование должно ставить каждого человека и его потребности в центр своего внимания, что необходимо адаптировать образовательные системы к новым реалиям XXI в., в условиях которого важнейшим капиталом становятся человеческие ресурсы и их развитие.

В Республике Казахстан сказанное выше нашло отражение в Законе РК «Об образовании» [1], Государственной программе «Образование» [2], Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2011;2020 гг. [3] и других основополагающих нормативных документах в области образования. Актуальные проблемы экономической компетентности в системе профессионального образования получили широкое освещение в психолого-педагогической литературе и исследованиях многих отечественных и зарубежных ученых.

Теоретическое осмысление компетентностного подхода изложено в работах Э. Ф. Зеера, И. А. Зимней, А. В. Хуторского и других, а проблемы формирования профессиональной компетентности у студентов вуза нашли свое отражение в исследованиях Э. Ф. Зеера, Н. В. Кузьминой, А. К. Макаровой, Л. М. Митиной, В. А. Сластенина, А. И. Щербакова и других. Экономическую компетентность рассматривали Е. А. Варакина, Е. А. Жилкина, В. А. Полякова и другие ученые. Отдельные аспекты экономической подготовки приведены в работах В. С. Семашко, В. Д. Симоненко, Ю. Г. Татур, Е. Н. Хаматнуровой, С. Д. Чуркина и других исследователей.

Одной из актуальных задач профессионального образования является подготовка молодежи к полноценной и плодотворной профессиональной деятельности. Данное требование предусматривает формирование у подрастающего поколения мобильности, способности быстро реагировать на изменения рыночной ситуации; формирование экономического сознания, характеризующегося наличием целостного представления о системе экономических отношений; понимания механизмов функционирования социально-экономических институтов; умения оперировать экономической терминологией, т. е. формирования экономической компетентности личности.

Потребность современного производства в экономически грамотных, конкурентоспособных, профессионально подготовленных специалистах предполагает трансформацию всей системы образования, наполнение ее новым содержанием, использование новых прогрессивных и эффективных способов, методов и средств образовательной деятельности, выявление оптимальных условий экономического просвещения молодежи. С этой целью в учебную практику высшего профессионального образования внедряются различные учебные предметы, элективные курсы, направленные на подготовку плеяды «новых» специалистов, отвечающих потребностям рыночной экономики.

Проблема формирования экономической компетентности выпускников профессиональных учебных заведений обозначилась в отечественной педагогической и психологической науке достаточно давно, ее теоретические исследования проводились по различным научным направлениям.

Вместе с тем на сегодняшний день в практической деятельности учебных заведений республики существует ряд проблем, решение которых во многом бы способствовало совершенствованию существующей системы профессионального образования.

Одной из специальностей, осуществляющих высшую профессиональную подготовку бакалавра образования, является образовательная программа 5В12 000 — Профессиональное обучение. Выпускник данной специальности должен освоить циклы общеобразовательных, общих гуманитарных, социально-экономических, общепрофессиональных и специальных дисциплин. Требования к уровню подготовки выпускников по циклам дисциплин представлены в ГОСО РК 6.08.076−2010. Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан. Специальность 5В12 000 — Профессиональное обучение [4]. Выпускникам специальности, успешно освоившим образовательную программу 5В12 000 — Профессиональное обучение, присваивается академическая степень бакалавра образования.

Общие компетенции высшего образования формируются на основе требований к общей образованности, социально-этическим, экономическим и организационно-управленческим компетенциям, к готовности смены социальных, экономических, профессиональных ролей, а также к специальным компетенциям.

Требования к экономическим и организационно-управленческим компетенциям заключаются в том, что выпускник должен:

  • · обладать основами экономических знаний, иметь научные представления о менеджменте, предпринимательстве;
  • · уметь выражать и обосновывать свою позицию по выбору методов решения поставленных задач;
  • · обладать организаторскими способностями;
  • · знать и понимать цели и методы государственного регулирования экономики;
  • · уметь ориентироваться в современных информационных потоках и адаптироваться к динамично меняющимся явлениям и процессам в мировой экономике;
  • · быть гибким и мобильным в различных условиях, связанных с профессиональной деятельностью;
  • · владеть навыками принятия решений экономического и организационного характера.

Сущностные характеристики системы экономических компетенций включают, в свою очередь, совокупность научно-теоретических знаний, в том числе необходимых современному специалисту знаний в области экономики, профессионально-экономических умений и опыта, наличие устойчивой потребности в том, чтобы быть экономически компетентным специалистом, интереса к экономической информации своего профиля.

Повышение конкурентоспособности в процессе профессиональной подготовки предполагает формирование специалистов, свободно владеющих своей профессией и ориентированных в смежных областях деятельности, готовых к постоянному профессиональному росту, социально и профессионально мобильных. На рисунке 1 представлены основные возможности, открывающиеся перед специалистом, обладающим экономической компетентностью.

Формирование экономической компетентности будущего педагога профессионального обучения.

образование профессиональный компетентность экономический Компетентность представляет собой уровень умений личности, отражающий степень соответствия определенной компетенции и позволяющий действовать конструктивно в изменяющихся социально-экономических условиях [5].

При профессиональной подготовке конкурентоспособного специалиста следует четко представлять, чем характеризуется экономическая компетентность, в чем сущность самого понятия «экономическая компетентность».

Под экономической компетентностью традиционно понимают знания своей специальности с учетом экономической ситуации, умение будущего специалиста разбираться в реальной экономической обстановке на основе теоретической базы в области экономики. В условиях рынка умение анализировать и принимать эффективные решения для целого ряда профессий, причем не только экономических, является составной частью профессиональной компетентности современного специалиста.

Компетентность и компетенция являются взаимодополняемыми и взаимообусловливаемыми понятиями. В этой связи компетентность является основным качественным показателем образовательного процесса в вузе, и, следовательно, ее достижение можно считать педагогической целью в области гармоничного развития конкурентоспособного специалиста.

Опираясь на исследования А. К. Марковой, В. А. Сластенина, М. А. Чошанова и других, мы установили, что понятия «компетентность», «профессиональная компетентность» имеют некоторые общие составляющие, такие как знания, умения, опыт деятельности, осведомленность в определенной области знаний. По мнению отмеченных выше ученых, основополагающим по отношению к понятию «экономическая компетентность» является понятие «профессиональная компетентность», сущностная характеристика которого была положена ими в основу определения экономической компетентности.

Важным компонентом компетентности выступает операционный компонент, выражающийся в умениях и способностях личности. Значительная роль в проявлении компетентности принадлежит конкретной ситуации: в одной и той же сфере деятельности при разных обстоятельствах человек проявляет или не проявляет свою компетентность. Непроявленная компетентность, считается потенциальной и потому не является компетентностью, а лишь скрытой возможностью личности. В связи с этим экономическая компетентность представляет собой совокупность знаний, умений и опыта деятельности специалиста в области экономики, которые проявляются в мобилизации его усилий к принятию рациональных экономических решений и готовности к эффективной деятельности в условиях рыночных отношений. Она включает экономические компетенции, т. е. определенные экономические знания, умения и способности специалиста разбираться в экономических аспектах, процессах, явлениях, отношениях.

В последнее десятилетие ученые в своих работах неоднократно обращались к вопросу формирования экономической компетентности в высшем, среднем и начальном профессиональном образовании. Понятие экономической компетентности трактуется Л. Н. Фалевич как «степень овладения», А. Р. Таировым и И. Г. Кинигзбаевой — как «интегральное свойство личности», Т. В. Филипповской — как «особый тип организации знаний, умений, направленность на экономическую деятельность, позволяющие личности решать проблемы и типичные экономические задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях».

Экономическая компетенция личности имеет целостный характер и формируется экономическим опытом личности в процессе экономической деятельности.

По мнению И. Г. Кинигзбаевой, формирование экономической компетентности обучающегося в системе высшего профессионального образования можно обозначить как процесс личностного становления обучающегося как субъекта социально-экономических отношений для повышения уровня их компетентности в области экономической деятельности.

О.Г. Назарова рассматривает экономическую компетентность как структурную единицу экономической культуры и отмечает, что в отечественной педагогической науке сложилась точка зрения, согласно которой экономическая компетентность рассматривается как совокупность социальных ценностей и норм, регулирующих экономическое поведение [6].

Обобщая материалы исследований западноевропейских работодателей, О. Г. Назарова выделяет в сфере экономической компетентности следующие компетенции: способность к анализу и синтезу экономической информации, способность применять экономические знания на практике, способность адаптироваться к новым экономическим ситуациям, системное понимание переноса знаний (системная компетенция), инновационные способности, модерация (способность управлять группой коллег, партнеров не с помощью административно-управленческих методов); способность к интеграции, побуждению высказывать различные мнения и подходы; способность к стимулированию креативного экономического поведения [6].

Формирование экономической компетенции студентов вуза связано как с овладением основными компонентами экономической компетенции, так и с воспитанием личностных качеств, таких как ответственность, бережливость, экономность, трудолюбие, творческий подход к делу, инициативность, предприимчивость, целеустремленность. Степень их развитости является показателем уровня экономической компетенции личности.

В структуре экономической компетентности специалиста можно выделить три группы компонентов: фундаментальные свойства личности, ключевые и практические экономические компетенции, представляющие собой системное единство. Следует отметить, что составляющие экономической компетентности специалиста нельзя рассматривать изолированно, поскольку они носят системный, целостный характер, являются продуктом профессионально-экономической подготовки в целом.

Фундаментальные свойства личности объединяют: потребность личности будущего специалиста в экономических знаниях, понимание их значимости; приложение усилий для основополагающего познания в области экономики; приобретение общенаучных, общепрофессиональных, базовых экономических знаний, проявление активности при их восприятии.

Ключевые компетенции (в соответствии с классификациями И. А. Зимней и А.В.Хуторского) включают: умение осуществлять учебно-поисковую деятельность в области экономического познания; умение самостоятельно обрабатывать экономическую информацию, проводить ее сравнительный анализ, выявлять динамику экономических данных; умение применять способы взаимодействия с окружающими.

Практические компетенции (в соответствии с классификациями Э. Ф. Зеера, И. А. Зимней, А.В.Хуторского) включают: способность систематизировать полученные экономические знания, применять их на практике; способность проводить самооценку, самоконтроль; способность к самосовершенствованию в будущей профессиональной деятельности; проявление творческих начал, профессионализма.

В ходе анализа педагогической и специальной литературы нами уточнено содержание экономической компетентности будущих специалистов как структуры, состоящей из экономических компетенций. Мы выделили три группы взаимосвязанных составляющих элементов экономической компетентности: базовые, функциональные и практические (рис. 2).

Наличие этих компетенций позволяет говорить об экономической компетентности специалиста.

образование профессиональный компетентность экономический.

Формирование экономической компетентности будущего педагога профессионального обучения.

В соответствии с результатами теоретического анализа и с учетом раскрытого выше понятия «экономическая компетентность» можно сказать, что под экономической компетентностью специалиста в системе профессионального образования нами понимается интегративное качество личности, выраженное в единстве его экономических знаний, практической подготовленности, способности осуществлять все виды экономической деятельности в процессе управления, влияющее на успешность решаемых профессионально-экономических задач различного уровня сложности, обеспечивающее самоосмысление значимости экономического образования для профессиональной деятельности, которое ориентировано на способность и готовность будущего специалиста принимать правильные и своевременные решения в разных экономических ситуациях. Необходимо отметить, что формирование и развитие экономической компетентности специалиста в системе профессионального образования происходит в течение всей профессиональной жизни.

Экономическая компетенция студентов вуза является, на наш взгляд, интегративной характеристикой их личности и представляет собой готовность к участию в экономической деятельности, включающей: знание теоретических основ хозяйственной деятельности; понимание природы экономических связей и отношений; умение анализировать конкретные финансово-экономические ситуации. Экономическая компетенция личности имеет целостный характер и формируется экономическим опытом личности в процессе экономической деятельности [7].

Таким образом, экономические знания и умения, а точнее, знания и умения функционального характера, — новая и особая область знаний молодежи, столь необходимых для развития экономического мышления и экономической компетенции. Мы полагаем, что они должны составить основу экономического воспитания, являясь одним из важнейших условий комфортного жизнеобеспечения в будущем.

  • 1 Закон Республики Казахстан «Об образовании» // Казахстанская правда. — 2007. — № 127. — С. 3−6.
  • 2 Государственная программа «Образование» // Законодательство об образовании в Республике Казахстан. — Алматы: Юрист, 2003. — С. 35−49.
  • 3 Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011;2020 гг. // Индустриальная Караганда. — 2010. — 21 дек. — С. 5−10.
  • 4 ГОСО РК 6.08.076−2010. Государственный общеобязательный стандарт высшего образования Республики Казахстан. Специальность 5В12 000 — Профессиональное обучение. Бакалавриат. Министерство образования и науки Республики Казахстан. — Астана, 2010.
  • 5 Пузиенко Ю. В. Педагогические условия формирования экономической компетентности студентов в образовании [Электронный ресурс]: Аналитика культурологии. — 2007. — № 2(8). — Режим доступа: analiculturolog.ru
  • 6 Назарова О. Г. Экономическая компетентность как структурная единица экономической культуры // Гуманизация образования. — 2008. — № 5. — С. 149−153.
  • 7 Зимняя И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Высшее образование сегодня. — 2005. — № 11. — С. 16.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой