Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Введение. 
Использование дидактических игр как средство развития познавательных универсальных учебных действий в период обучения грамоте в начальной школе

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С 2011 года в Республике Дагестан, как и по всей стране, началось внедрение в начальную школу ФГОС НОО. Как мы знаем, новый образовательный стандарт рассматривает ключевой целью деятельности общеобразовательной школы формирование умения учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В связи с этим… Читать ещё >

Введение. Использование дидактических игр как средство развития познавательных универсальных учебных действий в период обучения грамоте в начальной школе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Целью современного образования, согласно новым государственным образовательным стандартам второго поколения, становится общекультурное, личностное и познавательное развитие младших школьников, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. В связи с этим главной задачей обучения русскому языку в начальных классах наряду со многими становится формирование универсальных учебных действий, способствующее саморазвитие и самосовершенствование обучающегося путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее ФГОС НОО) рассматривается несколько видов компетентностей учащихся начальной школы: познавательные, регулятивные, личностные [12, с.14].

Наше исследование посвящено изучению механизмов формирования познавательных (интеллектуальных) компетентностей в период бучения грамоте в первом классе в условиях дагестанской национальной школы. Анализ методической и научной литературы по теме исследования дает нам право судить о том, что научные и теоретические подходы формирования всех без исключения УУД хорошо расписаны, обоснованы, апробированы. Но это не значит, что наш учитель вооружен теоретически и готов на практике осуществить генеральные идеи ФГОС НОО.

Наши наблюдения свидетельствуют о наличии разночтений и разных подходов к этому вопросу, а также отсутствии у большинства учителей научных знаний и практических навыков в деле формирования познавательных универсальных умений посредством использования на своих уроках активных форм обучения, в том числе и дидактической игры.

Предполагаем, что проблема формирования УУД в процессе обучения младших школьников русскому языку (равно как и других учебных дисциплин) является еще не до конца осознанной и апробированной в начальной школе, более того, недостаточно разработаны дидактические подходы первоначального формирования УУД в период обучения грамоте. Тем более, что дальнейшее формирование грамматико-орфографических умений связано как с развитием логических операций, так и с овладением умением моделировать и использовать различные знаково-символические средства. А эта группа умений является основой познавательных УУД. Особенно проблематична такая работа в первом классе, где закладывается первооснова логического мышления, делаются первые шаги анализа и обобщения языковых явлений.

В отечественной науке нашло отражение психолого-педагогического и методического осмысления проблемы формирования универсальных учебных действий в работах А. В. Белошистой, Л. С. Выготского, В. А. Гусева, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Е. Л. Мельниковой, Т. А. Покровской, А. Э. Симановского, Е. И. Смирнова, Н. Ф. Талызиной, Д. Б. Эльконина, П. М. Эрдниева, И. С. Якиманской и других. Мнения этих ученых сходятся к тому, что целенаправленная работа по формированию познавательных УУД у младших школьников должна носить системный характер, а результативность процесса формирования познавательных УУД зависит от способа организации специальной развивающей работы (П.Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. А. Люблинская, Д. Б. Эльконин и др.).

Младшие школьники быстро приобретают навыки познавательных УУД, в частности, умение обобщать, классифицировать и аргументировано обосновывать свои выводы. Но это в том случае, если будет правильно организовано обучение на всех уроках.

Актуальность проблемы формирования познавательных компетентностей для начального общего образования обусловлена следующими факторами:

разрыв между знаниями учащихся начальной школы и умением применять эти знания на практике;

дидактическая игра познавательное учебное универсальное необходимостью совершенствования образовательного процесса с целью оптимизации познавательного развития детей и создания условий для достижения успешного обучения всеми учащимися;

со всей остротой встает задача целенаправленного формирования системы универсальных учебных действий, обеспечивающих учащимся умение учиться.

Из года в год перед современной начальной школой все острее стоит задача формирования универсальных учебных действий, в том числе и познавательных УУД. В последние годы у всех на слуху аббревиатуры НИКО и ВПР. Политика современного образования такова, что идет серьезная работа по созданию единых измерителей качества начального общего образования. Нужны новые подходы, новые процедуры, новый инструментарий, позволяющий четко проследить и выявить уровень сформированности у выпускников начальной школы всех заявленных в ФГОС НОО универсальных учебных действий (коммуникативных, регулятивных, познавательных, личностных). И они уже есть. Но готов ли выпускник начальной национальной школы выполнять эти задания? Сформированы ли у младших школьников универсальные учебные действия?

" Познавательная компетентность учащегося начальной школы — новообразование субъекта учебной деятельности, формирующееся в процессе обучения в начальной школе, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать задачи, составляющие сущность обучения в младших классах…" , — читаем в документах ФГОС НОО [17, с.18].

С 2011 года в Республике Дагестан, как и по всей стране, началось внедрение в начальную школу ФГОС НОО. Как мы знаем, новый образовательный стандарт рассматривает ключевой целью деятельности общеобразовательной школы формирование умения учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В связи с этим, результатом деятельности современной школы должна стать не только определенный уровень знаний учащихся, но и готовность учащихся к самообучению, самообразованию, самоорганизации своей учебной деятель — ности, овладение ими главными ключевыми компетентностями.

Отметим, что Министерство образования и науки Республики Дагестан уделяет должное внимание преподаванию русского языка как второго в начальных классах. Тем не менее, учителя начальных классов сталкиваются со специфическими проблемами преподавания русского языка в начальных классах, ибо в первые классы поступают носители нерусского языка, то есть билингвальные дети. Можно отметить реально существующие на сегодняшний день проблемы, характерные многим национальным республикам:

резкий переход начальной школы на российские УМК привел к затяжному процессу адаптации и учителя и учащихся к новым учебникам;

наличие ощутимой разницы в количестве часов в российских и дагестанских Учебных планах создает ощутимые неудобства для учителя;

наличие избыточного материала в учебниках русского языка (авт.В. П. Канакина и В.Г. Горецкий), изначально рассчитанных на большее количество часов, чем это предусмотрено в региональных учебных планах, становится причиной разночтений и разногласий в рациональном календарно-тематическом планировании уроков русского языка;

отсутствие качественной научно-методической литературы для учителя, адаптированной на национальную школу, затрудняет работу дагестанского учителя с российскими учебниками.

Тем не менее, к окончанию начальной школы ученик дагестанской начальной школы, изучавший русский язык как второй и тот, для которого русский язык является родным, на равных условиях выполнят единые Всероссийские проверочные работы — ВПР. Ведь эта процедура с 2016 года станет обязательной!

Естественно, учебники УМК «Школа России», прошедшие Федеральную экспертизу на соответствие ФГОС, изначально содержат краеведческий материал, более того, учтен страноведческий аспект изучения русского языка. Но в них дагестанский учитель не найдет никакой информации о своей республике, ибо при их создании авторами не учтены особенности обучения русскому языку как второму. Эту науку учитель должен постигать сам. Думаю, что учебник русского языка для национальных школ Республики Дагестан. должен быть составлен с учетом возможностей сопоставительного изучения контактирующих языков, способствующего предупреждению проявления интерференции в русской речи дагестанских учащихся на всех уровнях языка: на фонетическом, морфемном, синтаксическом, лексическом, лексико-семантическом и т. д.

Идеально, когда в национальных республиках издаются свои УМК, адаптированные на билингвальных детей, учитывающих национально-региональные особенности, все возможные трудности билингвальных детей. Главное, региональные учебники должны быть приведены в полное соответствие с требованиями ФГОС НОО. Все перечисленные обстоятельства подтверждают актуальность исследуемой нами темы «Использование дидактических игр как средство развития познавательных УУД в период обучения грамоте в начальной школе» .

Цель дипломной квалификационной работы: обосновать возможности формирования познавательных универсальных действий в период обучения грамоте посредством дидактической игры.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс на уроках обучения грамоте.

Предмет исследований: процесс формирования познавательных универсальных учебных действий первоклассников на уроках обучения грамоте посредством дидактической игры.

Задачи исследования:

  • 1. Изучить современные УМК по русскому языку на предмет исследования.
  • 2. Рассмотреть сущностные характеристики познавательных универсальных действий младших школьников в документах ФГОС НОО.
  • 3. Раскрыть возможности уроков обучения грамоте по формированию познавательных универсальных действий средствами различных дидактических игр.
  • 4. Разработать и апробировать на практике серию конспектов уроков обучения грамоте с использованием дидактической игры на разных этапах урока.
  • 5. Подготовить и апробировать комплекс дифференцированных дидактических игр для уроков обучения грамоте, способствующих формированию познавательных универсальных умений первоклассников.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретические (теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования); эмпирические (наблюдение за учебным процессом, эксперимент); статистический метод обработки данных.

Исследование строилось в три этапа: I этап (сентябрь 2015 г.) — подготовительный: выбор темы исследования, изучение психолого-педагогической литературы, формулирование гипотезы.

Гипотеза исследования: развитие познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках обучения грамоте будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:

использование в процессе обучения комплекса дидактических игр;

поддержание эмоционального тонуса в деятельности учащихся;

применение системы поощрений.

II этап (октябрь-ноябрь 2015 г.) — экспериментальный: проведение опытно-экспериментальной работы по определению эффективности комплекса игр с позиций формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся.

III этап (декабрь 2015 г.) — заключительный: подведение итогов опытно-экспериментальной работы, литературное оформление выпускной квалификационной работы.

База исследования: 1 «А» класс МКОУ «Кудалинская СОШ» Гунибского района Республики Дагестан.

Научная новизна работы. В работе, по нашему мнению, впервые рассматривается проблема использование дидактических игр как средство развития познавательных универсальных учебных действий в период обучения грамоте в начальной национальной школе, как выпускная квалификационная работа в условиях факультета начальных классов ДГПУ.

Практическая значимость работы: Материал исследований может быть полезен учителям начальных классов, как со стажем работы, так и молодым специалистам, т.к. период обучения грамоте является первым шагом к изучению новой дисциплины — «Русский язык» .

Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Основное содержание работы проиллюстрировано таблицами и заключениями. Общий объем работы составляет — 58 страниц, список литературы включает 46 наименований.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой