Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Иллюстрации литературных произведений и их особенности в детском творчестве

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В третьем классе учащиеся начинают самостоятельно пересказывать текст. Они упражняются в различных видах пересказа: читают текст по частям для детального анализа, читают по ролям, про себя, ища ответы на один или несколько вопросов. Вся эта работа соответствует более полному пониманию произведения. Как доказали исследователи (Екизеева Е.А., Жуковская Р. И., Курочкина Н. А., Репина Т. А., Флёрина… Читать ещё >

Иллюстрации литературных произведений и их особенности в детском творчестве (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Иллюстрация (от лат. Illustration — освещение, наглядное изображение).

— изображение сопровождающее, дополняющее и наглядно разъясняющее текст. Как область искусства — это изобразительное толкование литературного и научного произведения. Иллюстрации воспринимаются в единстве с текстом и предназначены для оформления книг. Искусство иллюстрации тесно связано с историей книги. [21].

Самые ранние из сохранившихся иллюстраций были обнаружены в древнеегипетской «Книге мёртвых», около 1400 г. до н. э. В позднеантичный период и Средневековье манускрипты украшались миниатюрами. Иллюстрации в рукописных книгах изначально представляли собой лишь орнаменты, украшающие текст; затем появились инициалы (богато оформленные заглавные буквы) и миниатюры на религиозную тематику. После изобретения книгопечатания и ксилографии (гравюра на дереве или оттиск на бумаге, сделанный с такой гравюры) иллюстрации становятся составной частью графики. В XVI в. художники стремятся передать в них глубину пространства и бурные живописные эффекты. С конца XVI в. иллюстрации начинают становиться самостоятельными композициями, которые исполняются на отдельных листах и вклеивают в текст, и создаются они в основном в технике гравирования на меди. В XVII в. достигла бурного расцвета научная иллюстрация, а в XVIII в. связь иллюстрации с книгой становится ещё прочнее, широкое распространение получают изысканные концовки и виньетки в стиле рококо. Художники раскрывают взаимоотношения героев произведений, уделяют внимание образам и внутренним связям, ключевым моментам повествования; получает развитие принцип иллюстративной серии. В XVIII — XIX вв. появляются торцовая гравюра на дереве (политипаж) и литография; они являются более удобными и дешёвыми изобразительными средствами. Для XIX в. характерны не только законченные иллюстрации, но и беглые наброски в тексте, карикатуры и сатирические листы; иллюстрации передают эмоциональную атмосферу произведений. В конце XIX в. появилась фотомеханическая репродукция, увеличившая возможности иллюстрации и породившая многообразие техник, из-за чего начала происходить утрата единства изображения и произведения в целом. В России в XIX — XX вв. эту проблему решали мастера «Мира искусства»: они создавали иллюстрации стилистически соответствующие литературному тексту, изображаемой эпохе. В XX в. большое значение приобрела интерпретация самим художником литературного текста: иллюстрация допускает многозначность его толкования и становится ассоциативным сопровождением. Советская книжная иллюстрация играет роль одного из средств идейного и эстетического воспитания. В изображениях появляются элементы плакатности, стремление передать психологическую сторону повествования, реалистичность образов, развивается многокрасочная иллюстрация детской книги. В XXI в. художники начинают широко использовать компьютерную графику для иллюстрирования книг. Специальные программы позволяют создать изображения различной сложности, возможна имитация различных техник исполнения иллюстрации. [21].

Термин «иллюстрация» можно понимать и в широком, и в узком смысле этого слова. В широком значении это всякое изображение, поясняющее текст. К таким изображениям относятся произведения живописи и скульптуры, выполненные на литературные темы, но имеющие самостоятельное художественное значение. Например, рисунки Серова В. А. к басням Крылова И. А., иллюстрации Васнецова В. М. к русским сказкам и былинам.

В узком, строгом смысле иллюстрации — это произведения, предназначенные для восприятия в определённом единстве с текстом, то есть располагающиеся в книге и принимающие участие в восприятии текста в процессе чтения. Они не самостоятельны по сюжету. От художникаиллюстратора требуется сделать зримыми образы и идеи писателя. Он обогащает изобразительными средствами содержание книги, показывает то, что нельзя выразить словами, с помощью экспрессии штриха, цветовых сочетаний и линейного ритма. Одни иллюстраторы избирают для проработки ключевые моменты повествования, другие уделяют большее внимание эмоциональной составляющей книги. Иллюстрации должны быть одновременно и зримыми образами и орнаментальными знаками. Иллюстрации помогают ещё до чтения сориентироваться в содержании книги, привлекая читателей. [21].

Особенность книжной иллюстрации состоит в том, что ей приходится подстраиваться под книгу, учитывать двухмерность книжной полосы, её формат, характер шрифта, способ вёрстки, качество печатной бумаги, цвет печатной краски и т. п.

Соответственно целям, которые преследует изображение, иллюстрации можно поделить на научно-познавательные (карты, планы, схемы, чертежи и т. п.) и художественно-образные (истолкование литературного произведения средствами книжной графики). Иллюстрации могут быть пояснительным изображением к тексту, дополняющими текст, и изображением почти полностью самостоятельным, иногда даже подчиняющим себе текст. [64].

В зависимости от размера и расположения в книге выделяют следующие виды иллюстраций:

  • 1. иллюстрация на обложке или переплёте;
  • 2. фронтиспис (элемент художественного оформления издания, представляющий собой иллюстрацию, помещённую на левой странице в развороте с титульным листом);
  • 3. заставка (помещается в начале части или главы книги, означает начало одной из частей повествования, обычно находится вверху страницы и отделяется от текста белым полем. Она помогают читателю сосредоточить внимание на новом материале, эмоционально настроиться на него);
  • 4. полосная иллюстрация (во всю страницу);
  • 5. полуполосная иллюстрация (на половине страницы);
  • 6. разворотная иллюстрация (на двух страницах);
  • 7. оборонная иллюстрация (небольшой рисунок, окружённый текстом);
  • 8. рисунки на полях;
  • 9. концовка (помещается в конце частей, глав или всей книги). Концовка также как и заставка может быть сюжетно-тематической, орнаментально-декоративной или символической. Обе иллюстрации должны быть выполнены в одном стиле, так как они взаимосвязаны и часто находятся рядом на книжном развороте.

Полосная, полуполосная, разворотная и оборонная иллюстрации, а также рисунки на полях располагаются внутри текста.

Выбор формата иллюстраций определяется в зависимости от важности иллюстрируемого события, образа и т. д. Содержание таких иллюстраций обычно имеет прямое отношение к предшествующему или последующему за ними тексту. Для больших разворотных или полосных иллюстраций выбирают важные события произведения, а менее значимые — изображают на маленьких оборонных иллюстрациях или рисуют на полях.

Иллюстрации выполняются в различных техниках: акварель, аппликация, рисунок, линогравюра, гравюра на дереве и др. Причём их можно использовать как самостоятельно, так и сочетать друг с другом.

Для украшения литературного текста также используются виньетки (небольшие орнаментальные или сюжетные композиции, которые предваряют или завершают текст) и инициалы (буквицы).

Характер иллюстрационной системы у каждого художникаиллюстратора можно оценить с позиций того, как он передаёт в изображении две основные категории действия — пространства и времени. Следует уделить внимание индивидуальному стилю художника: тому, как он строит пространственные планы, распределяет чёрное и белое, какое значение придаёт силуэту, какими композиционными принципами преимущественно пользуется, как предпочитает передавать характер движения, жестов персонажей и т. д.

Многие известные отечественные художники иллюстрировали детские книги, среди них: Билибин И. Я., Васильев О. В., Васнецов Ю. А., Владимирский Л. В., Дехтерёв Б. А., Диодоров Б. А., Конашевич В. М., Лаптев А. М., Олейников И. Ю., Радлов Н. Э., Рачев Е. М., Савченко А. М., Сутеев В. Г., Устинов Н. А., Чарушин Е. И., Чижиков В. А. и др.

Рассмотрим подробнее творчество некоторых из них:

  • · Васнецов Ю. А. — народный художник и иллюстратор — иллюстрировал фольклорные песенки, потешки и прибаутки («Ладушки», «Радуга-дуга»), народные сказки, сказки Толстого Л. Н., Ершова П. П., Маршака С. Я., Бианки В. В. и других классиков русской литературы.
  • — Дехтерёв Б. А. — народный художник, советский график, иллюстратор, проиллюстрировал сказки Пушкина А. С., Жуковского В. А., Ш. Перро, Г. Х. Андерсена, а также произведения других русских писателей и мировых классиков, например, Лермонтова М. Ю., Тургенева И. С., У. Шекспира. Работал преимущественно в технике карандашного рисунка и акварели.
  • · Сутеев В. Г. — детский писатель, художник-иллюстратор и режиссёрмультипликатор — иллюстрировал сказки Чуковского К.И.
  • · Устинов Н. А. — ученик Дехтерёва Б. А., народный художник иллюстратор — проиллюстрировал около трёхсот произведений для различных издательств, таких как: «Три медведя», «Маша и медведь», «Лисичка сестричка», «Царевна-лягушка», «Гуси-лебеди» и др. Работал в журнале «Мурзилка». Сказки с его иллюстрациями издавались в разных странах.

Отдельно нужно обратить внимание на иллюстрации Ломаева А. Я. — русского художника-иллюстратора, известного в основном работами по фантастическим произведениям. Он проиллюстрировал сказки Ш. Перро, Г. Х. Андерсена, братьев Гримм, произведения У. Шекспира, Дж. Р. Р. Толкина и др.

Из известных зарубежных художников иллюстраторов следует отметить следующих художников:

  • · Артур Рэкем — английский иллюстратор, проиллюстрировал практически всю классическую детскую литературу на английском языке («Алиса в Стране чудес», «Питер Пэн»).
  • · Кристиан Бирнингем — современный популярный британский художник и иллюстратор. Проиллюстрировал произведения «Ночь перед Рождеством», «Оливер Твист», «Спящая Красавица», «Снежная королева» и др.
  • · Николетта Чекколи — современная итальянская художница, одна из самых известных в мире иллюстраторов. Проиллюстрировала много детских книг, среди них «Beautiful Nightmares», «The Boo book», «A dignity of Dragons», «Oscar and the mooncats» и др.
  • · Трина Шарт Хайман — американский иллюстратор детских книг. Проиллюстрировала более чем 150 книг, включая легенды о короле Артуре и сказки.

Книга — одно из первых произведений искусства, с которым знакомится ребёнок. Иллюстрации вызывают у него положительные эмоции, активизируют его умственную деятельность, расширяют кругозор. Они способствуют лучшему усвоению языка, облегчают восприятие текста. Рисунок является наиболее важным фактором в установлении отношения ребёнка к персонажам произведения. Чтобы художественный образ был понятен, интересен, занимателен, художник подбирает соответствующие средства выразительности, характеризующие персонажей: рисунок, цвет, композицию. В связи с особенностями детского восприятия требуется создание понятных, доступных и в то же время высокохудожественных графических образов. Когда иллюстрации вызывают интерес, дети проявляют желание рассказывать, описывать изображённое на картинке.

В младшем школьном возрасте на процесс выбора, восприятия и оценки учащимися литературного произведения уже активно влияет иллюстрация, обладающая самостоятельной художественной ценностью. Через творческую работу с иллюстрацией у младших школьников происходит увлечение искусством и формируется потребность общения с ним. Работая с иллюстрацией, учащиеся развивают наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности, — всё то, что в совокупности составляет творческие способности.

Иллюстрации содержат большой познавательный материал, способствуют развитию речи младших школьников, расширяют их представления о жизни. Художники-иллюстраторы в своём творчестве ставят и решают задачи обучающего и воспитательного характера.

Иллюстрирование, как приём работы над текстом, является одним из самых доступных и широко используется в начальной школе на уроках литературного чтения. Данный вид творческой деятельности указывается в качестве одного из важнейших многими методистами, в том числе и Горецким В. Г. Рассмотрев опыт их исследований, можно выделить три основных вида иллюстрирования:

  • · графическое иллюстрирование;
  • · словесное иллюстрирование;
  • · музыкальное иллюстрирование. [63]

Каждому из них методистами отводится особое место в процессе обучения младших школьников.

Мы подробно рассмотрим графическое иллюстрирование. Сущность приёма сводится к использованию на уроках чтения наглядных изображений (готовых или созданных самими детьми), поясняющих словесную информацию — текст литературного произведения.

Так Сыромицкая В. П. утверждает: «Наглядность как неотъемлемый компонент процесса обучения младших школьников помогает активизировать детское мышление, создаёт лучшие условия для образования чувственно-образных связей, как с объективной реальностью, так и с соотносящейся системой языковых значений, которые обучающийся должен научиться воспринимать». [46; 18].

Иллюстрации помогают одним учащимся закрепить возникший при чтении образ, другим — сформировать не до конца сложившиеся представления, третьим — правильно воссоздать то, о чём говорится в тексте.

Итак, иллюстрация — это прямое дополнение, пояснение, наглядное изображение того, что описано в тексте. [24; 25].

В методической литературе выделяют четыре функции иллюстрации: просветительскую (определённая информация об окружающем мире, знакомство с явлениями, формами реального мира, действительности), функции наглядности, художественную и идейно-воспитательную.

В начальных классах в качестве наглядных пособий чаще всего привлекают иллюстрации, репродукции картин, рисунки учебников.

Анализ методических рекомендаций по использованию иллюстративного материала показал, что применение его возможно на всех этапах урока: во время предварительной беседы, в процессе первоначального знакомства с текстом, при анализе художественного произведения, на заключительных занятиях. Такая работа способствует формированию у детей основных умений:

  • · комментировать отдельные образные детали, элементы и всю картину в целом;
  • · анализировать прочитанное, соотносить образы, данные в описании, с изображённым на рисунке. [1; 83]

Наиболее доступными являются иллюстрации, помещённые в учебнике. Работать с ними необходимо, так как иначе включение их в учебную книгу является бесполезным: «Рисунки в книге, возбуждая сначала любопытство детей, скоро им надоедают: отсмотрев их быстро и кое-как, они потом не могут обратить на них должного внимания». [52; 248].

Методисты предлагают ряд вопросов, необходимых при анализе готовых иллюстраций:

  • 1. Посмотри внимательно, что ты видишь на иллюстрации?
  • 2. Кто из героев изображён, и в какой момент?
  • 3. Какому эпизоду рассказа или сказки соответствует данная иллюстрация? Найди и прочитай этот эпизод.
  • 4. Удалось ли художнику передать достоверно то, что описано в произведении?
  • 5. Хотел бы ты что-нибудь изменить в иллюстрации или добавить в неё и т. д.)?
  • 6. Помогла ли тебе иллюстрация понять характер героя (обстановку и при этом методисты указывают, что данный перечень вопросов является примерным: в зависимости от особенностей рисунка должна варьироваться формулировка и количество вопросов.

Сам же характер вопросов, предлагаемых учителем при рассматривании иллюстрации, зависит не только от специфики картинки, но и от того, насколько учащиеся привыкли анализировать, оценивать графический материал.

Привлечение иллюстративного материала на уроках требует от учителя серьёзной и глубокой подготовки: необходимо продумать время, место, методические приёмы работы с иллюстрацией на уроке.

Развивая творческие способности младших школьников средствами иллюстрации детской книги важно побуждать их к самостоятельному творчеству. Иллюстрирование — один из любимых видов работы детей. Благодаря ему обогащаются представления учащихся о добре и зле, о прекрасном и безобразном, глубже воспринимается образная характеристика персонажей и идея произведения. Решая сюжетные и композиционные задачи, учащиеся развивают творческие способности. Вначале младшие школьники копируют мастеров книжной иллюстрации, а впоследствии реализуют собственный замысел, своё видение литературного произведения.

В связи с созданием детьми собственного рисунка к тексту Абдуллина А. А. вводит специальное понятие — «иллюстративное рисование», подразумевая под этим «зарисовку воспринятых образов и картин, отражённых в художественном произведении». [1; 75].

Так Сидоренкова В. В. предлагает следующую систему работы по обучению детей иллюстрированию:

  • 1. Сообщение учителя о том, как иллюстрируются произведения
  • 2. Показ лучших иллюстраций к детским книгам
  • 3. Работа с готовой иллюстрацией
  • 4. Устное составление картин
  • 5. Рисование детьми иллюстраций [63]

Работу по иллюстрированию, как и проверку соответствия рисунка тексту, можно организовать, используя различные виды заданий:

  • 1. Выделение основной мысли произведения: нарисовать то, что считаешь самым главным. При проверке выбираются несколько рисунков, которые затем обсуждаются. Сообща, дети приходят к главному выводу.
  • 2. Выборочное чтение по рисунку: а) ученик зачитывает тот отрывок, который показал на рисунке; б) обменявшись рисунками, учащиеся находят отрывки в тексте и зачитывают их. [3]

Последний из перечисленных видов заданий Горецкий В. Г. взял за основу такого трудного, но интересного вида работы с иллюстрацией, как устное или письменное рецензирование детьми ими же созданных рисунков. Автор предлагает следующую последовательность действий:

  • 1. Каждый ученик после разбора текста углубляется в создание иллюстрации.
  • 2. Школьники обмениваются рисунками.
  • 3. Получившийся рисунок ученик рассматривает его и, перечитывая текст, он пытается найти эпизод, к которому рисунок относится. Установив, к какому месту создана иллюстрация, ученик подписывает её словами текста.
  • 4. Сопоставляя содержание иллюстрации с содержанием данного эпизода, ученик пишет рецензию, где указывает, соответствует или нет данный рисунок тексту, отмечает качество выполненной работы. Все свои замечания подкрепляет ссылкой на текст. [63]

В третьем классе учащиеся начинают самостоятельно пересказывать текст. Они упражняются в различных видах пересказа: читают текст по частям для детального анализа, читают по ролям, про себя, ища ответы на один или несколько вопросов. Вся эта работа соответствует более полному пониманию произведения. Как доказали исследователи (Екизеева Е.А., Жуковская Р. И., Курочкина Н. А., Репина Т. А., Флёрина Е. А. и др.) благодаря иллюстрациям дети лучше понимают текст и смысловые моменты, и потому при пересказе они воспроизводят больше отрывков, их высказывание более связны, образны и выразительны, также присутствует и эмоциональное отношение к героям. Пересказ подкрепляется самостоятельно выполненными иллюстрациями. Рисунок помогает им найти нужные слова, вспомнить какие-то эпизоды. Некоторые рисунки передают буквально построчный перевод текста на язык рисунка. Пересказывая текст, озвучивая свои рисунки, младшие школьники прочно сохраняют в памяти пройденный материал. Это происходит потому, что впечатления, которые человек получает, оставляют определённый след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости — воспроизводятся. Эти процессы и называются памятью. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. У человека есть три вида памяти: произвольная, логическая и опосредованная. В данном случае используется опосредованная память, которая связана с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде материальной и духовной культуры. Таким образом, создавая иллюстрацию, ребёнок оставляет определенный след в своей памяти. А при пересказе, посредством того же рисунка, проходит по этим следам.

Прежде всего, запоминание зависит от внимания. Поэтому любые приёмы, позволяющие привлечь и удержать внимание, могут оказаться полезными для запоминания. На вспоминание материала влияют и связанные с ним эмоции. Положительные эмоции, как правило, способствуют припоминанию. Эмоциональное состояние, сопровождающее процесс запоминания, является частью запечатлённого в памяти материала, поэтому, когда оно воспроизводится, то по ассоциации восстанавливается весь материал, припоминание облегчается.

Труднее всего учащимся даётся краткий пересказ. Серия же составленных к произведению рисунков даёт возможность проведения пересказа текста детьми с опорой на наглядное изображение.

Некоторые дети сталкиваются с большими трудностями при заучивании наизусть стихотворений, особенно содержащих абстрактные образы, скрытые сравнения и т. д. Перевод абстрактных понятий и образов на привычный и понятный язык рисунка помогает младшим школьникам лучше осознать, запомнить и воспроизвести стихотворный текст, способствует повышению выразительности чтения стихов.

На уроках изобразительного искусства в начальной школе отдаётся предпочтение иллюстрированию сказок, потому что они способствуют развитию воображения, образного мышления и фантазии у учащихся. В процессе обучения предлагается использовать те сказки, которые младшие школьники хорошо знают и которые имеют несколько изданий с иллюстрациями разных художников и музыкальные фрагменты сопровождения.

Обучение детей иллюстрированию должно основываться на знании сюжетов сказок, структурных элементов книги, приёмов и методов работы ведущих художников-иллюстраторов, жанровых особенностей книги.

Ребёнку, чтобы точно передать особенности литературного произведения, порой необходимо изобразить характерные детали быта, костюмов, архитектуры, создать яркие и выразительные образы героев произведения, портреты эпохи.

Можно выделить следующие задачи руководства иллюстрированием:

  • · формировать у учащихся интерес к окружающему миру;
  • · развивать стремление поделиться своими впечатлениями, переживаниями посредством рисунка;
  • · формировать желание и умение принимать от взрослого и самому ставить соответствующие цели и задачи;
  • · развивать у учащихся умение создавать образ, определяя заранее содержание и некоторые способы изображения;
  • · обучать младших школьников доступным способам изображения сюжетного образа.
  • · обучать способам восприятия, наблюдения явлений окружающего мира, необходимым для выполнения иллюстрации;
  • · развивать у детей потребность в наблюдении с целью последующего изображения;
  • · побуждать детей к самостоятельности, творчеству, передаче характерного образа;
  • · учить детей чувствовать выразительность образа, подводить к пониманию зависимости выразительности образа от используемых средств, способов изображения, то есть формировать способность художественного творческого восприятия рисунков.

Таким образом, задачи обучения иллюстрированию литературных произведений не сводятся к изобразительным задачам, а представляют собой конкретизацию общих задач, направляющих преподавателя на формирование у детей целостности деятельности и развития при этом личности ребёнка.

Методика иллюстрирования литературных произведений двухэтапная: сначала необходимо обеспечить полноценное эстетическое восприятие детьми литературных впечатлений от подробных явлений в жизни, а затем вести работу по формированию изобразительного образа (Кузин В.С., Сакулина Н. П., Сокольникова Н. М. и др.). [63].

Начинать образовательную деятельность по иллюстрированию желательно с небольшой эмоциональной беседы. Её цель — воздействовать на сознание и чувства учащихся, возбуждать их умственную и эмоциональную активность, фантазию, творчество. Во время беседы ребятам сообщаются необходимые для предстоящей работы по иллюстрированию знания, и в то же время происходит эмоциональная подготовка детей к предстоящему иллюстрированию произведения.

Способности художественно-образного слова возбуждать мыслительную активность ребёнка, его фантазию, творчество можно использовать и в процессе самостоятельной работы детей. После такой беседы обязателен приём показа способов изображения отдельных элементов. После того, как главное детьми уже нарисовано, чтобы обратить внимание на отдельные, недостающие в иллюстрациях детали, можно прочитать детям отрывки из иллюстрируемых произведений. Этот приём содействует закреплению в сознании детей представлений о героях и событиях иллюстрируемого произведения, более выразительной передаче этих образов детьми в рисунках.

Внесение в содержание совместной деятельности по иллюстрированию — использование проблемных вопросов (Как? Зачем? Почему?) — активизирует творчество младших школьников, а дидактические игры, такие как: «Вхождение в иллюстрацию», «Выставка художников-иллюстраторов», «Расскажи сказку», «Угадай, кто нарисовал иллюстрацию?», «В книжном магазине», «Найди картинку к тексту» и т. д., — усиливают внимание учащихся, стимулируют мыслительную деятельность, воображение, фантазию.

Кузин В.С. выделяет в процессе обучения младших школьников иллюстрированию следующие методические приёмы:

  • · показ на классной доске (педагогический рисунок) примерных вариантов композиции иллюстрации, последовательности выполнения композиции, отдельных компонентов сюжета;
  • · показ на классной доске с помощью магнитов и выразительных аппликационных фрагментов различных сюжетов композиции;
  • · сравнение и анализ школьниками отдельных ученических рисунков;
  • · сравнение изображаемых в композиции объектов с реальными объектами;
  • · предварительное выполнение небольшого схематичного рабочего эскиза.

При этом важно, чтобы учащиеся не срисовывали с доски примерный вариант композиции. В ряде случаев для развития самостоятельности учащихся можно не показывать примерных вариантов композиций, дети сами решат композицию своей иллюстрации. [25; 113].

При анализе детских работ важно использовать любую возможность для стимулирования и развития чувства сопереживания удачам и неудачам учащихся друг другу.

Педагог должен учитывать возрастные особенности младших школьников при обучении иллюстрированию. Учителю важно знать и предупреждать все типы ошибок в иллюстрациях учащихся (логические, конструктивные, композиционные, технические).

На наш взгляд, наиболее эффективный порядок подготовки к выполнению иллюстрации учащихся и процесс работы над её композицией следующий (Сокольникова Н.М., Шорохов Е.В.):

  • · вступительная беседа, эмоционально настраивающая учащихся на урок;
  • · выбор сюжета литературного произведения для иллюстрирования;
  • · обдумывание композиции иллюстрации;
  • · наблюдение окружающей жизни в связи с темой, наброски с натуры;
  • · выполнение эскиза иллюстрации;
  • · создание линейной композиции иллюстраций;
  • · завершение работы над иллюстрацией;
  • · самостоятельная оценка и анализ учащимися выполненных иллюстраций. [63]

Иллюстрации создаются для толкования произведения и воспринимаются в единстве с текстом. Выделяют различные виды иллюстраций: иллюстрации на обложке, фронтисписы, заставки и концовки, рисунки на полях, полосные, полуполосные, разворотные и оборонные иллюстрации. Выбор формата иллюстрации зависит от важности изображаемого события, образа. Многие известные художники занимались иллюстрированием детских книг (Билибин И.Я., Васнецов Ю. А., Дехтерёв Б.А.). Иллюстрации для них должны содержать понятные, доступные, но в то же время высокохудожественные графические образы. При работе с иллюстрацией необходимо использовать различные методические приёмы: задавать вопросы по содержанию иллюстрации, её восприятию и оценке учащимися, выполнять поиск изображённого момента в тексте, проводить беседу о художниках-иллюстраторах и т. д. Иллюстрации помогают детям лучше понять и запомнить текст, благодаря чему им становится легче пересказать содержание литературного произведения, описать героев повествования. Важную роль при обучении младших школьников пересказу текста играет рецензирование рисунка. Иллюстрирование литературных произведений — один из любимых видов деятельности младших школьников. В начальной школе для иллюстрирования лучше всего подходят сказки, так как они развивают творческие способности учащихся: творческое мышление и творческое воображение.

педагогический творческий литературный иллюстрация.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой