Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Японская (азиатская) модель менеджмента

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Преимуществами японского менеджмента пользуются и в других странах, так, например, когда германская компания «Порше», оказавшись на грани банкротства, обратилась за помощью к японским коллегам и смогли восстановить производство за три года. В результате нововведений исчезло несколько подсобных помещений, территория завода сократилась на 30%. Одной из отличительных особенностей японского… Читать ещё >

Японская (азиатская) модель менеджмента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Характерные черты японского (азиатского) стиля менеджмента:

  • · межфирменные отношения строятся на доверии взаимопонимании, родственных и дружеских отношениях руководителей компаний;
  • · достаточно высокий уровень образования всех категорий персонала, постоянное обучение, повышение квалификации, чувство соучастия в отношениях подчиненных с руководителями;
  • · доверие партнеров друг к другу;
  • · уверенность в успехе долгосрочных планов компании;
  • · понимание совместного вклада в развитие компании.

В Японии И Южной Корее, где наиболее ярко выражен эта модель менеджмента, фирмы не просто обеспечивают занятость и доход людям, но всегда дают им возможность для саморазвития, самовыражения. В основе азиатского менеджмента лежит создание дружелюбных коллективов с использованием сочетания формальных факторов организации труда с неформальными.

Японская система менеджмента признана наиболее эффективной во всем мире и главная причина ее успеха — умение работать с людьми. Основным богатством страны японцы считают свои человеческие ресурсы.

В последние годы во всем мире возрастает интерес к японским формам и методам управления, т. к. быстрое успешное развитие экономики этой страны позволило ей занять лидирующее положение в мире.

Японская система управления развивалась частично под влиянием местных традиций, частично — вследствие американской оккупации после второй мировой войны, частично — как реакция на необходимость борьбы с бедностью и разрухой после войны.

Японский менеджмент постоянно использует наиболее полезные концепции управления западных стран, их методы и технику, приспосабливая их к своим национальным особенностям, сохраняя и усиливая тем самым свои ценности и способствуя установлению особого стиля мышления и методов, присущих только японским менеджерам.

За последние два десятилетия Япония заняла лидирующее положение на мировом рынке. На ее долю приходится 44,5% общей стоимости акций всех стран мира. И это притом, что население Японии составляет всего 2% от населения земного шара.

Одной из главных причин стремительного успеха Японии является применяемая ею модель менеджмента, ориентированная на человеческий фактор. При этом японцы рассматривают не одного человека (личность), как американцы, а группу людей.

Основные черты японской системы управления определяет ряд концепций, отсутствующих в американской модели. Важнейшими из них являются система пожизненного найма и процесс коллективного принятия решений. Другой немаловажной особенностью японского менеджмента является концепция непрерывного обучения. Японцы уверены, что непрерывное обучение приводит к постоянному совершенствованию мастерства. Каждый человек путем непрерывного обучения может улучшить выполнение своей работы.

Одной из отличительных особенностей японского управления является управление трудовыми ресурсами. Японские корпорации управляют своими служащими таким образом, чтобы последние работали максимально эффективно. Японцы преклоняются перед трудом. Их часто называют «трудоголики». В иерархии ценностей японского народа труд стоит на первом месте.

Японская модель менеджмента ориентирована на «социального человека», который имеет специфическую систему стимулов и мотивов. Формула «предприятие есть люди» является искренним убеждением работодателей. Японские управляющие прививают своим работникам не только технические навыки, но и моральные и нравственные ценности.

Японцы выше других ставят социальные потребности (принадлежность к социальной группе, место работника в группе, внимание и уважение окружающих). Поэтому и вознаграждение за труд (стимулы) они воспринимают через призму социальных потребностей. В отличие от работников других стран, японцы не стремятся к безусловному выполнению правил, инструкций и обещаний. С их точки зрения, поведение менеджера и принятие им решений всецело зависит от ситуации. Главное в управленческом процессе — это изучение нюансов обстановки, которые позволяют менеджеру принять правильное решение.

До развития в Японии капиталистического способа производства ей было присуще уравнительное вознаграждение за труд. Становление машинного производства потребовало разработки системы мотивации труда с учетом сложившегося стремления работников к уравниловке и личного вклада каждого из них. Выход был найден в разработке системы оплаты труда работников по выслуге лет.

Сильнейшим средством мотивации в Японии является «корпоративный дух» фирмы. В основе его лежит психология группы, ставящей интересы группы выше личных интересов отдельных работников. Центральное место в оперативном управлении японского менеджмента занимает управление качеством. Во всех сферах японской экономики в настоящее время действуют группы (кружки) качества, в которые помимо рабочих включаются мастера и инженеры. Японская система управления качеством не дает сбоев. Это является результатом ее продуманности и простоты. В начале 70-х гг. вице-президент автомобильной компании «TОУОTА» Т. Оно предложил систему организации труда «Канбан». Суть ее заключается в том, что на всех фазах производственного процесса отказались от производства продукции крупными партиями и создали непрерывно-поточное производство.

Японский менеджмент включает в себя такие мероприятия, как:

утренняя зарядка для всех сотрудников фирмы;

всех сотрудников принято одевать в форменную одежду в рабочие часы;

на совещаниях руководителей, которые заканчиваются принятием решений, используется метод консенсуса;

воспитание преданности компании;

обязательное награждение за достигнутые успехи в труде;

функционирование «кружков качества», в которые входят рабочие, менеджеры и руководители компаний;

наличие одной столовой и для руководителей и рабочих; периодические ужины «по-семейному» всех сотрудников компании;

в оплате труда и продвижении по службе наибольшее значение имеет стаж работы сотрудника на фирме;

пожизненное принятие на работу;

корректное обращение руководителей со своими подчиненными;

практика поставок точно в срок, которая дает возможность избавиться от громоздких складских помещений и позволяет достичь высокого уровня дисциплины персонала фирмы;

сведение перерывов в работе к минимуму;

предоставление пенсионного пособия всем членам семьи рабочего после выхода его на пенсию.

Особенности организации производства и сбыта продукции в Японии: большую роль играют торговые дома («сото шоша»). Уже к середине 1990;х гг. на их долю приходилось свыше 40% японского экспорта и около 70% - импорта.

Преимуществами японского менеджмента пользуются и в других странах, так, например, когда германская компания «Порше», оказавшись на грани банкротства, обратилась за помощью к японским коллегам и смогли восстановить производство за три года. В результате нововведений исчезло несколько подсобных помещений, территория завода сократилась на 30%.

В последнее время американские корпорации начали внедрять у себя нововведения, приведшие японские фирмы к значительному успеху.

Однако не все методы управления, используемые в Японии, приживаются на американской земле. Нельзя переносить одну модель менеджмента в экономику другой страны без учета ее специфических условий и, прежде всего, психологических и социально-культурных факторов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой