Краткая характеристика дидактики и педагогической психологии
Как видим, дидактику и педагогическую психологию объединяет главное понятие — процесс обучения, современное определение которого включает и дидактическую, и психологическую характеристики. Рассмотрение данных понятий и составляет главную задачу учебного пособия. Однако уже предварительное ознакомление с основными понятиями подсказывает, насколько они связаны друг с другом. Принятие или… Читать ещё >
Краткая характеристика дидактики и педагогической психологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Чем занимается дидактика (теория обучения) и педагогическая психология? Имеющаяся учебная литература отвечает на этот вопрос следующим образом:
дидактика как наука изучает закономерности, действующие в сфере ее предмета, анализирует зависимости, обусловливающие ход и результаты процесса обучения, определяет методы, организационные формы и средства, обеспечивающие осуществление запланированных целей и задач. Дидактика отвечает на вопросы: чему учить и как учить. Современный подход добавляет: когда, где, кого и зачем учить;
педагогическая психология изучает закономерности усвоения знаний и формирования учебной деятельности, развития сфер человека в процессе обучения; предметом данной науки является также деятельность учителя и личность учителя во всем многообразии характеристик, свойств и связей.
Как видим, дидактику и педагогическую психологию объединяет главное понятие — процесс обучения, современное определение которого включает и дидактическую, и психологическую характеристики.
Таблица — Процесс обучения.
Деятельность учителя. | Деятельность учащегося. |
Формирование учебной деятельности, управление развитием психических и личностных свойств, диагностика, коррекция и оценка результатов учения. | Принятие или самостоятельная постановка учебных задач, выполнение учебных действий по усвоению знаний и способов деятельности, самоконтроль и самооценка достижений. |
Основные понятия дидактики: обучение, преподавание, образование, цели, методы, средства, формы обучения, закономерности, принципы и правила обучения, контроль и оценка. В последнее время в теорию обучения вошли и такие понятия: педагогическая система, педагогическая концепция и технология, педагогическая диагностика, управление процессом обучения.
Основные понятия педагогической психологии: учение, усвоение, закономерности развития в учебном процессе, деятельность учителя и учебная деятельность, педагогическое общение, педагогические способности, профессиональные, психологические и личностные качества учителя, профессиональная компетентность учителя.
Рассмотрение данных понятий и составляет главную задачу учебного пособия. Однако уже предварительное ознакомление с основными понятиями подсказывает, насколько они связаны друг с другом.